Отсутствие законодательного определения субъективной стороны преступления порождает многочисленные споры о содержании ее компонентов.
Более сложен вопрос установления неосторожной формы вины, т. е. неисполнения или ненадлежащего исполнения перечисленными выше лицами своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло незаконную выдачу паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконное приобретение гражданства России.
В ч. 2 ст. 2921 законодатель указал новую уголовно-правовую категорию – «недобросовестность», которой нет в гл. 5 и в ст. 26 УК, регламентирующей и определяющей неосторожную форму вины, а есть лишь понятия «небрежность» и «легкомысленность». Отсюда, вряд ли практические работники могут и вправе сами определять и формулировать понятие «недобросовестности», связанное больше с этическими и нравственными суждениями. Вследствие этого понятие «недобросовестности», видимо, должно входить в содержание приведенной категории «небрежности», поскольку другого в диспозиции ст. 2921 не дано.
Законодатель отнес к субъектам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 2921 УК, практически всех лиц, которые могут быть причастны так или иначе к незаконной выдаче паспорта или получению гражданства РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства. Однако, исходя из ст. 28 УК, указывающей на основания невиновного причинения вреда, вряд ли возможно отнести к действиям, за которые наступает уголовная ответственность по ч. 2 ст. 2921 УК (т. е. с неосторожной формой вины), действия должностных лиц и государственных служащих, которые не связаны с вопросами выдачи паспортов иностранным гражданам и лицам без гражданства и, соответственно, с приобретением гражданства России. То есть указанные лица при ошибочности своих действий (т. е. небрежности или недобросовестности) не могли и не могут осознавать общественной опасности своих действий (бездействия), а значит, не предвидели их и по обстоятельствам дела не могли предвидеть реальных последствий своих действий.
Обязательным признаком субъективной стороны двух должностных преступлений - злоупотребления должностными полномочиями и служебного подлога является мотив, определенный в законе как корыстная или иная личная заинтересованность. На наш взгляд, сюда можно также отнести преступления, предусмотренные ст. 2921 УК – незаконная выдача паспорта гражданина РФ, повлекшая незаконное приобретение гражданства РФ. Прямо указывая в диспозиции ст. 285, 292 и 2921 УК РФ на корыстную или иную личную заинтересованность как мотив должностных преступлений, законодатель не раскрывает содержания этих понятий. Между тем правильная трактовка указанных дефиниций имеет большое значение для квалификации указанных преступлений.
Рассматривая такой признак субъективной стороны, как мотив, следует заметить, что в уголовно-правовой науке продолжает оставаться спорным вопрос: необходимо создавать особое уголовно-правовое понятие мотива или рассматривать его в том смысле, в каком он понимается в психологии? Так, Б.В. Харазишвили категорично утверждал, что всякая попытка дать уголовно-правовое определение мотива преступления является искусственной и ненаучной: «Психологический подход к мотиву поведения является основным, определяющим, а подходы с точки зрения всех других наук - вторичные, зависящие от него».1 Все побуждения человека, в конечном счете, есть потребности или их различные модификации.5 Корыстный мотив приобретает различное содержание в зависимости оттого, какие именно потребности и интересы лежат в основе мотивации преступного поведения. Однако, какую бы окраску они ни имели (насущные потребности в питании или антисоциальные потребности в спиртном), во всех ситуациях суть мотивации одна - стремление субъекта присвоить не принадлежащие ему материальные блага, получить имущественную выгоду противоправным способом.
Уясняя логику и цель введения мотива в состав должностного (служебного) подлога, М.Д. Лысов делает, на наш взгляд, верный вывод, «что закон имел в виду не всякие личные побуждения, а только те, которые наряду с корыстными также направлены на извлечение какой-либо нематериальной выгоды для себя».2 При такой формулировке под мотивами служебного подлога надо понимать всякие, кроме корыстных, стремления, направленные на получение выгоды неимущественного характера: стремление получить награду, стремление скрыть свои упущения в работе, желание помочь родственникам, знакомым, получить взаимную услугу и т.п.
Круг мотивов, характеризующих личную заинтересованность, свидетельствует об антисоциальных, антиобщественных интересах лица, допускающего злоупотребление должностными полномочиями, служебный подлог, о его стремлении извлечь выгоду для себя, своих родных или близких. В связи с этим обоснованно высказывается мнение, что ложно понятые интересы службы, исходя из которых действует виновный, не могут быть отнесены к иной личной заинтересованности. В подобном случае у лица нет того антисоциального интереса, который придает служебному подлогу характер преступления. Следовательно, мотив личной заинтересованности в силу этого не включает в себя мотив ложно понятого интереса службы.
Уголовная ответственность за служебный подлог, а равно за преступные деяния, предусмотренные ст. 2921 УК, наступает при наличии корыстной или иной личной заинтересованности. Содержание последних раскрывается при анализе состава злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК). Совершение служебного подлога при отсутствии корыстной или иной личной заинтересованности может рассматриваться как дисциплинарный проступок.
