Мировоззренческое самоопределение старшеклассника: эмпирический анализ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1-2 (13) январь-февраль 2010 г.

Статья просмотрена: 1230 раз

Библиографическое описание:

Берестовицкая, С. Э. Мировоззренческое самоопределение старшеклассника: эмпирический анализ / С. Э. Берестовицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 1-2 (13). — Т. 2. — С. 243-249. — URL: https://moluch.ru/archive/13/1052/ (дата обращения: 19.12.2024).

Ещё три десятилетия назад проблема формирования мировоззрения школьника была одной из основных в педагогике. Ею занимались такие ученые, как  З.И. Моносзон, Н.А. Менчинская, В.Г. Постовой, Д.И. Румянцева, И.В. Сысоенко и др., выходили учебные пособия по педагогике, в которых обязательно была глава о формировании мировоззрения, издавались методические рекомендации. Советская школа и педагогическая наука выполняли поставленную перед ней идеологическую задачу – формирование коммунистического мировоззрения юношества. И сама проблема была ключевой в системе педагогического знания.

Ушла в прошлое советская педагогика, а с ней  идеи воспитания гармонически развитой личности, и моральный кодекс строителя коммунизма, и основы коммунистического мировоззрения.

Но мировоззренческие проблемы, «проклятые вопросы Бытия», которые обостряются в юношеском возрасте, никуда не исчезли, и современный молодой человек решает их уже без давления идеологии, но и подчас без всякой педагогической поддержки вообще.

Современный юноша поставлен перед личным выбором идеалов, ценностей, смыслов, которые сосуществуют в обществе и нередко противоречат друг другу. Это проявляется в острой непримиримости и оппозиции между религиозным и светским образованием, религиозным и научным объяснением мира. Предпринимаемые в последние годы попытки их диалога и согласования не привели и не могут привести к снятию всех противоречий в мировоззренческом состоянии общества. Противоречия между национальными и общечеловеческими ценностями, между прагматическими, гедонистическими устремлениями массового сознания и высокими целями Бытия, проповедуемыми философией и искусством, разнонаправленные влияния семьи, школы, средств массовой информации усугубляют сложность мировоззренческого самоопределения юношества. В силу эклектизма, плюрализма общественного мировоззрения молодой человек часто не может найти точку опоры в своих исканиях. Ему подчас непонятен предмет выбора, ему не хватает религиозных, философских знаний, у него очень много источников информации, но он не умеет ее анализировать. В таком сложном мире у молодёжи появляется соблазн остановиться на обыденном, житейском мировоззрении, отказавшись от решения «проклятых» вопросов Бытия, от активного и осознанного мировоззренческого самоопределения. Человек с обыденным, бытовым мировоззрением, лишенный личных убеждений, не выработавший в себе потребность рефлексировать, сомневаться, задавать вопросы, теряет способность «ориентироваться в мире», легко становится жертвой, «рабом случайных обстоятельств» (П.Биери), средством многообразных манипуляций.

Педагогическая поддержка в становлении мировоззрения является не только прямой обязанностью школы, но и социальным заказом общества. Журнал «Социальная реальность» опубликовал статью И. Шмерлиной «Учить или воспитывать?». В ней рассказывается об обсуждении в фокус-группах задач современной школы. Вывод следующий: «… сегодня подавляющее большинство россиян (83 %) убеждены в том, что школа “должна и учить, и воспитывать”… Обсуждение этой темы в фокус-группах в принципиальном плане полностью согласуется с данными массового опроса. У большинства участников дискуссий практически не возникало сомнений в том, что общественная миссия школы не ограничивается образованием, а может быть, и не в нем прежде всего состоит» [1].

