В настоящее время известно множество способов моделирования психофизиологических эффектов в тренажерах транспортных средств (ТТС), согласно которым вычисляют в реальном времени параметры поведения объекта, синтезируют в информационных каналах психофизиологические эффекты и преобразуют их в ощущения пространственного движения, зрительной внутрикабинной и внекабинной информации, слуховой (шумовой, речевой), тактильно-кинестетической (от органов управления) [1, 2].
Устройства, реализующие известные способы, как правило, содержат: имитатор акселерационных воздействий (динамический стенд с кабиной оператора); имитаторы зрительной внутрикабинной и внекабинной информации; имитатор слуховой информации (шумовой, речевой); имитатор тактильно-кинестетической информации (органы управления); имитатор параметров поведения объекта (вычислитель динамики движения имитируемого транспортного средства); пульт инструктора.
Общим недостатком известных способов является отсутствие воспроизведения некоторых психофизиологических ощущений дискомфорта, возникающих, у обучающегося оператора при определённых режимах работы имитируемого объекта, например:
· ощущение опьянения или морской болезни, которое наблюдается при движении автомобиля со скоростью 100–120 км/час. При движении возникают не только вибрации с частотами 0,2–20 Гц, но и срыв потока воздуха позади автомобиля, рождающий инфразвук. Вращение колёс возбуждает вертикальные колебания кузова автомобиля с частотами около 10 Гц. Неровности дорожного полотна вызывают колебания в диапазоне 0,5–11 Гц, вибрация двигателя 11–17 Гц и т.д. Интенсивность колебаний достигает 100–115 дБ. При длительной езде на большой скорости воздействие инфразвука снижает быстроту зрительной реакции водителя, особенно реакции на дорожные сигналы и на усложнения дорожной обстановки, нарушает координацию его действий при управлении автомобилем [3];
· ощущение затуманивания зрения, судорожное подергивание глазного яблока, нарушение чувства равновесия, усталость, нередко даже страх. Исследования показали, что аналогичные явления возникают у водителей грузовых автомобилей, тракторов, самоходных машин и летательных аппаратов [3, 4];
· ощущение воздушной болезни или укачивание во время полета в турбулентной атмосфере. Турбулентность атмосферы вызывает вибрацию самолёта со знакопеременными перегрузками и инфразвуковое поле, которое воздействует на летчика. Длительное действие полета в турбулентной атмосфере может вызвать головокружение, вялость, безразличие, снижение продуктивности памяти и мышления, влияющие на дееспособность лётчика [5];
· ощущение вялости, морской болезни и других симптомов у водителей катеров. Катер с двигателем мощностью 400 л.с. создаёт инфразвук 134 дБ на частоте 13 Гц при поступлении во всасывающее отверстие карбюратора потока воздуха [6];
· ощущения болей в ушах водителей и пассажиров в троллейбусе, при работе компрессора воздушного тормоза [7] или у летчика при повышении или понижении давления воздуха в кабине летательного аппарата;
· ощущения страха, возникающего на реальном объекте в аварийных ситуациях. Ощущение страха зачастую проявляется в экстремальных условиях, например, полет на малых высотах. Малые высоты и большие скорости придают полетам свои особенности, основными из которых являются близость земли, существенно увеличивающая риск полета, специфика пилотирования и воздействие внешних факторов. Более строгое, чем в других видах полета выдерживание высоты диктуется соображением безопасности, ибо превышение необходимой высоты увеличивает возможность обнаружения летательного аппарата радиолокационными средствами, а уменьшение ее вызывает опасность столкновения с препятствием на земле. Другой отличительной особенностью пилотирования является характер переключения внимания. Если на больших высотах на просмотр внекабинных ориентиров затрачивается около 5 % общего времени полета, то на малых высотах – до 90 % [8, стр. 83]. Кроме того, на процесс пилотирования дополнительно накладывается влияние инфразвукового поля, полученного при движении самолёта в турбулентной атмосфере [5]. Длительное действие перечисленных факторов может вызвать так называемую воздушную болезнь или укачивание. Причём, наиболее важны замаскированные симптомы её: головокружение, вялость, безразличие, снижение продуктивности памяти и мышления, влияющие на дееспособность летчика.
