Свадьба – светлое и радостное событие в жизни каждого человека и, к тому же, очень важное, ведь в этот день рождается семья. Из всех обрядов, которые сейчас бытуют, свадьба – самый богатый и самый насыщенный символическими действиями обряд. Как ни в одном другом, живы в свадебных ритуалах по сей день традиции народа, его обычаи. Обряд говорит языком символов. Из глубины веков дошла до нас традиция использовать в свадебной церемонии растения, цветы. В данной работе речь пойдет о растительной символике, ее роли и месте в современном свадебном обряде Приморья, ведь ни одна свадьба не обходится без цветов.
Традиция эта восходит к глубокой древности. Венками из роз, перевитых миртами, украшалась невеста, например, у древних греков. Они большое внимание уделяли именно розе, так как этот цветок считался символом любви. Розами убиралась дверь дома невесты, лепестками усыпалось брачное ложе. Венки из этих цветов посылали друг другу влюбленные или клали их у порога в дом [1, с. 137]. Древние римляне большое значение придавали другому цветку – белой лилии – символу чистоты и непорочности и поэтому увенчивали невесту и жениха венками из лилий и пшеничных колосьев в знак чистоты и того изобилия, которого им желают.
День бракосочетания у русских называется “зеленая” свадьба. Ее символом являются растения и цветы, как знак юности и кипучей жизни. Именно поэтому они занимают значительное место в обряде современной свадьбы. Из старины дошел до нас обряд осыпать молодых зерном, а дорогу устилать цветами. Осыпание зерновыми растениями и цветами новобрачных является неотъемлемой частью современной свадьбы жителей Приморья. На главном свадебном атрибуте – каравае – обязательно в качестве украшения присутствует растительная символика. Огромное количество букетов дарят молодым после регистрации брака в ЗАГСе и во время вечернего свадебного застолья. Цветы используются как дополнения к нарядам молодоженов и свидетелей. Различными композициями из цветов украшаются две бутылки шампанского, символизирующие единение супругов, и бокалы новобрачных. Цветочные гирлянды являются также главным предметом декора машин современного свадебного кортежа. Зеленью и цветами украшается свадебный стол, блюда и само помещение, где будет проходить торжество.
Символическим значением свадьбы был переход девушки из рода отца в род мужа, то есть под покровительство духов мужнего рода, поэтому, чтобы новая семья была здоровой, плодородной, счастливой, обязательным считалось совершение охранительных обрядов. Обычай осыпания молодых появился в результате веры в то, что новобрачные являются объектом для злых сил, сглаза и порчи. Чтобы обмануть их, дорожку перед женихом и невестой посыпали цветами. Символом же обряда осыпания пары зернами пшеницы, колосьями ржи и овсом является пожелание молодым богатой жизни, плодовитости, счастья [2, с. 147].
В наше время этот обычай сохранился. Осыпают новобрачных при выходе из ЗАГСа и у входа в зал, где будет проходить свадебный пир. По традиции, молодых должны встречать перед калиткой. У современных домов, столовых, кафе и ресторанов калиток нет, но есть крыльцо. Встречают пару родители. Мать невесты держит поднос с двумя фужерами, наполненных шампанским, мать жениха – каравай. По краям – отцы. Рядом с ними располагаются гости. Они становятся в хаотичном порядке слева и справа от родителей, или образуют символический “коридор счастья” (“живой коридор гостей”). По мере приближения новобрачных к родителям, встречающие осыпают пару зерном и цветами. Свадебное действо осыпания зерном символизирует плодородие, цветы же являются символом красоты супружеских отношений. При совершении этого обряда в современных условиях используют также конфеты, монеты, конфетти. Конфеты означают пожелание сладкой жизни, монеты символизируют жизнь богатую, конфетти – яркую.
Подойдя к родителям, молодые откусывают каравай (или отламывают), после чего выпивают содержимое бокалов и разбивают их, бросая через левое плечо, на счастье.