Мировоззренческий кризис, переживаемый современным обществом, отразился и в этой дискуссии: «Диспутанты явно испытывали “дефицит” надежной нравственно-мировоззренческой опоры – тех позитивных идеалов и ценностных ориентиров, которые были бы адекватны духу времени и на которых можно было бы выстроить прочное здание современной школьной педагогики» [1]. И еще одно очень важное, с нашей точки зрения, наблюдение автора статьи: «В спонтанных, разрозненных репликах респондентов проступает модель, ориентированная на “жизненные реалии”, на “разные жизненные обстоятельства”, такая, которая должна привить молодому человеку некоторый иммунитет против этих реалий, научить его “не бояться жизни”, подготовить к ”разочарованиям, страхам и потерям”.

Ни участники дискуссии, ни автор этих заметок не имеют отчетливого представления о данной модели. Очевидно лишь то, что она исходит не из ”общественных идеалов”, а из интересов личности. Эта модель открывает возможность взглянуть на общество трезво и задать вопросы, немыслимые прежде: должно ли воспитание способствовать интеграции ребенка в социум, прививая качества, которые позволят ему быть успешным в жизни, без излишнего акцентирования духовно-нравственной стороны “успеха”? Или оно должно формировать дистанцию между личностью, воспитанной в духе высоких нравственных идеалов, и обществом, последовательно выталкивающим эти идеалы из числа своих регуляторов? Кто, однако, возьмет на себя ответственность за формирование такой заведомо неадаптивной личности?» [1].

Итак, общество требует, чтобы школа воспитывала, однако, на каких идеалах, ценностях должно строиться мировоззрение современного школьника, оно не знает. Противоречие между воспитанием качеств личности, необходимых для жизненного успеха, и воспитанием высоких нравственных идеалов становится все очевиднее.

О «мировоззренческом неблагополучии в среде педагогов» пишет Е.Ямбург в статье «Педагогические уроки XX века: как мы их усваиваем?». Анализируя уроки участников конкурса педагогического мастерства «Учитель года России», он приходит к следующему выводу: «Общий хаос в головах и смута в сердцах порождают две причудливо переплетающиеся тенденции:

·                     стремление на свой страх и риск склеить развалившуюся картину мира и немедленно представить свой самодеятельный авторский продукт детям как окончательный и непогрешимый;

·                     и тоску по единственно верной готовой идеологии, которая, наконец, снова поставит все на свои места и позволит учителю формировать личность ученика по проверенным пропагандистским лекалам» [2, С.205].

Анализ программ развития образовательных учреждений (их целей и задач) позволяет сделать вывод о том, что, стараясь соответствовать требованиям современной жизни, школа сосредоточилась на прагматических аспектах образования: адаптации в социуме, конкурентоспособности, подчас забывая о духовном, нравственном, мировоззренческом смысле образования.

Следует заметить, что если в советский период нашей истории феномен мировоззрения был в центре и теоретической, и практической педагогики, то на сегодняшний момент он почти не изучается применительно к современному молодому человеку и новым социально-культурным условиям.

В педагогической науке прослеживается активное внимание к качеству образования как ведущему условию образованности. Но оно  не сопрягается с научным интересом к мировоззренческому смыслу образования, к образованию как фактору мировоззренческого самоопределения юношества.

Вследствие этого научно-педагогические  знания о мировоззрении современного молодого человека, о факторах, влияющих на мировоззренческое самоопределение в  юношеском возрасте, условиях и методах его педагогической поддержки,  разрозненны и фрагментарны. В системе современного педагогического знания отсутствует даже понятие мировоззренческое самоопределение старшеклассника, и отсутствуют исследования о влиянии школьного образования на этот личностный процесс.

Анализ диссертационных исследований, рассматривающих проблемы самоопределения ученика и учителя (1998-2008 гг.),  дает следующие результаты. 35 исследований посвящены самоопределению ученика, 14 – учителя. Из общего количества всех работ (49) в 28 изучаются различные аспекты профессионального самоопределения. Остальные исследования рассматривают проблемы социально-профессионального (3), жизненного (3), профессионально-личностного (2), социального (2), ценностного (2), учебного (1), личностного (1), морального (1), нравственного (1), творческого (1), профессионально-творческого (1) самоопределения. Нет ни одного исследования,  посвященного проблемам мировоззренческого самоопределения школьников и педагогов.  