Цель преступления, предусмотренного ст. 2921 УК, в законе не указана, однако из описания второго деяния явствует, что оно совершается с целью незаконного получения гражданства РФ. Внесение заведомо ложных сведений в указанные выше документы с любой другой целью не образуют состава рассматриваемого преступления.
Незаконная выдача паспорта гражданина РФ, повлекшая незаконное приобретение гражданства РФ как преступление против государственной власти отличается от всех других преступлений, предусмотренных главой 30 УК, прежде всего своим субъектным составом. Так, только при совершении преступления, предусмотренного ст. 2921 УК, его субъектом может быть как должностное лицо, так и государственный служащий и служащий органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами.
Законодатель в примечании 1 к ст. 285 УК РФ дает понятие должностного лица применительно к главе 30 УК РФ. В соответствии с этим примечанием должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Можно сказать, что понятие должностного лица достаточно определено, изложено в самом законе, однако толкование его признаков и отдельных критериев дается в юридической литературе и на практике не всегда однозначно. При этом необходимо отметить, как утверждают Ю.Н. Калмыков и М.Н. Хачатурян, что трудности еще заключаются в том, что каждый из этих признаков, указанных в законе, требует своего комментирования не только с позиций уголовного закона, но и других многочисленных законов и подзаконных актов, регулирующих правовое положение субъекта с признаками должностного лица.1
Принятие этих законов связано с большой работой по приведению в соответствие многих отраслевых законов и других нормативных актов, в том числе внесению изменений в отдельные нормы уголовного закона.
Так, Уголовный кодекс РФ в ст. 20 определяет, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Федеральный закон РФ от 27.07.04. «О государственной гражданской службе РФ» в ст. 21 отмечает, что правом поступления на гражданскую службу обладают граждане России, достигшие возраста восемнадцати лет. Таким образом, минимальный возраст государственного служащего равен восемнадцати годам. Если обратиться к другим действующим законам, то можно отметить, что возрастной признак должностного лица трактуется неоднозначно.
Указанные положения отмечают, что должностное лицо не может быть моложе восемнадцати лет. Предложение о включении признака «совершеннолетия» в понятие должностного лица предлагал А.Я. Светлов в 1978 г., что не утратило актуальности в настоящее время.1
Из приведенного в примечании 1 ст. 285 УК РФ понятия должностного лица можно определить, что закон исходит в этом из двух общих признаков определяющих должностное лицо: 1-функциональный, включающий основные направления деятельности, перечень прав и обязанностей; и 2-локальный, указывающий на статус органов или учреждений, где данное лицо осуществляет свою деятельность.
Субъект преступления, предусмотренного ст. 2911 УК, специальный - должностное лицо, или государственный служащий, или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.2
Круг субъектов преступления, предусмотренного ст. 2921 УК, в отличие от халатности, расширен. Наряду с должностным лицом таковым признается и государственный служащий, не являющийся должностным лицом, в полномочия которого входит проверка документов, необходимых для выдачи паспорта гражданина РФ и получения гражданства РФ.
На наш взгляд, субъектами преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 2921 УК, являются лишь лица, деятельность и полномочия которых напрямую связаны с решением вопросов выдачи паспортов иностранным гражданам и лицам без гражданства и вопросами приобретения гражданства России, т. е. которые реально могут предвидеть последствия своей небрежности. Ими могут быть работники ФМС, специальных органов и комиссий по приобретению гражданства и иные лица, служебные полномочия которых касаются сферы выдачи паспортов и вопросов гражданства. При доказывании их вины необходимо отталкиваться от объективной стороны преступления, нарушения соответствующих правил, которые напрямую влекут незаконное получение паспорта или приобретение гражданства России.
Так, прокурором Ставропольского края 29 октября 2007 года возбуждено уголовное дело по факту незаконной выдачи паспортов жителям Армянской Республики по признакам преступлений, предусмотренных ч.1 ст.285, ч.2 ст.285, (злоупотребление должностными полномочиями), ст.292 (служебный подлог), ч.1 ст.293 (халатность), ч.3 ст.327 (подделка документов) УК РФ.
Проведенным расследованием установлено, что Е., работая начальником паспортно-визовой службы (ПВС) РОВД г. Ставрополя, в период документирования населения района паспортами гражданина Российской Федерации, заменив паспорта гражданина СССР, в нарушение требований п. 14.4 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ № 605 от 15.09.1997 г., незаконно выдавал паспорта гражданина РФ иностранным гражданам и. лицам без гражданства. Установлено, что из выданных начальником ПВС Ленинского РОВД г. Ставрополя Е. 113 паспортов 42 выданы незаконно, и они признаны недействительными.
Главы сельских администраций района и их заместители злоупотребляя своими должностными полномочиями, по просьбе родственников, жителей села и начальника ПВС РОВД Е., заполняли заявления формы № 1п о выдаче (замене) паспортов гражданина РФ на граждан Армянской Республики, вносили в бланках заявлений формы № 1п заведомо ложные сведения анкетных данных заявителей, об их регистрации в сельских администрациях, и вместе с паспортами образца СССР, представляли их в ПВС РОВД для выдачи им паспортов гражданина РФ, т.е. для приобретения гражданства Российской Федерации.
