Цель данной статьи – выявить причины многочисленных и разнообразных вариантов понимания добровольчества на современном этапе развития российского общества. Достижение поставленной цели предполагает последовательное решение ряда задач:
- анализ существующих трактовок добровольчества
- определение того, что является для них общим и чем они различаются
- выявление причин различных трактовок
- выстраивание и критический анализ синонимичного ряда.
Прежде чем перейти к сформулированным выше задачам, обратимся к краткой истории добровольчества.
Добровольная и бескорыстная помощь другому человеку или группе людей появляется с момента зарождения человеческого общества. Так, например, еще в обычаях восточнословянских племен еще в VII-VIII вв. повсеместно были распространенны такие формы благотворительности, как подаяние натуральными продуктами. В дни поминовения умерших родственники в обязательном порядке жертвовали милостыню или одаривали других членов племен. В целом распространена была общинно-родовая помощь наименее защищенным членам общности в виде продуктов, средств к существованию, того или иного вида работы.
Принятие христианства (988г.) сыграло большую роль в развитии благотворительности, поскольку оказание помощи больным, голодным и нищим стало одной из форм реализации христианской заповеди любви к ближнему. В рамках христианского вероучения различные формы проявления человеколюбия и милосердия получили новое значение: помогая ближнему – помогаешь самому себе в спасении и обретении жизни вечной. Примеры такого милосердия, образцы поведения показывали русские князья (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах и др.), что проявлялось в устройстве приютов для калек, раздаче пищи и милостыне, выкупе пленных, помощи погорельцам. Помимо индивидуальных форм благотворительности, широко распространенной и была другая форма – церковно-монастырская. В церковных приходах и монастырях убогие, нищие находили приют и помощь, в том числе и медицинскую.
Становление и развитие Российского государства неразрывно связано со становлением и формированием института благотворительности. Постепенно благотворительная деятельность систематизируется, оформляется законодательно. Это тем не менее не исключает ее стихийно-добровольческого характера и разнообразных частных форм проявления. Однако постепенно разовая, несистематизированная благотворительность сменяется организованной формой проявления благотворительности.
XVIII век и начало XIX столетия – это период расцвета благотворительных учреждений закрытого типа, которые содержались не только за счет средств и организационных усилий государства, но и филантропических обществ, отдельных благотворителей и церкви. Во второй половине XIX века происходит подъем частной благотворительности, что проявляется в материальных пожертвованиях на открытие и содержание благотворительных учреждений, личном участии, патронировании как отдельных лиц, так и учреждений в целом.
Ситуация с благотворительностью кардинально меняется после Октябрьской революции 1917 г. В этот период складывается достаточно противоречивая ситуация. С одной стороны, благотворительность в тех «буржуазных» формах, в которых она существовала раньше, существовать уже не может. С другой стороны, для формирования нового типа благотворительности, особенно на приватном уровне, не существует необходимых условий. В результате задачи и функции, который выполняла благотворительная деятельность в предшествующий период, берет на себя государство. Уничтожив благотворительность как буржуазный пережиток, Советское государство было вынужденно взять на себя всю заботу о социально обездоленных. [3, с. 50]
Несмотря на то, что добровольческая, благотворительная деятельность существует практически во всей истории российского государства, ее содержание, формы претерпевают существенное изменение.
М.В. Фирсов выделяет для России следующие этапы развития добровольчества, понимая под ним помощь и взаимопомощь: Архаический период; Период княжеской и церковно-монастырской поддержки с X по XIII вв.; Период церковно-государственной помощи с XIV в. по вторую половину XVII в.; Период государственного призрения со второй половины XVII в. по по вторую половину XIX в.; Период общественного и частного призрения с конца XIX в. до начала ХХ в.; Период государственного обеспечения с 1917 г. по 1991 г.; Период социальной работы с начала 90-х гг. по настоящее время [8, с. 11]. Выделение основных этапов дореволюционной деятельности благотворительности связанно с характером участия в ней различных социальных институтов церковь, государство, общественность.