Таким образом, нерешенным остается целый ряд вопросов:

Каковы особенности мировоззрения юношества в современном обществе, характеризующемся множеством мировоззренческих влияний  различных институций?

Какую роль играет школьное образование в процессе мировоззренческого самоопределения школьника?

Каков мировоззренческий потенциал школьного образования и как он может быть актуализирован в педагогической практике?

Какие условия необходимо создать для педагогической поддержки ученика в решении проблем мировоззрения?

Мы провели пилотное («пристрелочное») исследование, в котором приняли участие 78 старшеклассников, 19 родителей и 15 учителей одной их школ Санкт-Петербурга, чтобы выявить, каковы представления учеников о феномене мировоззрения, какие факторы влияют на его формирование и какова роль школы в этом процессе, осознают ли школьники личную ответственность за мировоззренческое самоопределение

Ученикам были предложены следующие задания.

1.                   Закончите предложение: «Мировоззрение – это…

2.                   Назовите проблемы, которые, с вашей точки зрения,  можно считать мировоззренческими.

3.                   Из них выделите проблемы, которые лично для вас являются наиболее актуальными, жизненно значимыми.

4.                   Кто и что влияет на ваше мировоззрение (подчеркните ответы, которые соответствуют вашему мнению, и коротко их прокомментируйте):

·         родители

·         друзья семьи

·         ваши друзья

·         книги

·         фильмы

·         телевизионные передачи (какие: темы, названия передач)

·         собственные размышления

·         споры, диалоги с одноклассниками, друзьями, родителями

·         школьные уроки (какие)

·         учителя (какие)

·         внеклассная работа в школе (назовите конкретные мероприятия)

·         другое

  1. Как сам человек может влиять на свое мировоззрение?

Из 78 опрошенных учеников не ответили на  первый вопрос 3 человека. 40 учеников дали предельно краткое определение, выводимое из анализа корней слова. Примеры таких определений: мировоззрение – это взгляд человека на мир; точка зрения на мир; восприятие окружающего мира.

Остальные ученики (38 чел.) ответили на вопрос более полно, выделяя некоторые компоненты категории мировоззрения: понимание и познание мира; отношение к миру и людям; представление о целях жизни, ее смысле, собственном предназначении;  жизненные принципы и т.д.

И, наконец, определение, близкое к научному по полноте и точности, дается в 10-ти работах. Вот некоторые примеры:

Мировоззрение – это

- способность человека воспринимать мир как он есть, создавать свою собственную картину мира, понимать, что для него является главным, а что второстепенно;

- то, как ты относишься к жизни своей и жизни других, как ты относишься ко всему миру вообще, к своему предназначению;

- то, как человек понимает жизнь, цель в ней, смысл и поступки, совершаемые изо дня в день.

17 учеников в своих ответах подчеркнули, что мировоззрение – это «личный»,  «индивидуальный», «свой», «только тебе присущий» взгляд на мир: «Мировоззрение – это что-то индивидуальное, то, что у каждого человека свое, то, как он чувствует мир».

Мы видим, что в целом значение слова мировоззрение понятно практически всем ученикам, однако около половины опрошенных, очевидно, задумались над его содержанием впервые, поэтому их определения были предельно краткими, выведенными не из глубокого размышления над понятием, а из анализа слова.