Каравай был и остается главным атрибутом свадебного обряда. Существует гипотеза, что значение каравая связано с языческим культом солнца и небесных светил [3, с. 8]. Круглый каравай – символ языческого бога солнца, на свадьбе олицетворяющий собой богатую и благополучную жизнь. Хлеб у славян с древнейших времен играл важную культовую роль. Вкушение его являлось символическим актом оплодотворения плодами земли молодой супруги. Он же считался и могущественным средством от порчи, сглаза, злых духов.
Традиционно каравай украшали цветами, колосьями ржи, зернами пшеницы. Каждый элемент декора и орнамента имел известное значение. “Зерно обладает свойством надолго сохранять и вновь воссоздавать жизнь, умножая ее. Семя – растение – семя составляют извечный кругооборот, который свидетельствует о нескончаемости жизни” [4, с. 26]. Цветы же символизируют жизнь благополучную, счастливую.
Сейчас, в XXI веке, на караваях изображаются наряду с обручальными кольцами, лебедями, голубками, которые являются символами верности и прочности молодой семьи, цветы, бутоны, листья – символы райского сада, нежности, красоты, а также колосья ржи, пшеницы – символы жизни, роста, плодородия.
Гости, приходя на свадьбу, приносят молодым подарок. Традиционный обряд дарения подарков сохраняется по сей день и является одним из обязательных элементов современной свадьбы в Приморье. Поздравления, подарки и пожелания сопровождает огромное количество красивых букетов. Цветы на свадьбу дарят все: и родственники, и друзья, и знакомые. Преподнося цветы в подарок, они выражают чувства любви, почтения, расположения, уважения. В народе существует так называемый “язык цветов”. Считается, что цвет, форма, количество, оформление цветов имеют огромный смысл.
Язык цветов появился в эпоху романтизма и более ста лет был неотъемлемой частью игр влюбленных. Цветы помогали им вести молчаливый диалог, выражать сложную гамму переживаний. Иногда цветы присылались вместо писем. Например, гиацинт по числу бутонов “назначал” день встречи, а колокольчик по количеству цветков “уточнял” даже час свидания. Англичане дарят любимым женщинам анютины глазки. Даже если до этого дня чувства скрывались, они могли быть высказаны лишь при помощи этих чудесных цветов [5, с. 324].
Выбирая цветы, человек подсознательно руководствуется своими чувствами и настроениями. Хотя у авторов, пишущих о символике растений, нет единства, мы приведем здесь те толкования, которые совпадают у большинства. Таким образом, согласно “языку цветов”: гвоздика означает любовь, страсть, смелость; гортензия – скромность; ландыш – счастье; лилия – величавость; незабудка – любовь; ромашка – невинность; подснежник – надежду; роза – любовь, счастье, красоту; орхидея, хризантема – радость. Сам цвет тоже несет определенную смысловую нагрузку. Разумеется, цветовые ассоциации субъективны, связаны с национальными традициями. В целом же розовые цветы означают любовь; красные – страсть; желтые – разлуку, измену; голубые – нежность, раздумье, печаль; белые – невинность.
Так, цветы несут положительную жизненную энергию и гармонию тем, кому их дарят. В XXI веке о символике самих растений и смысловой нагрузке цвета почти не задумываются, но, следуя установленным стереотипам, гости на свадьбу дарят молодым цветы, символизирующие радость, счастье, красоту.
Цветы служат и дополнением к свадебным нарядам. Главным дополнением к наряду новобрачной является букет, которому уделяется большое внимание, так как он не только призван украсить невесту, но имеет важное значение для самого свадебного обряда. Эта традиция сохраняется с древних времен. Букет невесты символизирует любовь, красоту, молодость и радость торжества.
На современных свадьбах в Приморском крае букет преподносит жених невесте после утреннего выкупа возлюбленной, до того, как молодая пара отправится в ЗАГС. Если девушка приняла букет от жениха, значит, она согласна стать его женой.
Как правило, букет выбирают так, чтобы он сочетался с нарядом как самой невесты, так и с бутоньерками жениха и свидетелей и гармонировал с теми аксессуарами, которыми украшено платье, с фатой или цветочным венком на голове. Считается, что без букета цветов наряд невесты незавершен.