В период, документирования жителей сел района паспортами, гражданина Российской Федерации, незаконно вопреки интересам службы использовали, предоставленные законом им права и полномочия главы сельских администраций, заместители глав сельских администраций.
На основании вышеизложенного автором исследования предлагается включить в ст. 2921 УК квалифицирующие признаки:
а) совершение преступления группой лиц по предварительному сговору;
б) организованной группой, что позволит дифференцировать уголовную ответственность.
У рассматриваемого состава преступления, предусмотренного ст. 2921 УК, могут быть конкурирующие преступления, что может представлять определенную трудность для правоприменителя. Особенно актуальна эта проблема, когда субъектом выступает должностное лицо. Так, злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК) возможно и путем незаконной выдачи паспорта, но в этом случае необходимо наличие последствий, указанных в диспозиции данной нормы, поскольку этот состав сформулирован законодателем как материальный. Для наличия преступления, предусмотренного ст. 286, помимо названных последствий необходимым элементом является превышение должностных полномочий.
Представляется, что наиболее сложным будет отграничение незаконной выдачи паспорта от получения взятки. Действия взяткодателя иногда могут выражаться и в служебном подлоге. Сомнений не вызывает и тот случай, когда такие действия осуществляются в «иной личной заинтересованности». Что касается корыстного характера действий должностного лица, то могут возникнуть вопросы о квалификации по совокупности преступлений. Думается, что в таких случаях следует руководствоваться положениями ч. 3 ст. 17 УК, где сказано: если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность преступлений отсутствует и уголовная ответственность наступает по специальной норме. Преступление, предусмотренное ст. 2921 УК, если оно совершается должностным лицом при обстоятельствах, указанных в диспозиции ст. 290 УК, следует квалифицировать по данной норме.
В следственно-судебной практике важно исключить возможность ошибок при квалификации преступлений. Уместно привести следующий показательный пример. Некий Г., старший специалист органа самоуправления, за изготовление подложного документа для получения гражданства РФ за деньги был привлечен к уголовной ответственности за получение взятки. Однако еще в ходе предварительного следствия выяснилось, что он выполнял фактически вспомогательные функции и готовил документы по письменным резолюциям своего начальства. В этом смысле его работа носила чисто технический характер делопроизводителя. Должностная инструкция на него изобиловала пунктами об осуществлении им контроля в различных сферах, что и дезориентировало правоохранительные органы. В действительности Г. никакого контроля не осуществлял и никакими функциями должностного лица не наделялся. Таким образом, впоследствии его действия были квалифицированы по ст. 292 УК РФ. Данный пример наглядно показывает, что рассматриваемая норма в основном направлена на пресечение уголовно-правовыми средствами коррупции среди служащих. Действия должностных лиц квалифицируются, как правило, по этой норме, если деяние совершено из «иной личной заинтересованности», без превышения полномочий и не повлекло существенного вреда правоохраняемым интересам.
Таким образом, применение на практике ст. 2921 УК будет составлять определенную сложность как при установлении объективной, так и субъективной стороны преступления. В данном случае необходимо изучение ряда законодательных и иных нормативных актов, внутренних инструкций и положений соответствующих учреждений, а также установление лиц, виновных в совершении преступления, их умысла и целей. Вместе с этим нельзя не отметить и необходимость новой нормы уголовного закона в деле борьбы с коррупцией в указанной сфере, связанной с деятельностью государственных и правоохранительных органов.
Литература
1. Калмыков Ю.Н., Хачатурян М.Н. Государственные должностные лица и государственные гражданские служащие как специальные субъекты преступлений. Ростов н/Д, 2005.
2. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М., 2004.
3. Лысов М.Д. Ответственность должностных лиц по советскому уголовному праву. Казань, 1982.
4. Мельниченко А.Б., Кочубей М.А., Радачинский С.Н. Уголовное право. Общая часть. Ростов н/Д, 2003.
5. Светлов А.Я. Ответственность за должностные преступления. М., 1978.
6. Харазишзили Б.В. Вопросы мотива поведения преступника в советском праве. Автореф.дисс.докт. юрид. наук. Тбилиси, 1964.
1 Мельниченко А.Б., Кочубей М.А., Радачинский С.Н. Уголовное право. Общая часть. Ростов н/Д, 2003. С. 116.
1 Харазишзили Б.В. Вопросы мотива поведения преступника в советском праве. Автореф.дисс.докт. юрид. наук. Тбилиси, 1964. С. 3-4.
5 Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М., 2004. С. 134.
2 Лысов М.Д. Ответственность должностных лиц по советскому уголовному праву. Казань, 1982. С. 149.
1 Калмыков Ю.Н., Хачатурян М.Н. Государственные должностные лица и государственные гражданские служащие как специальные субъекты преступлений. Ростов н/Д, 2005. С. 13.
1 См.: Светлов А.Я. Ответственность за должностные преступления. М., 1978. С. 130.
2 См. примечание к статье 285 Уголовного кодекса РФ и пункты 8-11, 15 комментария к статье 285 Уголовного кодекса РФ.