Становление человека как личности неразрывно связано с социумом, где он проживает и взаимодействует. В межличностных отношениях проявляются личностные качества – эмоционально и волевые свойства, интеллектуальные возможности, усвоенные нормы и ценности того общества, к которому человек принадлежит. Реализация человека проходит в первую очередь в системе межличностных отношений. Активность и деятельность личности является важнейшим звеном во взаимодействии.
Основная проблема в подростковом возрасте – это проблема общения и со сверстниками и с взрослыми. Ведущая деятельность в этом возрасте – интимно-личностная, и именно поэтому взаимоотношения со сверстниками находятся в центре внимания подростка, именно они во многом определяют деятельность и влияют на поведение и развитие личностных качеств и социальных установок.
Общение со сверстниками у подростков столь же эмоционально, что и увлечения. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба — сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих отношений), становится своеобразным психотерапевтом. Он может помочь не только лучше понять себя, но и преодолеть неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной ценности, почувствовать себя личностью. Если же друг, занятый своими, тоже сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. И тогда подросток, чувствуя себя одиноким, снова будет искать идеал и стремиться к как можно более полному пониманию, при котором тебя, несмотря ни на что, любят и ценят.
В дружеских отношениях подростки крайне избирательны. Но их круг общения не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может дать ей, зависит от уровня развития группы, в которую он входит [3, с. 2].
Подросток развивается в переплетении разного рода связей и отношений. В подростковых группах складываются межличностные связи и отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп и действуют общие закономерности их становления и развития:
1. Обусловленность природы межличностных отношений таких, которая
социальная группа занимает в обществе;
2. Взаимосвязь от совместной деятельности, которая опосредует
развитие межличностных отношений в группе, определяет их строение;
3. Группа имеет определенный уровень развития, от которого зависит
наличие или отсутствие социально-психологических особенностей и характер ее влияния на индивида.
В подростковых группах выделяются функционально - ролевые и личностно - смысловые отношения между сверстниками.
Эмоционально-оценочные отношения – взаимодействие между подростками, отражающие систему их предпочтений, где на первый план выступают эмоциональный предпочтения, такие как – симпатия, антипатия и т.п.
Для этого возраста характерно стремление к признанию в группе, занять значимое место среди сверстников, быть лидером в своем коллективе. Но для того, чтобы этого добиться нужно, обладать определенными качествами. Индивидуальные особенности и установки подростков мешают занять высокий статус в группе, социализироваться в той группе, которая для них является желаемой [1].
После теоретического изучения темы было проведено эмпирическое исследование изучения самооценки личности подростка в группе Пробное тестирование на самооценку, на основе проанализированных данных социометрии - повторное тестирование на самооценку.
На уровень принятия себя подростком больше всего влияют родительская поддержка и отношение одноклассников.
Обработка результатов теста «Изучение самооценки личности подростка» в группе, на основе интерпретированных данных социометрии (повторное тестирование) осуществляем следующим образом:
На подготовленном повторном бланке, в индивидуальном порядке (подписанным для каждого ученика) фиксируется выбор класса (т.е. куда класс его «поселил»). После такого ознакомления подросток приступает к повторному заполнению бланка. Порядок выполнения заданий прежний, что и в пробном тестировании. Далее осуществляется подсчет результатов.
Анализируя полученные данные можно сказать, что городские подростки и сельские имеют достаточно высокий уровень адекватной самооценки, это говорит об их уверенности и реальном оценивании себя и своих способностей.
Завышенный уровень самооценки высоким процентом отмечен в группе сельских подростков, что подтверждает сказанное выше (т.е. основная направленность подростка на общение и проявление ограничений в выборе видов деятельности).
Изучение полученных результатов в системе межличностных отношений, статусного положения каждого члена группы дало возможность определить уровень взаимосвязи оценки сверстников на их отношение к себе.
В результате сопоставления уровня самооценки и статусного положения каждого подростка (1 этап исследования) с уровнем самооценки (4 этап исследования) получены следующие результаты:
Прослеживается, что результаты пробного тестирования отличаются от результатов повторного теста. Следовательно, можно с уверенностью сказать, что межличностные отношения взаимосвязаны с самооценкой.
Исходя из полученных данных рис.1 показывает, что более подвержены такого рода влиянию городские подростки – 55%. Подростки сельской местности, по результатам исследования оказались менее подвержены оценке сверстников.
Можно предположить, что такие результаты связаны с количеством сверстников в группе. Чем большее количество сверстников оценивают подростка, тем выше процент изменения самооценки.
Рис. 1. Взаимосвязь статусного положения в группе и самооценки подростков
Существуют механизмы взаимодействия между формированием личности и ее положением в группе. Отношение самого человека к положению в группе включает в себя такие психологические компоненты как переживание и осознание. Два перечисленных компонента взаимосвязаны между собой, но в тоже время это разные психологические характеристики отношения к окружающему. Следовательно, самосознание и самооценка играет одну из главных ролей в формировании личности. Все это определяет социальную адаптацию и дезадаптацию и выступает регулятором не только поведения, но и деятельности. Если самооценка подростка неустойчива в социуме, когда его постоянно оценивают не с лучшей стороны, если потребность в самоуважении и уважении окружающих остается нереализованной, происходит внутриличностный конфликт, который в свою очередь перерастет в межличностный. Решая эту проблему, подросток может найти группу, где оценивание его, как личности адекватно его собственной самооценке. Это будет способствовать удовлетворению потребности в уважении, подросток комфортно будет себя чувствовать в такой группе.
Литература
1. Кобазева Ю. А.Московский педагогический государственный университет
http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/if.htm
2. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах
(общие и возрастные особенности): Учебное пособие – изд-е 3-е стереотип. – Мн.:
ТетраСистемс, 2001. – 432с.
3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.Возрастная психология: Полный жизненный цикл
развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.
4. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности:
Учебное пособие/ Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.-320с.