После снятия запретов и прекращения идеологически обязательной пропаганды атеизма жители России оказались вовлечёнными в активный духовный поиск. В настоящее время всё большее количество людей осознаёт величину ответственности за выбор своих духовных ориентиров. Тем не менее современная социально-психологическая ситуация, характеризуется своеобразным кризисом духовности, нравственности личности, возникшим в результате утраты духовно-нравственных ценностей.
Культуру человека отражает прежде всего его система ценностей, святынь, от которых он никогда не откажется. В зависимости от того, что именно для него свято, человек судит о кризисе в культуре. Чувство прекрасного, духовность и культура неистребимы, уничтожить их можно только вместе с самим человеком. Наша «духовная культура сейчас находится не в кризисе, она находится в состоянии катастрофы. Кризис – это обнадёживающее понятие, потому что после кризиса наступает часто выздоровление, новое состояние, которое, может быть, даже лучше или более желательное, чем прежнее. Катастрофа – это, вообще говоря, синоним летального исхода» [7].
Оценивая социокультурную среду, в которой функционирует и развивается Детство в начале XXI века, Д. И. Фельдштейн говорит «о качественном скачке – реальном переходе человечества в исторически новое состояние, который некоторые исследователи определяют как цивилизационный слом» [4, с.211]. Это связано с тем, что во всех сферах жизнедеятельности человека (в социальной, экономической, культурной, демографической, этнополитической, экологической и др.) произошли глубокие преобразования:
1) изменился энергетический потенциал общества в целом и разных регионов и стран, обусловив новую расстановку сил в мире;
2) изменились системы отношений людей в разных сферах и на разных уровнях;
3) изменились взгляды современного человека, нравственные ориентиры, и, что чрезвычайно опасно, всё чаще нарушаются моральные и этические нормы (последнее проявляется, в частности, в росте фундаментализма, национализма, сепаратизма);
4) в результате резких изменений произошла дезориентация людей, которая вызвала нагнетание напряжённости, тревожности, массовый социально-психологический стресс, что тяжело сказывается на духовном и физическом здоровье и нации, и каждого человека, который чаще и глубже испытывает душевные переживания [4, с.211 - 212].
Сложившаяся система социализации, согласно выводам Н. Д. Никандрова на основании проведённых исследований, содержит «риски:
- формирования равнодушия или активной неприязни к людям;
- роста жестокости как черты характера;
- увеличения числа алкоголиков и наркоманов;
- роста насильственной и корыстной преступности;
- антипатриотизма и утраты чувства Родины;
- равнодушия к созданию семьи, большого числа пробных браков, социального сиротства и проституции;
- примитивизации культурных предпочтений» [2, с.7].
Развитие духовности, духовной культуры личности всегда было одной из приоритетных задач отечественного воспитания. Тема духовности приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением научных исследований в наши дни, в период острых противоречий в духовной жизни страны. В создавшихся условиях особо остро проблема воспитания духовной культуры стоит в школьной среде. Младшие школьники оказались наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям, детерминированным кризисом духовных ценностей российского общества в силу своих возрастных особенностей, а также в силу несформированности мировоззренческих позиций.
В педагогической и философской науке уже определилось представление о духовной культуре. Однако анализ современных исследований по вопросам воспитания духовности показывает, что в педагогике духовное воспитание зачастую подменяется нравственным, этическим и гражданским воспитанием. В связи с этим возникает необходимость уточнения понятий духовности и духовной культуры.
Область духа, духовности, духовной культуры – сложна для изучения путём опыта. Духовность – это уникальное свойство человеческого существа, делающее его человеком; она есть обладание духом – бессмертным, разумным, творческим, нравственным, свободным; постоянное стремление человека к неким высшим абсолютным духовным ценностям – к Истине, Добру и Красоте [1, с.22]. Духовная культура – одна из сторон общей культуры человечества, проявляющаяся через реализацию добра в различных его модификациях: ответственности, порядочности, милосердии, совестливости; и требующая от человека повышенной активности в облагораживании природной, социальной и индивидуально-личностной сред. Духовная культура есть объективная надиндивидуальная реальность, укоренённая во внутреннем мире человека [5, с.18].