Второй вопрос анкеты «Назовите проблемы, которые, с вашей точки зрения, можно считать мировоззренческими», вызвал у старшеклассников серьезные затруднения: на него не ответили 13 человек, многие  дали ответы, демонстрирующие не вполне точное понимание сути вопроса. В числе мировоззренческих были названы проблемы терроризма, войн, катастроф, наркомании, алкоголизма, курения; семейные проблемы; общешкольные проблемы; проблема загрязнения окружающей среды и т.д. Возможно, дело здесь и в неудачных формулировках, употребленных в ответе, и в непонимании отличия между мировоззренческими проблемами и просто актуальными проблемами жизни. В педагогическом отношении было важно, что ученики, отвечая на этот вопрос,  выделили те проблемы, которые, с их точки зрения, волнуют сейчас людей, самые наболевшие, злободневные проблемы, посчитав их мировоззренческими. Мы предприняли попытку систематизировать ответы в таблице, согласно нашей классификации мировоззренческих проблем, в спорных случаях опираясь на контекст ответа. К мировоззренческим проблемам можно отнести проблемы, связанные с отношением человека к себе, к другому человеку, к миру и к Богу. Таким образом, мы распределили ответы учеников в несколько групп. Курсивом выделены проблемы, которые вряд ли можно отнести к мировоззренческим. Например, проблема терроризма может рассматриваться как мировоззренческая, если иметь в виду непримиримость жизненных позиций разных людей. Даже  проблема курения может превратиться в мировоззренческую, если понимать ее как отношение человека к своему здоровью, потакание собственным слабостям и т.д., однако из бесед с учениками мы выяснили, что эти проблемы волнуют их не как философские, а как жизненные, представляющие непосредственную угрозу для жизни людей или их здоровья. Ответы распределились следующим образом.

Отношение к

Себе

К-

во

отв.

Отношение к

другому

человеку

К-

во

отв.

Отношение

к миру

К-

во

отв.

Отношение

к Богу

К-

во

отв.

Смысл

жизни

13

Взаимоотно-

шения

людей

19

Войны,

катастрофы

15

Вера в Бога

7

Понимание себя

4

Любовь

6

Терроризм

12

Что будет

после

смерти

2

Наркомания

4

Понимание

других людей

5

Жизнь и

смерть

7

 

 

Алкоголизм

3

Дружба

4

Добро и зло

6

 

 

Обломовщина

2

Ложь

3

Понимание

 мира

 

3

 

 

 Собственное

предназначение

2

Предательство

2

Загрязнение

окружающей

среды

1

 

 

Образование,

карьера

2

Равнодушие к

окружающим,

неуважение

2

Будущее

1

 

 

Проблема

самореализации

1

Взаимоотношения

в классе, с близкими,

учителями

2

Место человека

в этом мире

1

 

 

 Курение

1

Семейные

проблемы

2

Мировые

ценности

1

 

 

 

 

Лицемерие

1

 

 

 

 

 

 

Одиночество,

непонимание

1

 

 

 

 

 

 

Как на тебя

смотрят

девочки

1

 

 

 

 

 

 

Проблема

духовной

неразвитости

1

 

 

 

 

 

 

Эгоизм

1

 

 

 

 

 

 

Разочарование в

человеке

1

 

 

 

 

 

 

Конфликты и

даже мелкие

ссоры

1

 

 

 

 

 

32

 

48

 

46

9

9

 

Итак, мы видим, что старшеклассники назвали практически все основные мировоззренческие проблемы, если смотреть на  ответы в целом. Однако далеко не все молодые люди понимают разницу между жизненно важными и мировоззренческими проблемами. Больше всего волнуют учеников проблемы человеческих взаимоотношений, далее - проблемы, связанные с отношением к миру, затем к себе, и на последнем месте оказались религиозные проблемы. Подобное распределение ответов мы считаем вполне закономерным: период самоуглубления, характерный для подросткового возраста, прошел, теперь молодых людей в первую очередь волнуют взаимоотношения с другими людьми и с миром в целом, юноши и девушки пытаются осмыслить свое место в мире, среди других людей. Столь небольшой интерес к религиозным проблемам объясняется и особенностями возраста (это проблемы более зрелых людей), и засильем массовой культуры, уводящей от постановки серьезных философских вопросов, и практически полным отсутствием религиозного образования в школе.

Старшеклассники назвали наиболее значимые, жизненно важные для них лично проблемы.

