Взаимосвязь статусного положения в коллективе и самооценки подростка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №1-2 (13) январь-февраль 2010 г.

Статья просмотрена: 1189 раз

Библиографическое описание:

Хлебодарова, О. Б. Взаимосвязь статусного положения в коллективе и самооценки подростка / О. Б. Хлебодарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 1-2 (13). — Т. 2. — С. 227-229. — URL: https://moluch.ru/archive/13/1076/ (дата обращения: 16.11.2024).

    Становление человека как личности неразрывно связано с социумом, где он проживает и взаимодействует. В межличностных отношениях проявляются личностные качества – эмоционально и волевые свойства, интеллектуальные возможности, усвоенные нормы и ценности того общества, к которому человек принадлежит. Реализация человека проходит  в первую очередь в системе межличностных отношений. Активность и деятельность личности является важнейшим звеном во взаимодействии.

   Основная проблема в подростковом возрасте – это проблема общения и со сверстниками и с взрослыми. Ведущая деятельность в этом возрасте – интимно-личностная, и именно поэтому взаимоотношения со сверстниками находятся в центре внимания подростка, именно они во многом определяют деятельность и влияют на поведение и развитие личностных качеств и социальных установок.

     Общение со сверстниками у подростков столь же эмоци­онально, что и увлечения. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на не­учебные занятия, и на отношения с родителями. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая друж­ба — сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понима­ния и принятия своих собственных переживаний и устано­вок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих отношений), становится своеобраз­ным психотерапевтом. Он может помочь не только лучше понять себя, но и преодолеть неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной ценности, почувство­вать себя личностью. Если же друг, занятый своими, тоже сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. И тогда подросток, чувствуя себя одиноким, снова будет искать идеал и стремиться к как можно более полному пониманию, при котором тебя, несмотря ни на что, любят и ценят.

     В дружеских отношениях подростки крайне избиратель­ны. Но их круг общения не ограничивается близкими дру­зьями, напротив, он становится гораздо шире, чем в пре­дыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформаль­ные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие инте­ресы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может дать ей, зависит от уровня развития груп­пы, в которую он входит [3, с. 2].

     Подросток развивается в переплетении разного рода связей и отношений. В подростковых группах  складываются межличностные связи и отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп и действуют общие закономерности их становления и развития:

1.      Обусловленность природы межличностных отношений таких, которая

социальная группа занимает в обществе;

2.       Взаимосвязь от совместной деятельности, которая опосредует

развитие межличностных отношений в группе, определяет их строение;

3.      Группа  имеет определенный уровень развития, от которого зависит

наличие или отсутствие социально-психологических особенностей и характер ее влияния на индивида.

    В подростковых группах  выделяются функционально - ролевые и личностно - смысловые отношения между сверстниками.

    Эмоционально-оценочные отношения – взаимодействие между подростками, отражающие систему их предпочтений, где на первый план выступают эмоциональный предпочтения, такие как – симпатия, антипатия и т.п.

    Для этого возраста характерно стремление к признанию в группе, занять значимое место среди сверстников, быть лидером в своем коллективе. Но для того, чтобы этого добиться нужно, обладать определенными качествами. Индивидуальные особенности и установки подростков мешают занять высокий статус в группе, социализироваться в той группе, которая для них является желаемой [1].

         После теоретического изучения темы было проведено  эмпирическое исследование изучения самооценки личности подростка в группе Пробное тестирование на самооценку, на основе проанализированных данных социометрии - повторное тестирование на самооценку.

      На уровень принятия себя подростком больше всего влияют родительская поддержка и отношение одноклассников.

     Обработка результатов теста «Изучение самооценки личности подростка» в группе, на основе интерпретированных данных социометрии (повторное тестирование) осуществляем следующим образом:

      На подготовленном повторном бланке, в индивидуальном порядке (подписанным для каждого ученика) фиксируется выбор класса (т.е. куда класс его «поселил»).  После такого ознакомления  подросток приступает к повторному заполнению бланка. Порядок выполнения заданий прежний, что и в пробном тестировании. Далее осуществляется подсчет результатов. 

      Анализируя полученные данные можно сказать, что городские подростки и сельские имеют достаточно высокий уровень адекватной самооценки, это говорит об их уверенности и реальном оценивании себя и своих способностей.