С шести – семилетнего возраста начинается новая фаза развития, которая меняет весь прежний уклад жизни ребёнка. Он становится учеником – первоклассником. Младший школьный возраст – очень важный этап в становлении духовного облика ребёнка. В этот период формируются уважение к старшим, гуманизм, чувство ответственности перед коллективом, дружеские отношения. В младшем школьном возрасте многое зависит от обучения в школе – от степени его успешности, особенностей отношений с учителями, внимания к учёбе, проявляемого в семье, от поощрений и наказаний в связи с учебными успехами и неудачами. Как считают психологи, учебная деятельность становится в этот период ведущей деятельностью, определяющей развитие мышления, мотивации и самосознания. Личностное развитие в этом возрасте связано с тем, как младший школьник включается в учебную деятельность, насколько он успешен в ней, как складываются его отношения со взрослыми.
Младший школьник отличается остротой и свежестью восприятия, любознательностью и яркостью воображения. Внимание его относительно длительно и устойчиво, память достаточно развита. Особенно легко и прочно запоминает он то, что его поражает, вызывает его интерес. По сравнению с дошкольником у младшего школьника проявляется большая дифференцировка чувств. Именно в этом возрасте необходимо закладывать фундамент духовного, нравственного поведения, развивать интеллектуальные и эстетические чувства, усваивать моральные нормы и правила поведения.
С какими духовно-нравственными ориентирами младший школьник войдёт во взрослую жизнь в основном зависит от родителей. Семья является начальным звеном в развитии духовно-нравственной культуры ребёнка. Младший школьник живёт и думает представлениями взрослых, часто основанными на заботе о своём теле: одеть, напитать, дать ему всевозможных наслаждений, добиться более высокого социального положения. Такое потребительское отношение к жизни - результат незнания основ духовной жизни, суеверия, разрушительного и уничтожающего воздействия сект, оккультизма, чужих культур, основанных на почитании тела или извращённых понятиях о душе.
В современной школьной среде актуальной задачей является развитие духовной культуры младшего школьника. Воспитание в младших классах общеобразовательной школы играет особую роль в развитии духовной культуры учащегося. Школьный учитель отвечает не только за обучение, но и за воспитание. «Задача исследователей – философов, социологов, психологов, педагогов – определить желательную на данном этапе развития общества систему ценностей, т. е. цель воспитания и социализации, а также, не нарушая творческой свободы педагога и нравственной свободы молодого человека, предложить комплекс действий, с помощью которых она может быть достигнута» [2, с.6].
Современный младший школьник находится в огромном информационном и социальном пространстве. Социологические исследования жизненного мира младших школьников показывают, что воспитательное и социализирующее воздействие таких источников информации как интернет, радио, телевидение, компьютерные игры, кино нередко перекрывает влияние родителей, учителей, воспитателей. Один из авторов делает вывод о том, что «… технология работы телевещания, опираясь на фундаментальные социокультурные и психологические механизмы, сориентирована отнюдь не на нормальную человекосообразную логику социализации и сохранения психического здоровья, а, напротив, работает на их разрушение» [цит. по 2, с.7].
Мнение и поведение сверстников порой сильно отличается от мнений и поведения, принятых в обществе. Младшему школьнику всё чаще приходится самому выбирать, что хорошо, а что плохо.
Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя:
1) познавательную (интеллектуальную) культуру;
2) нравственную культуру;
3) художественную культуру;
4) правовую культуру;
5) педагогическую культуру;
6) религиозную культуру [6].
Духовная культура - это совокупность результатов духовной деятельности и сама духовная деятельность; это совокупность нематериальных элементов: обычаи (стандартная, неосознанная форма поведения), нормы (возникают на основе обычаев), правила, законы, духовные ценности (наиболее сложный и развитый продукт жизнедеятельности, формирующийся в результате синтеза норм, обычаев, интересов, потребностей), церемонии, ритуалы, символы, мифы, язык, знания [6].
Уровень духовной культуры весьма сложно оценить. Непонятно, какими критериями пользоваться, чтобы измерить духовность. У каждого человека своя система духовных ценностей, святынь. Основу духовной культуры составляют ценности, ставшие для человека своеобразными регуляторами поведения. Высшие из этих ценностей - Истина, Добро и Красота. Духовный человек всегда ощущает своё несоответствие этим высшим ценностям и постоянно стремится совершенствоваться в этих областях.