Философские: смысл жизни (15); жизнь (7); смерть (6); понимание добра и зла (4); понимание мира (3); проблемы мира (2); отношение к миру (2); место человека в мире (2); человеческие судьбы (2); что после смерти (2); отношение к жизни (1), понимание жизни и смерти (1), мировые ценности (1), поступки и их последствия (1).

Религиозные: вера в Бога (6).

Этические: отношение людей друг к другу (22 чел.); духовная неразвитость (4); любовь (5); друзья (3); ложь (2); предательство (2); правильные поступки (2); месть (1), эгоизм (1), доброта (1).

Социально-политические: войны (12); терроризм (13); политические проблемы (1), мир на земле (1).

Психологические:отношение к себе (6); обломовщина (2); различия между людьми (1); ссоры и конфликты (1), разочарование в людях (1), проблемы самореализации (1), неправильная трактовка ситуаций (1), одиночество (1), непонимание в обществе (1), психология человека (1).

Экологические: загрязнение окружающей среды (1), наводнения (1), ураганы (1).

Жизненные: катастрофы (4), наркомания (4), алкоголизм (3), проблемы молодежи (2), проблемы семьи  (2), карьера (2), курение (1), потеря родных и близких (1), неудача (1), проблема пожилого населения (1), проблема животных (1),  общешкольные проблемы (1),  отношение к школе (1), образование (1).

Около трети указанных учениками проблем (они выделены курсивом), с нашей точки зрения, нельзя отнести к мировоззренческим. Однако все они жизненно важные, действительно волнующие молодого человека. Можно сделать вывод о том, что частью старшеклассников любые серьезные, важные на данный момент проблемы воспринимаются как мировоззренческие. Похожую картину мы видим и в анкетах родителей. Примерно треть названных ими проблем трудно отнести к мировоззренческим. Это внутрисемейные проблемы, политические, проблемы близких людей, проблемы работы, невозможность заработать на нормальную жизнь, обеспечить детям достойное образование и др. Из собственно мировоззренческих проблем родителей девятиклассников волнуют проблема безнравственности, бездуховности, духовного наследия, независимости суждений и убеждений. Во многих анкетах видна озабоченность родителей мировоззрением собственных детей. Они хотят, чтобы  «ребенок выбрал правильный путь в жизни», «чтобы у ребенка был главный стержень в нем самом», их волнует «формирование у ребенка самостоятельного понимания вещей», «будущее подрастающего поколения», «их взгляд на жизнь», «темы телевизионных передач и фильмов».

Все опрошенные, за исключением одного, написали, что обсуждают со своим ребенком мировоззренческие проблемы.

"Каждый день" такие обсуждения происходят в 5 семьях, "достаточно часто" - также в 5,  "при необходимости" - в 3, "редко" - в 2, "при случае" - в 1,  "при общении" - в 1, "всегда" - в 1.

На вопрос: "Вы спорите или мирно беседуете, прислушивается ли ребенок к вашему мнению, удается ли ему в чем-то убедить вас", - родители ответили следующее: по-разному – 9; ребенок прислушивается – 5; мирно беседуем – 4; спорим – 3; бывает, прислушиваюсь к мнению ребенка – 3; иногда ему удается в чем-то убеждать меня – 2; заставляет задуматься – 1; остается каждый при своем мнении – 1; ребенок часто обижается – 1; приходим к компромиссу - 1.

Ответы родителей еще раз убеждают нас в том, что очень большое влияние на формирование личностного отношения школьников к проблемам мировоззрения может оказать семья. Неравнодушие родителей к философским, этическим проблемам, их озабоченность взглядами на жизнь собственного ребенка, безусловно, побуждают молодых людей задумываться над проблемами мировоззрения. Особенно отрадно, что не только дети прислушиваются к мнению родителей, но и родители стараются прислушиваться к мнению детей, ищут компромисс. Из 19 семей только в одной, по результатам анкеты, разговоры на мировоззренческие темы заканчиваются тем, что «ребенок часто обижается», остальным родителям удается избегать конфликтов. Однако настораживает тот факт, что согласились ответить на вопросы анкеты далеко не все родители (19 из 48), несмотря на убедительные просьбы учителя. Если исключить объективные причины отказа (занятость, усталость и т.д.), можно предположить, что большинство отказалось заполнить анкету, поскольку предложенные вопросы оказались вне сферы их интересов. Безусловно, учитель не может заменить родителей в таком важном вопросе, как формирование мировоззрения, однако для многих учеников, чьи родители далеки от философских проблем, актуализировать мировоззренческие вопросы может, очевидно, только школа.