Получить этот непременный атрибут можно двумя способами: 1) купить или заказать в специализированной фирме; 2) сделать самостоятельно.
Современный букет невесты составляется чаще всего из коротких розочек, имеющих еще нераспустившиеся бутоны, с дополнениями в виде зелени. Используют и такие изысканные цветы, как гарделии, лилии, орхидеи, гортензии и тюльпаны. Обычно цветы подбираются неярких пастельных тонов. В настоящее время наблюдается тенденция к стремлению составления свадебного букета из цветов в соответствии с данным временем года. Входят в моду букеты из подснежников, ландышей, незабудок, васильков и других полевых цветов.
В современных условиях при создании букетов невесты профессионалы учитывают значение цветка во флористике, потому что каждый цветок не только красив внешне, но, согласно традициям и поверьям, служит символом определенных чувств человека.
Форма свадебного букета может быть различной. Кроме круглой, традиционной считается также конусообразная. При этом цветы образуют букет, пышный сверху и сужающийся внизу. Не менее распространенная и красивая форма букета – та, которая называется “водопад”: цветы не направлены вверх, а свободно спадают вниз. Такой букет может быть до метра длиной. Существует необычная форма, которая зовется “муфтой”. Невесте не обязательно все время держать букет в руке, она может укрепить его в специальную петельку на рукаве платья. Если платье не имеет рукавов, тогда к букету крепится специальная резинка, которая и удерживает его на руке.
Сегодня наибольшей популярностью пользуются букеты, выполненные на портбукетнице – специальном приспособлении из пластика, которое можно легко держать за ручку. В его середине находится пористый материал, способный длительное время удерживать влагу, в результате цветы не теряют своей красоты и свежести в течение нескольких дней.
Есть еще букеты, наиболее сложные по техническому исполнению, которые называют тэйпированными. В них используются только головки цветов, закрепляемые в единый букет с помощью специальной проволоки. Красиво расположенные плотной массой цветы обретают впоследствии как бы вторую жизнь: букет высыхает, почти не утрачивая своей первоначальной формы и очарования.
Существует примета, по которой невеста не должна выпускать из рук букета до конца дня. Выпустить букет – значит упустить свое счастье. В случае необходимости она может передать его на время жениху или свидетелям. С Запада к нам пришла традиция бросания невестой букета незамужним девушкам, с целью определить, чья свадьба будет следующей.
Свадебный ансамбль одежды невесты могут дополнять веночки и гребни. Такие уборы часто изготавливаются из натуральных или искусственных цветов. Они могут быть расшиты жемчугом или отделаны кружевом. Заколки в прическу, как правило, подбираются в тон букета. На каждую шпильку, например, специальным флористическим клеем наклеивают живой цветок – он живет до десяти часов. Очень популярны среди современных невест разнообразные браслеты. По древним поверьям браслеты и венки из живых цветов оберегают невесту от злых духов.
Необходимым элементом одежды жениха и свидетелей являются бутоньерки – небольшие букетики из искусственных или живых цветов. Бутоньерка символизирует любовь мужчины к своей избраннице.
Жених и невеста составляют пару, а значит, во всем должны соблюдать гармонию. Бутоньерка жениха, как правило, бывает из цветов того же вида, что и букет невесты, но при этом может иметь иной цвет и оформление. Встречается и другой вариант: бутоньерка жениха и букет невесты составляются из разных цветов, но сочетаются друг с другом по цвету. Несмотря на то, что для этой цели подходит любой цветок, многие женихи предпочитают розу. Цветочная розетка жениха может гармонировать и с венком, диадемой на голове у невесты, с украшениями на ее платье или фате. Бутоньерка крепится к лацкану пиджака или помещается в нагрудный карман с левой стороны.