Данные виды информации играют важную роль при обучении экипажа на ТТС, так как по ним он судит о текущем состоянии и местонахождении имитируемого транспортного средства и где необходимо проявить волевые усилия обучающегося персонала, чтобы, несмотря на все отрицательные симптомы, проявившиеся в данной ситуации, задание было выполнено на должном уровне. Все указанные особенности вызывают нервно-психологическое напряжение у операторов, повышают требования к его эмоционально-волевым качествам, памяти, восприятию, мышлению, физической и психологической выносливости.
Невозможность воспроизведения вышеперечисленных ощущений на современных ТТС с помощью имеющихся в составе тренажера имитаторов объясняется тем, что из-за конструктивных и динамических ограничений исполнительных приводов имитатора акселерационных воздействий невозможно воспроизводить перемещения с амплитудами, выходящими за указанные пределы, при которых синтезируются инфразвуковые колебания той интенсивности и частотой, как на реальном объекте. В случае же масштабирования (уменьшения), по сравнению с реальными перемещениями, величины воспроизводимого сигнала во всем диапазоне, восприниматься органами чувств оператора не будет, т.к. станет ниже порога их чувствительности.
Для устранения вышеперечисленных недостатков разработан способ и устройство моделирования психофизиологических воздействий в ТТС.
Техническим результатом предлагаемого способа является расширение функциональных возможностей ТТС за счет воспроизведения психофизиологических ощущений, возникающих у обучающегося оператора при определенных режимах работы транспортных средств, а именно: состояние укачивания, болевых ощущений, утомления, страха, чувство тревоги, эйфории и т.п.
Это достигается тем, что в реальном времени вычисляют параметры движения объекта, синтезируют в информационных каналах психофизиологические эффекты и преобразуют их в ощущения пространственного движения, зрительной внутрикабинной и внекабинной информации, звуковой, тактильно-кинестетической информации, сопровождающие работу управляемого транспортного средства с имитатора параметров поведения объекта. Кроме того, дополнительно вычисляют в реальном времени параметры движения объекта, при которых происходит синтез в информационных каналах инфразвуковых колебаний, по частотному и энергетическому спектру адекватных на реальном объекте, и преобразуют их в ощущения страха, состояния укачивания, болевых ощущений, утомления, эйфории и т.п.
Для воспроизведения указанных ощущений в форсированном режиме с пульта инструктора пораздельно или в определенной (комплексной) взаимосвязи производят синтез в информационных каналах инфразвуковых колебаний, воздействуют на обучающегося оператора частотой и интенсивностью, адекватной частотному и энергетическому спектру колебаний, при которых у оператора проявляются эти ощущения, находясь на реальном объекте.
Для ограничения неблагоприятного воздействия инфразвука на окружающую обстановку, рабочее место оператора с источником инфразвука помещают в акустический демпфер.
Предлагаемый способ также может быть применен для обучения операторов работающих с объектами стратегического назначения, где приходится сталкиваться в своей профессиональной деятельности с различными видами аварийных ситуаций, неизбежно возникающие на указанных объектах. Многие аварии возникают именно по вине оператора, не сумевшего справиться со своими эмоциями и взять себя в руки ввиду различных причин. Поэтому аварии антропогенного характера можно было бы предотвратить (или, по крайней мере, уменьшить их негативные последствия), обучив и подготовив персонал к различным нестандартным и чрезвычайным ситуациям.
Профессиональная деятельность персонала является разновидностью сложного умственного, нервно-эмоционального и физического труда, отличающегося большой психофизиологической напряженностью. По результатам проведенного экспертного опроса [9] были выделены четыре блока профессионально важных качеств персонала, формирование и оценка которых осуществляется непосредственно в процессе эксплуатации стратегически важного объекта:
· дисциплинарно-профессиональные качества (дисциплинированность, исполнительность, ответственность, трудолюбие, работоспособность и др.);
· специально-профессиональные качества (техническая культура, творческое мышление, способность предвидеть развитие ситуации, знания теоретического и практического характера и др.);
· организаторские качества (умение организовывать работу, требовательность, способность принимать осмысленные решения, навыки воспитательной работы и др.);
· психологические качества (целеустремленность, быстрота принятия решений, эмоциональная устойчивость, инициативность, решительность, внимательность, самостоятельность и др.).