Как наиболее важные для себя лично учителя выделили такие мировоззренческие проблемы: проблема жизненной позиции, веры, нравственности, патриотизма, самовоспитания, самоконтроля, саморазвития учащихся, человек среди людей, человек и культура, смена мировоззренческих оценок, смиренность или борьба и в каких этических пределах. Педагоги четко различали жизненные и мировоззренческие проблемы. Естественно, возникает вопрос, какова же степень их личного влияния, влияния их уроков на отношение учеников к проблемам мировоззрения.

На четвертый вопрос («Кто и что влияет на ваше мировоззрение?»)  старшеклассники ответили так:

Родители

57

друзья

52

фильмы

34

книги 

24

школьные уроки

23

Другое

20

телевизионные передачи 

19

учителя

18

друзья семьи

8

внеклассная работа в школе

1

все

1

не ответили

1

Безусловно, положительным представляется нам тот факт, что для подавляющего большинства старшеклассников на первом месте по степени влияния на их мировоззрение находятся родители. Ученики сказали много добрых слов о своих родителях и, несмотря на то, что для этого возраста довольно часто характерен конфликт «отцов» и «детей», в глубине души ученикам важно мнение их родителей. Этот выбор еще раз косвенно подтвердил данные современных социологов о том, что среди ценностных ориентаций современной молодежи ценность семьи стоит на одном из первых мест.

На втором месте оказалось влияние друзей. Мировоззрение формируется в общении, в столкновении взглядов и позиций, в свободной дискуссии, и, конечно, наиболее свободно ученики чувствуют себя в кругу своих сверстников. В этом кругу они проверяют истинность тех убеждений, которые у них к этому времени сложились.

К сожалению, влияние книги на мировоззрение старшеклассников невелико. Это можно объяснить и общим значительным снижением духовной культуры и интереса к чтению в современном обществе, и засильем массовой культуры, и появлением новых носителей информации, таких как видеомагнитофон, компьютер. Серьезная книга требует вдумчивой внутренней работы, а к ней современный ученик не всегда оказывается готов. Складывается парадоксальная ситуация: школьники изучают литературу 3 часа в 9-м классе и 5 часов в 10 классе, а влияет она на мировоззрение всего 30% учащихся. Правда, ответы на этот вопрос серьезно различались в зависимости от класса, а следовательно, от того, какой учитель преподавал литературу в данном классе. Например, среди учеников 9в класса только двое отметили влияние книг на собственное мировоззрение, тогда как в 9б классе таких учеников оказалось 14. Из беседы с учениками 9б класса выяснилось, что учитель требует знания текста и категорически запрещает пользоваться краткими пересказами, на уроке всегда спрашивает мнение о прочитанном, причем спокойно выслушивает негативные отзывы, просит объяснить причины, почему не понравилось то или иное произведение; анализируя произведение, педагог старается сопоставить его с современной жизнью, иногда просит учеников поставить себя на место героев, делает все возможное, чтобы ученики увидели в проблемах классического произведения проблемы современной жизни, свои личные проблемы.