Иногда в Приморье на второй день свадьбы волосы невесты украшаются бутоньеркой красного цвета, к костюму жениха прикрепляется букет красных цветов, а к нарядам гостей – красные атласные бантики. Для украшений выбирается именно этот цвет, потому что он издавна считается цветом перемен, символом перехода из одного состояния в другое. В свадебных обрядах многих народов, в том числе и у восточных славян, красный цвет являлся признаком свадебного торжества [6, с. 60]. Сейчас для свадебных нарядов выбираются преимущественно белый и черный цвета. С целью отдать дань традиции молодые стремятся подчеркнуть свои наряды красным на второй день свадьбы.
Особый статус свидетелей также подчеркивается с помощью изящных букетов цветов, которые укрепляются на груди каждого с левой стороны. Чаще всего в цветочном салоне заказывают букет для невесты и бутоньерки для жениха и свидетелей в одном стиле.
В настоящее время существует альтернатива бутоньеркам свидетелей – это специальные ленты через плечо с надписями почетных званий. Однако следует заметить, что в костюме жениха этот традиционный элемент одежды присутствует всегда.
Важными свадебными аксессуарами являются две бутылки шампанского и бокалы молодых. Две бутылки шампанского символизируют единение супругов. Их ставят на стол перед женихом и невестой, но открывают позже. По традиции, после свадьбы они хранятся в новой семье. Первую открывают на годовщину свадьбы, вторую – на рождение ребенка. Эти бутылки украшают цветами и различными цветочными композициями – символами счастья и плодовитости.
Цветами, наподобие бутоньерок, украшаются бокалы, из которых на свадебном вечере пьют молодожены. Обычно это такие же цветы, какими украшены бутылки шампанского. Бокалы, оформленные таким образом, также символизируют счастье, благополучие и здоровое потомство.
В наши дни трудно представить свадьбу без свадебного кортежа. Праздничный, нарядно оформленный кортеж пришел к нам из глубины веков. Только теперь это уже не сани и не повозка, а разукрашенные автомобили. Жених приезжает за невестой в ее дом со свидетелями и друзьями. После проведения обряда “выкупа” свадебный кортеж направляется в ЗАГС. Еще недавно в ЗАГС жених и невеста ехали в разных машинах, а обратно – в одной. Сейчас же они обходятся одной машиной.
Для свадебного кортежа, как правило, выбираются автомобили в светлых тонах, но четкой регламентации в современных условиях нет. Все машины, образующие свадебный кортеж, традиционно украшаются разноцветными бумажными и атласными лентами, шарами, бантами, кольцами, но главным украшением были и остаются цветы. Кроме того, большую популярность цветочных украшений поддерживает новое веяние моды, которое пришло к нам несколько лет назад из Франции, - свадебный кортеж оформляют живыми цветами на коротких ножках, которые укрепляют на лентах. Часто их располагают в виде двух колец. Стебли маскируются, чтобы узор составляли бутоны. Украшения из искусственных цветов применяются также широко, как и из живых.
Особое внимание уделяется украшению главного автомобиля, того, который возит возлюбленную пару. Цветочными композициями украшают крышку капота и багажника, а также радиоантенны. На крышу главной машины нередко укрепляются два венка из цветов, веток, листьев, которые имитируют переплетенные кольца. Бока автомобиля нередко украшаются гирляндами цветов. На решетку радиатора привязывают куклу-невесту или корзинку с цветами (живыми или искусственными). В центре крышки капота может быть укреплено картонное сердце, которое тоже оформляется цветами.
Важное значение имеет цветочное убранство помещения для свадебного торжества. При украшении зала обычно выделяют место, где будут сидеть молодожены, и вход в зал. Сейчас модным стало при составлении цветочных композиций учитывать то, что основную смысловую нагрузку несет цвет. Например, желтый – цвет разлуки, красный – любви. Фиолетовые соцветия выражают дружеские чувства, голубые – тоску и верность, а цвет вишни служит признанием в любви. Символом нравственной чистоты и целомудрия является белый цвет и, как правило, в цветочном убранстве помещения преобладает именно он. В Приморском крае это чаще всего цветы белой лилии. Их ставят в больших вазах у входа или на полу с обеих сторон стола новобрачных.