      Завышенный  уровень самооценки высоким процентом отмечен в группе сельских подростков, что подтверждает сказанное выше (т.е. основная направленность подростка на общение и проявление ограничений в выборе видов деятельности).

      Изучение полученных результатов в системе межличностных отношений, статусного положения каждого члена группы дало возможность определить уровень взаимосвязи оценки сверстников на их отношение к себе.

В результате сопоставления уровня самооценки и статусного положения каждого подростка (1 этап исследования) с уровнем самооценки (4 этап исследования)  получены следующие результаты:

      Прослеживается, что результаты пробного тестирования отличаются от результатов повторного теста. Следовательно, можно с уверенностью сказать, что межличностные отношения взаимосвязаны с самооценкой.

      Исходя из полученных данных  рис.1 показывает, что более подвержены такого рода влиянию городские подростки – 55%. Подростки сельской местности, по результатам исследования оказались менее подвержены оценке сверстников.

      Можно предположить, что такие результаты связаны с количеством сверстников в группе. Чем большее количество сверстников оценивают подростка, тем выше процент изменения самооценки.

 

   Рис. 1. Взаимосвязь статусного положения в группе и  самооценки подростков

 

    Существуют механизмы взаимодействия между формированием личности и ее положением в группе. Отношение самого человека к положению в группе включает в себя  такие психологические компоненты как переживание и осознание. Два перечисленных компонента взаимосвязаны между собой, но в тоже время это разные психологические характеристики отношения к окружающему. Следовательно, самосознание и самооценка играет одну из главных ролей в формировании личности. Все это определяет социальную адаптацию и дезадаптацию и выступает регулятором не только поведения, но и деятельности. Если самооценка подростка неустойчива в социуме, когда его постоянно оценивают не с лучшей стороны, если потребность в самоуважении и уважении окружающих остается нереализованной, происходит внутриличностный конфликт, который в свою очередь перерастет в межличностный. Решая эту проблему, подросток может найти группу, где оценивание его, как личности адекватно его собственной самооценке. Это будет способствовать удовлетворению потребности в уважении, подросток комфортно будет себя чувствовать в такой группе.

 

 



 

Литература

 

1.    Кобазева Ю. А.Московский педагогический государственный университет

http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/if.htm

2.    Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах

(общие и возрастные особенности): Учебное пособие – изд-е 3-е стереотип. – Мн.:

ТетраСистемс, 2001. – 432с.

3.    Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.Возрастная психология: Полный жизненный цикл

развития человека. Учебное пособие для студентов выс­ших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.

4.      Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности:

Учебное пособие/ Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.-320с.

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): группа, отношение, подросток, пробное тестирование, статусное положение, Учебное пособие, повторное тестирование, уровень развития, уровень самооценки, формирование личности.


Похожие статьи

Связь стилей конфликтного поведения и самооценки у студентов

Сравнительный анализ структуры личностного отношения к детям у представителей разных профессий

Особенности усвоения социальных ценностей личностью девиантных подростков

Взаимосвязь стиля саморегуляции учебной деятельности студентов и их мотивации обучения в вузе

Личностная рефлексия как фактор развития личности подростка

Взаимосвязь стиля межличностного взаимодействия с интерактивным статусом личности

Динамика мотивационно-ценностных отношений в профессиональном становлении студентов

Модель педагогической поддержки становления ценностной основы самосознания учащегося профессионального училища

Возможности внеурочной деятельности в формировании ноосферного мировоззрения старшеклассников

Личностные особенности подростков, влияющие на проявление девиантного поведения

Похожие статьи

Связь стилей конфликтного поведения и самооценки у студентов

Сравнительный анализ структуры личностного отношения к детям у представителей разных профессий

Особенности усвоения социальных ценностей личностью девиантных подростков

Взаимосвязь стиля саморегуляции учебной деятельности студентов и их мотивации обучения в вузе

Личностная рефлексия как фактор развития личности подростка

Взаимосвязь стиля межличностного взаимодействия с интерактивным статусом личности

Динамика мотивационно-ценностных отношений в профессиональном становлении студентов

Модель педагогической поддержки становления ценностной основы самосознания учащегося профессионального училища

Возможности внеурочной деятельности в формировании ноосферного мировоззрения старшеклассников

Личностные особенности подростков, влияющие на проявление девиантного поведения

Задать вопрос