Вполне прогнозируемым было для нас то, что на мировоззрение почти половины опрошенных старшеклассников серьезное влияние оказывают фильмы и телевизионные передачи. Однако их выбор заставляет задуматься о том, какое именно влияние могут они оказать на молодого человека. То, что школьники не назвали ни одного серьезного фильма, ограничившись обозначением жанра (исторические, документальные и т.д.), тогда как с легкостью вспоминали названия фильмов ужасов, триллеров и боевиков говорит о том, что предпочтение отдается все же сугубо развлекательному, «щекочущему нервы» кино. Из интервью с учениками мы выяснили, что школа никаким образом не влияет на кинематографические вкусы учеников: на уроках иногда показывают фильмы «по программе», современное кино не обсуждается на классных часах, специальных диспутах, практически не упоминается на уроке.

Оказался неожиданным тот факт, что ученики никак не отметили влияние внеклассной работы на их мировоззрение. Из беседы с завучем по внеклассной работе и классными руководителями мы выяснили, что в школе регулярно проводится фестиваль искусств, праздники, дискотеки, экскурсии, выезды на природу, ребята посещают музеи и театры, в некоторых классах существует традиция всем классом поздравлять одноклассников с днем рождения. Однако после посещения некоторых мероприятий, изучения сценариев, бесед со старшеклассниками мы пришли к выводу, что внеклассная работа в основном направлена на развлечение учеников, а поездки на экскурсии, в музеи и театры они воспринимают в первую очередь как возможность пообщаться с одноклассниками, тогда как само содержание перечисленных мероприятий подчас оказывается за гранью их интересов. Можно сделать вывод, что школа практически самоустранилась от целенаправленного воспитательного влияния на молодых людей. Появился страх идеологизации, страх отпугнуть учащихся от внеклассной работы слишком серьезными проблемами. Диспуты на морально-этические темы, обсуждение серьезных фильмов, вечера, посвященные памятным датам нашей истории, героическим личностям и т.д. требуют очень серьезной подготовки, особых методик, в последние годы утраченных школой.

Чтобы понять не только что  именно, но и как воздействует на школьников, мы попросили ребят привести примеры влияния уроков, учителей, на их мировоззрение (как положительные, так и отрицательные, если такие были). 25 человек не захотели отвечать на этот вопрос, 13 человек ответили: «Не влияют».

Некоторые из них прокомментировали свой ответ следующим образом:

- на мое мировоззрение никак не могут повлиять ни учителя, ни внеклассные мероприятия, т.к. они являются просто учителями, а не какими-то близкими мне людьми;

- я считаю, что ни уроки, ни учителя, ни мероприятия не могут повлиять на подростков, т.к. они [подростки] будут придерживаться своих взглядов.

Остальные ответы мы классифицировали следующим образом.

Рассказывая о влиянии уроков, ученики писали, что на уроках литературы они задумываются о смысле жизни, разбираются в своих убеждениях, сочинения помогают им прояснить собственную позицию, высказать собственное мнение, ребята не боятся, что их за него осудят, «опозорят»,  они могут не соглашаться с учителем. Эти уроки, по словам старшеклассников,  иногда затрагивает очень жизненные темы, приучают к размышлению над вопросами, о которых в повседневной жизни они обычно не задумывались, а анализ произведения помогает понять людей, их характеры, поступки, разобраться в своем душевном мире.

На уроках истории, пишут школьники, они определяют свое отношение к тем или иным событиям, иногда ставят себя на место исторического персонажа, осмысляя исторические ошибки, начинают серьезнее относиться к жизни. Рассказы из жизни как примеры, используемые на уроках, помогают лучше разобраться в исторической ситуации, история становится как бы «ближе».

После одних уроков, по словам ребят, они чувствуют какую-то "возвышенность", душевное равновесие, а после других - головную боль и униженность.

Говоря о влиянии учителей, многие отмечали: «Как учитель относится к тебе, так ты к нему и, следовательно, к школьному предмету». Школьники считают, что учителя могут серьезно повлиять на будущую жизнь, ведь именно от них можно научиться любви, пониманию, «сдерживанию». Запоминая самое главное из их уроков, можно, по словам ребят, реализовать себя в жизни. Многому учит не только урок, но и сам стиль поведения учителя. «Наблюдая за его поведением, учишься жизни, иногда думая "Так я не поступлю" или "Так я тоже поступлю", - пишет юноша.  «Смотря на то, как некоторые учителя поступают неправильно по отношению к некоторым ученикам,  понимаешь, что это нечестно», - читаем в анкете девушки.