Для украшения входной двери используются веночки. К потолку подвешиваются цветочные композиции. Если свадьба справляется ранней весной, то часто берут ветки клена, лиственницы (с. Ракитное Дальнереченского района, п. Приморский Хасанского района). Летом – это ирисы, подсолнухи. Роскошные декоративные букеты и венки можно встретить на осенних свадьбах, так как осень дарит самые яркие краски. На зимних сельских свадьбах обязательно присутствуют хвойные растения: ветки сосны, ели, пихты (п. Пограничный, с. Духовское Пограничного района, п.Лазо – Лазовский район).
Самым древним декоративным украшением являются гирлянды. Их вьют из листьев и стеблей вечнозеленых растений, садовых и полевых цветов, из любого растительного материала. Гирляндами украшают парадную дверь, почетное место молодых. По форме они могут быть и круглыми, и плоскими. Украшение зала цветами и растениями создает уют, атмосферу добра, гостеприимства и торжественности.
Цветы и разнообразные цветочные композиции обязательно присутствуют на свадебном столе у жителей Приморья. Цветы и растения освежают стол, дополняют его убранство. При украшении свадебного стола цветами учитывают его форму, размеры, цвет скатерти, посуды, интерьер помещения, а также вкусы гостей. Ориентиром, как правило, становится букет невесты. Он ставится на стол перед молодыми, но может использоваться и в центральной цветочной настольной композиции. По диагонали стола ставят несколько больших букетов, составленных из таких же примерно цветов.
Большую популярность в XXI веке завоевали среди украшений свадебного стола стелющиеся цветочные композиции. Что касается ваз, то сейчас модны прозрачные стеклянные сосуды, вазы приглушенных или нейтральных цветов и оттенков.
Один из вариантов украшения современного свадебного стола – когда рядом с каждой тарелкой или только возле тарелок дам кладется один крупный цветок, например, белоснежная лилия, нежно-розовая или белая роза, это может быть и бутоньерка – миниатюрный букетик – точная копия букета невесты, украшенная манжеткой из широкого кружева или воздушного тюля. Гости прикалывают такой подарок на свою одежду и после свадебного вечера оставляют на память. Особенно часто этот вариант украшения встречается в г. Владивостоке и в г. Артеме Приморского края.
Бывает, что мини-букеты или один цветок помещают в фужер или рюмку рядом с каждым гостевым местом. Не менее распространенным вариантом является украшение сервированного стола рассыпными цветами. Обычно его используют, если на столе остается мало места для цветов.
Особое внимание уделяется украшению свадебных блюд. Так как день бракосочетания называется “зеленой” свадьбой, а ее символом считаются листочки в свадебном венце, при оформлении праздничных блюд используются веточки зелени и сделанные из фруктов и овощей разнообразные листочки.
Из вышесказанного видно, что растения и цветы используются в современном свадебном обряде Приморья достаточно широко. Это подчеркивает важную роль растительной символики и ее особую значимость в условиях XXI века. С древних времен определенные виды растений и цветов, используемые в свадебном обряде, считались оберегами, символами красоты супружеских отношений, любви, молодости и плодородия. Верили, что украшения из них должны содействовать семейному счастью, благополучию и достатку новобрачных. Проведенное исследование позволяет говорить о том, что в современном свадебном обряде Приморья сохранились элементы традиционной русской свадьбы, следы быта наших предков, того времени, когда кровное родство было единственной, исключительной связью между людьми, когда семья пользовалась широким уважением, а основой ее был брак.
Литература
1. Веселовская О.В. Свадьба по всем правилам. – М.: РИПОЛ КЛАСИК, 2003. – 640 с.
2. Аргудяева Ю.В. Крестьянская семья украинцев в Приморье (80-е гг. XIX-начало XX вв.). – М., 1993. – 260с.
3. Свадьба: обычаи, обряды, поздравления. – Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000. – 384 с.
4. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: (опыт историко-этнографического исследования). – СПб.: Терра-Азбука, 1995. – 176 с.
5. Пацюк Е.К. Новые сценарии свадебных торжеств: книга для свадебного тамады. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 362 с.
6. Жирнова Г.В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем. – М.: Наука, 1980. – 123 с.