Анализ выделенных профессионально важных качеств показывает, что первые три блока качеств интегрированы с психологическими качествами обучаемого и определяют не только поведение персонала стратегически важного объекта в релевантной области, но и влияющее на эффективность их деятельности.
В связи с этим весьма важной психолого-педагогической проблемой становится разработка средств и методов, позволяющих эффективно и быстро адаптировать сенсомоторные образы, сформированные в обучающей системе, к реальным условиям непосредственной формы восприятие информации. До настоящего времени у проектировщиков комплексных средств обучения существовало мнение о невозможности с помощью технических средств имитировать полную информационную среду, которая имеет место в реальных условиях, включая и психофизиологическую напряженность у обучающегося персонала. При моделировании экстремальных режимов работы объекта всегда существовала их условность, предметная неполнота, чувственная обедненность и т.п. Все это сказывается на эффективности обучения и развития навыков принятия решений в штатных и аварийных режимах.
В ходе проведения НИРС по данной тематике на кафедре «Автоматизация и управление» Пензенской государственной технологической академии были выполнены следующие виды работ:
· разработка структурной схемы имитатора психофизиологических воздействий для развития эмоционально-волевых качеств у обучающихся операторов;
· разработка структурной схемы модуля анализа энергетических характеристик инфранизкочастотного электроакустического преобразователя для обеспечения безопасности обучающего персонала и окружающей среды;
· оценка эффективности повышения качества ТТС и выявление резервов повышения конкурентоспособности ТТС как обучающих систем;
· подана заявка на предполагаемое изобретение, по которой получен патент [2];
· внедрение в учебный процесс академии для реализации основных профессиональных образовательных программ при проведении лекционных, лабораторных работ, курсовом и дипломном проектировании;
· участие во Всероссийском смотре-конкурсе научно-технического творчества студентов высших учебных заведений «Эврика-2007» (Новочеркасск, 2007), по результатам которого студент Бояров П.А. награжден дипломом лауреата в номинации «Интеллектуальные тренажеры и тренажерные комплексы»;
· участие во Всероссийском конкурсе молодежных проектов и программ (выставка «НТТМ июнь 2009» г. Москва), по результатам которого студент Кузнецов Б.В. награжден медалью «За успехи в научно-техническом творчестве» по номинации «Лучший научно-исследовательский проект в области технических наук» по проекту «Исследование и разработка автоматизированной системы управления аэрокосмическим тренажером».
Литература
1. Прошкина Л.А. Совершенствование управления предприятиями авиационного тренажеростроения в условиях модернизации экономики: Дис…канд. экон. наук. – Пенза, 2006. – 173 с.
2. Патент 2369909 РФ. МКИ: G09В9/00. Способ моделирования психофизиологических эффектов в тренажере и устройство для его реализации / В.Н. Прошкин, Я.А. Туровский, П.А. Бояров // Опубл. 10.10.09 Бюл. № 28.
3. Новогрудский Е.Е. и др. Инфразвук: враг или друг. – М.: Машиностроение, 1989.– 64 с.
4. Измеров Н.Ф. и др. Инфразвук как фактор риска здоровью человека (гигиенические, медико-биологические и патогенетические механизмы) – Воронеж, 1998. – 276 с.
5. Хорбенко И.Г. Звук, ультразвук, инфразвук. – М.: Знание, 1986. – 178 с.
6. Чедд Г. Звук. – М.: Мир, 1975. – 162 с.
7. Большая Советская Энциклопедия, т. 18. – М.: Советская Энциклопедия, 1977. – С. 331 – 332.
8. Покровский Б.Л. Лётчику о психологии. – М.: Военное издательство министерства обороны СССР, 1974. – 83 с.
9. Самолаев Ю.Н. Классификация профессионально важных качеств авиационного специалиста. IV Всероссийская научно-методическая конференция «Тренажеры и компьютеризация профессиональной подготовки» ГАНГ им. И.М. Губкина – Москва, 1994. – С. 14 – 16.