 К сожалению, кроме литературы и истории, было названо совершенно незначительное количество других предметов, т.е. мы можем сделать вывод о том, что в исследуемых нами классах практически не реализован мировоззренческий потенциал естественнонаучных дисциплин.

 Анализ анкет, интервью с учениками и их родителями позволил сделать следующие выводы том, что, для того чтобы оказывать влияние на мировоззрение учеников, уроки должны соответствовать следующим условиям:

·                     в них должен быть актуализирован мировоззренческий потенциал;

·                     ученик и учитель должны находиться в состоянии диалога;

·                      ученик должен иметь право на свое мнение, пусть даже ошибочное, с точки зрения учителя;

·                     изучаемые на уроке факты, события, явления должны соприкасаться с современной жизнью, по возможности, с личным опытом ученика, помогать ему решать внутренние проблемы.

·                     на уроке должна быть создана особая гармоничная атмосфера, способствующая душевному комфорту и учеников, и учителя.

Что касается влияния учителей на мировоззрение учащихся, то оно происходит непосредственно, независимо от того, прикладывает педагог к этому усилия или нет. От личности учителя зависит, отрицательным или положительным оно будет. Честность, справедливость, неравнодушие к делу, уважение и любовь к ученику, внимание к его личным проблемам, способность к диалогу – качества, которые наиболее ценятся в педагоге сегодняшним школьником-старшеклассником.

Поскольку мировоззрение – это сложный феномен, который не только формируется извне усилиями родителей, учителей, под влиянием друзей, книг, фильмов и вообще всей окружающей жизни, но и выстраивается изнутри собственными усилиями личности, мы решили выяснить у старшеклассников, как, по их мнению, сам человек может влиять на свое мировоззрение.

На вопрос не ответили 15 человек, еще 3 написали «никак». Самыми распространенными были следующие ответы: читать; общаться;  думать о жизни, о себе, о человечестве в целом; стараться изменить себя, свой характер анализировать свои поступки; разбираться в себе, учиться на своих ошибках, исправлять их; нравственно развиваться, воспитывать в себе нравственные качества; вырабатывать собственное мнение; выбирать круг общения; прислушиваться к мнению других; заниматься самообразованием; научиться принимать решения и отвечать за свои поступки.

Можно предположить, что подавляющее большинство старшеклассников понимает личную ответственность человека за собственное мировоззрение и осознает, какая внутренняя работа необходима для того, чтобы стать личностью с развитым мировоззрением. Однако понимать не значит делать. Как научиться разбираться в себе, анализировать свои ошибки, как научиться прислушиваться к мнению других и в то же время вырабатывать свое? Это те необходимые жизненные компетенции, помочь в формировании которых может школа. Ни учитель, ни урок, ни внеклассные мероприятия не могут сформировать мировоззрение, но школа может и должна помочь ученику в его внутреннем процессе нравственных исканий, философских раздумий – в процессе построения собственного мировоззрения, стимулировать эту внутреннюю работу над собой.

Поэтому раскрытие мировоззренческого потенциала, объективно существующего и в содержании школьного образования, и в его методах, и в способах взаимодействия участников педагогического процесса – актуальнейшая научно-педагогическая проблема, которую необходимо решать сегодня.

Литература

1.                  Шмерлина И.А. Учить или воспитывать? // Социальная реальность. – 2008. – № 6, http://socreal.fom.ru/?link=ARTICLE&aid=525

2.                  Ямбург Е. Педагогические уроки ХХ века: как мы их усваиваем? // Народное образование. – 2008. – №1.

 

Основные термины (генерируются автоматически): проблема, ученик, учитель, внеклассная работа, мир, мировоззрение, урок, жизнь, родитель, школа.


Задать вопрос