Специфика исторического развития России (особенности образа жизни, менталитета, народной педагогики и т.п.) сформировала такое уникальное явление как меценатство. Нельзя говорить, что меценатство исключительно русское явление, но именно в России оно нашло наиболее яркое отражение. Спонсорский словарь толкует слово "меценат" в двух значенях. Согласно первому, меценат (Меценат - (Maecenas)) - соратник и советник римского императора Августа Меценат Гай Цильнис. Исполнял важные поручения императора: примирял противников, успокаивал народные волнения. Считается, что он использовал свое влияние, чтобы смягчать жестокость императора, которая могла бы повредить последнему. Лучшие поэты того времени (Вергилий и Гораций) пользовались поддержкой Мецената. Проводились (и даже представлялись современникам излишне роскошными) его пиры и угощения для людей искусства. Имя Мецената как покровителя искусств стало нарицательным. Второе значение понятия меценат, меценатсво связано с добровльческой деятельностью. Меценатство понимается как направление благотворительности, связанное с поддержкой культуры, искусства, реже - науки. Было широко распространено в дореволюционной России (Румянцев, Тенишева, Мамонтов, Морозов, Бахрушин, Третьяков). Как и благотворительность в целом, меценатство не предусматривает запланированной, заранее намеченной выгоды [5]. Словарь терминов некоммерческого сектора так же соглашается что меценатство добровольная бескорыстная деятельность физических лиц по материальной, финансовой и иной поддержке благополучателей.[6]. Таким образом, меценатство является одной из распространенных в дореволюционной России форм добровльчества.
Если до середины XIX века понимание добровольчества сопрягается с основами христианского вероучения (богоугодные дела, милосердие), то в ХХ веке понимание добровольчества смещается в область социальной поддержки и защиты, что проявляется в актуализации таких понятий как волонтерство, добровольчество.
В самом общем виде добровольчество понимается как модель социально значимой деятельности, осуществляемой без внешнего принуждения и преимущественно без поощрения отдельным человеком или организаций в конкретный исторический период, сообразно с особенностями национально-культурного, социально-политического. Конкретизация понимания добровольчества зависит от контекста его обсуждения. Если обратиться к историческому контексту, то видим что понятие добровольчество относится к разынм социальным явлениям и процессам. Добровольцами называли участников войны, добровольно, без обязывания со стороны государства, ставшими участниками сражений или обороны. Добровольцами называли тех, кто осваивал Целину, строил Байкало-амурскую магистраль. И хотя проявление добровольчества в первом и во втором случаях отличаются по формам проявления, они имеют такие общие характеристики, как социально-полезная деятельность, отсутствие или существенно меньшее вознаграждение за деятельность.
Многозначность понимания добровольчества обусловлена широким спектром видов деятельности, которые охватывает данное понятие. Кроме того, возможны разные методологические подходы к анализу добровольчества. Оно может рассматриваться как деятельность, процесс, как феномен. Добровольчество как вид деятельности (деятельностный подход) предполагает анализ таких составляющих, как цель, результат, субъект-объект, формы, методы добровольческой деятельности. Рассмотрение добровольчества как процесса в обязательном порядке должно учитывать временные характеристики, факторы и условия. Понимание добровольчества как феномена в большей степени соответствует структурному анализу и акцентирует внимание исследователей на соотношении с другими общественными явлениями.
Кроме того, в работах, посвященных добровольчеству, тот или иной социальный аспект акцентируется и постулируется в качестве основного. Добровольчество, как вид деятельности, рассматривается в контексте экономики, права, психологии, социальной работы. Соответственно, понимание добровольчества с экономической позиции будет отличаться в контексте экономических, психологических, юридических дисциплин.
Так, например, добровольчество можно рассматривать Соответственно определения добровольчества с позиции социального работника и юриста будут значительно различаться. И если юридический подход к определению добровольчества предполагает оказание безвозмездных услуг направленных на улучшение условий благополучателя, то подход к добровольчеству в рамках социальной работы рассматривает его как деятельность человека основой мотива которого не является социальная норма или государственный закон.
Одним из распространенных способов выявления сути добровольчества является учет исследовательских подходов к определению и разработке проблематики добровольчества и анализ исторического контекста добровольческой деятельности. Как уже было отмечено выше, обращение к справочным изданиями, правовым документам, специальным исследованиям социологов, психологов, историков и др. убедительно демонстрирует разнообразие подходов к пониманию сути добровольчества.
Более того, гораздо более распространенным и разработанным понятием является понятие доброволец, а добровольчество, соответственно раскрывается как деятельность добровольца.
В Федеральном Законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (11.08.1995г., ст. 5) дано юридическое определение статуса волонтера (добровольца): добровольцы – это граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в т.ч. в интересах благотворительной организации» [7]. В данном определении подчеркивается следующие аспекты: во-первых, цель добровольчества заключается в благотворительной деятельности; во-вторых, она осуществляется на безвозмездной основе; в-третьих, добровольческий труд имеет безвозмездный характер. Безвозмездность в данном контексте обозначает отсутствие оплаты труда, денежного или другого материального вознаграждения. При этом ряд авторов (Петрова Т., Бидерман К., Неволина Е., Лисичкина И.), при интерпретации безвозмездности, подчеркивают важность отсутствия у добровольцев, волонтеров претензий на оплату своего труда.