Выявлено, что ценностное отношение младшего школьника к окружающему его миру выражается в:
- ценностном отношении к Семье, уважении семейных традиций, в гордости за свою фамилию, в понимании своей будущей ответственности за продолжение рода;
- ценностном отношении к Отечеству (проявляется в патриотизме, гражданственности);
- ценностном отношении к Земле (предполагает любовь к природе, бережное отношение к её богатствам);
- ценностном отношении к Миру – это миротворчество, неприятие насилия и милитаризма;
- ценностном отношении к Знаниям (проявляется в любознательности);
- ценностном отношении к Труду – трудолюбие, стремление к творчеству;
- ценностном отношении к Культуре – проявляется в таком особом качестве, как интеллигентность, противостоящем бескультурью, хамству, вандализму.
Ценностное отношение младшего школьника к другим людям может проявляться в:
- ценностном отношении к человеку вообще (такому же, как Я сам), что выражается в гуманности, милосердии;
- ценностном отношении к человеку как Другому (не Я), что выражается в альтруизме;
- ценностном отношении к человеку как Иному, представителю иной расы, национальности, веры (не такой, как Я), что выражается в толерантности.
Ценностное отношение младшего школьника к себе может проявляться в:
- ценностном отношении к своему телесному «Я», что выражается в заботе о своём здоровье, стремлении вести здоровый образ жизни;
- ценностном отношении к своему душевному «Я», что выражается в самопринятии, в заботе о своём душевном здоровье, в отсутствии комплексов неполноценности;
- ценностном отношении к своему духовному «Я», что выражается в свободе как главной характеристике духовного бытия человека, в самостоятельности, самоопределении, самореализации [3, с.169 - 170].
Формирование основ духовной культуры детей наиболее продуктивно осуществлять в младшем школьном возрасте в процессе интегративного освоения общечеловеческих ценностей. Младшие школьники более открыты к восприятию любви, добра, радости.
Обращение к духовной культуре, к духовным ценностям – ведущие ориентиры современной российской школы. Недостаток воспитания духовной культуры младших школьников является одним из величайших зол нашего времени. И если с ним не бороться, человечество ждут нравственное разложение и гибель. Надежду даёт то, что в самых главных выступлениях руководителей страны последних лет неизменно содержатся постановка задач нравственного, патриотического, гражданского воспитания, указания на ценность традиционного культурного наследия российских народов [2, с.8], а также то, что младшие школьники, зачастую испытывая трудности как морального, так и духовного характера, тем не менее неуклонно стремятся к духовному возрастанию. Это даёт нам основание верить в духовное возрождение нашего Отечества и позволяет определить задачи нашего исследования:
1) уточнить содержание и структуру понятия «духовная культура младшего школьника»;
2) выявить педагогические ориентиры воспитания духовной культуры младшего школьника;
3) разработать структурно-функциональную модель педагогических ориентиров воспитания духовной культуры младшего школьника.
Литература:
1. Лега В. П. О христианских основаниях культуры / В. П. Лега // Православная культура: Концепции, учебные программы, библиография / Сост. Д. Е. Самогаев. Под общей ред. иеромонаха Киприана (Ященко) и Л. Л. Шевченко. – М., 2003. – С.21 – 29.
2. Никандров Н. Д. Российская академия образования: итоги деятельности и перспективы научных исследований / Н. Д. Никандров // Педагогика, №1, 2009. – С.3 – 8.
3. Рындак В. Г. Мы родом из детства [Педагогические ориентиры воспитания ребенка в семье и школе] / Монография / – М.; Оренбург, 2006. - 203 с.
4. Фельдштейн Д. И. Сущностные особенности современного Детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования / Фельдштейн Д. И. // Мир психологии, №1 (57), 2009. – С.211 – 218.
5. Хутиева О. А. Духовная культура современной российской молодежи: культурфилософский анализ. Автореферат дисс. канд. философских наук. – Ставрополь, 2009. – 27 с.
6. http://www.gumfak.ru/kult_html/lecture/lect11.shtml
7. http://www.isras.ru/files/File/Socis/2005-10/korovytsina.pdf