В токовом словаре русского языка С.И. Ожегова выделены два значения слова «доброволец»: 1. Человек, добровольно вступивший в действующую армию. 2. Тот, кто добровольно взял на себя какую-нибудь работу. По своей сути первое определение является более узким, хотя и распространенным вариантом, того, кто добровольно «взял на себя какую-нибудь работу», если рассматривать службу в армии как вариант работы, а точнее деятельности. [4, с. 148] Другими словами, в случае первого определения, служба в действующей армии является вариантом работы.
В, ставшем уже классическим толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля, содержание понятия «доброволецъ» включено в текст, раскрывающий содержание ряда словообразований от корня «добро», и употребляется как синоним слова «добровольникъ». Содержание последнего раскрывается как «охотникъ въ рекруты по найму, наймистъ». Кроме общераспространенного понимания добровольчества, В.И. Даль указывает на существование «смоленского», т.е. регионально-местного употребления. В этом случае доброволец – это беглец, бродяга. [2, с. 444], т.е. тот, кто стремится к реализации своей доброй воли, своего выбора.
Современный «Словарь терминов некоммерческого сектора» рассматривает «добровольца» как лицо, осуществляющее благотворительную или иную общественно полезную деятельность в форме предоставления своего безвозмездного труда по оказанию услуг, проведению работ и т.п. Синоним – волонтер [6]. В современном понимании добровольчества практически исчезло понимание добровольчества как вида деятельности, связанного с военной службой, уходом на войну.
Согласно современному Оксфордскому английскому словарю, волонтер понимается в трех значениях а) как человек, добровольно предлагающий свои услуги, б) как человек работающий на организацию на добровольной и безвозмездной основе, в) как человек, добровольно зарегистрированный для военных действий. В данных вариантах определения волонтер совпадают и старое значение «добровольчество» и «волонтерство».
Согласно «Современной энциклопедией социальной работы» (2008г.) волонтер и волонтерство (франц. volontaire от лат. voluntaries) дословно означает «доброволец», «желающий». А волонтерство определяется как любой вид деятельности, направленный на оказание помощи людям (отдельной личности, группе, общности), не являющимися близкими родственниками волонтеров; реализацию социально значимых проектов; защиту окружающей среды» [1, с. 37]. Несмотря на стройность и краткость этого определения, следует уточнить, что часто волонтерами становятся люди, желающие понять и научиться решать задачи необходимые для улучшения качества жизни родственников. Так, например, в качестве волонтеров часто выступает родители имеющие в семье детей с ограниченными возможностями. Они начинают свою волонтерскую деятельность со своих детей, распространяя ее впоследствии и н а других детей с ограниченными возможностями.
Представленный выше анализ существующих вариантов понимания добровольчества позволяет сделать вывод об отсутствии общепризнанного и единого определения добровольчества. Сложившаяся ситуация обусловлена разницей понимания добровольчества в исторической перспективе, методологическими подходами и акцентированием одного из социальных аспектов добровольчества.
Для определения сути добровольчества следует выявить общие сущностные признаки разнообразных подходов к анализу добровольчества. Во всех существующих вариантах и интерпретациях добровольчества выявляется два смысловых ядра этого слова: "добро" и "воля". Следовательно, первым и обязательным признаком является отсутствие внешнего принуждения к осуществлению конкретного вида добровольческой деятельности. Мотивация добровольческой деятельности формируется на основе внутренних потребностей, системы ценностей и жизненных ориентиров человека.
Вторым признаком добровольческой деятельности является ее социально-значимый характер, полезный для общества, отдельных его представителей. Деятельность, приносящая вред социуму, отдельным его представителям и природному окружению не является добровольческой деятельностью, хотя она может осуществляться по собственному желанию и без принуждения извне. Другими словами, она может соответствовать первому признаку, но не соответствовать второму.
Литература
- Ю.В. Алексеев и др. Современная энциклопедия социальной работы. 2008
- Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т. Т.1: А-З. – М.:ТЕРРА, 1995.- 800с.
- Лексикон социальной работы /Ред. Кибардина С.М., Михайлова С.И., Чернышова О.М. – Волгоград «Русь».
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 65000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Проф. Л.И. Скворцова. – 26-е изд,, перераб. И доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. – 736 с.
- Спонсорский словарь. http://infoblago.ru/media/FCA97063-95BB-4272-B241-4625A0B27A13/slovar_sponsor.doc
- Словарь терминов некоммерческого сектора. http://infoblago.ru/media/FCA97063-95BB-4272-B241-4625A0B27A13/slovar_nekomer.doc
- Федеральный Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (11.08.1995г., ст. 5)
- Фирсов М.В. История социальной работы в России. М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2001. – 256 с.
- Compact Oxford English Dictionary. http://www.askoxford.com/concise_oed/volunteer?view=uk