Современные системы и методики первичной профилактики наркотизации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №1-2 (13) январь-февраль 2010 г.

Статья просмотрена: 911 раз

Библиографическое описание:

Палачева, Т. И. Современные системы и методики первичной профилактики наркотизации / Т. И. Палачева, А. Г. Жиляев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 1-2 (13). — Т. 2. — С. 188-194. — URL: https://moluch.ru/archive/13/1111/ (дата обращения: 16.11.2024).

Проблема разработки системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди детей школьного возраста остается  актуальной. В статье рассматриваются существующие в практике работы специалистов профилактические программы для образовательных учреждений, которые, по мнению авторов, далеко не всегда отражают системы компонентов, отвечающей принципам преемственности, синергизма. Скорее всего, существующие подходы к профилактике наркотизации в детско-подростковой среде есть наборы методических приемов.

В статье представлены базовые положения личностно-ориентированной системы профилактики наркотизации детей и подростков, разработанной на основе проведенных исследований. Система представлена тренингом, построенным из периодов развития личности,  который  акцентирует внимание на взаимосвязи психологических ценностей и мотиваций с развитием наркотизма.

Ключевые слова: системный подход, разноуровневый подход к решению проблемы, система личностно-ориентированной профилактики наркотизации детей и подростков, возрастная дифференциация психологических ценностей и мотиваций поведения, резистентность  личности по отношению к наркотизму.

The problem of developing a systematic approach to prophylaxis of psychoactive substances abuse among school-age children is still urgent . The article deals with the existing practice of specialists in prophylaxis programs for educational institutions, which, according to the authors, do not always reflect the system of components, corresponding to the principles of continuity, synergysm. It is more likely that existing approaches to the prophylaxis of drug addiction in children and adolescent environment are sets of  methodic techniques.

The article presents the basic statements of personally-oriented system of prophylaxis of drug addiction of children and adolescents, based on the carried out research.

The system is presented by training, built from the periods of personal development, which focuses attention on the interrelation of psychological values and motivations with the development of drug addiction.

 

Key words: a systematic approach, multilevel approach to the decision of the problem, the system of personally-oriented prophylaxis of drug addiction of children and adolescents, age differentiation of psychological values and motivations of behavior, the resistance of personality to drug addiction.

 

Разработка системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди детей школьного возраста остается  актуальной. Многие авторы обзоров профилактических программ приходят к заключению о том, современный системный подход к профилактике детского наркотизма предполагает преемственность в профилактической работе, проводимой на разных возрастных этапах. Наиболее потенциально эффективными признаются программы, охватывающие весь период обучения в школе [13].

Рассмотрим имеющиеся подходы и системы к профилактике наркотизации, представленные в работах А.В. Соловова, Н.А. Сироты, К.С. Лисецкого, строящиеся на основе существующей системы периодизации развития личности.

Так, по мнению С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой, первичная профилактика должна проводиться со всеми здоровыми детьми. Для предупреждения аддиктивного поведения необходимо специальное обучение, которое, как считают авторы, можно назвать «психологической иммунизацией» [10], первый признак которой ее универсальность, второй - ее конструктивный характер. Конструктивная первичная профилактика служит предупреждению девиантного поведения и способствует формированию здоровой личности ребенка. Поэтому решаемые ею задачи: моральное развитие, построение ценностной сферы, развитие коммуникативности, устранение эгоистических позиций, отношения, способствующие развитию эмпатии и дружбы детей, - характерные примеры типичных возрастных изменений нормально развивающейся личности. Конструктивная первичная профилактика - не только психосоциальное, но и мощное развивающее средство.

Третий важный признак - опережающий характер воздействия первичной профилактики. Создание стойких желательных установок возможно  лишь до момента, когда дети самопроизвольно усвоят распространенные традиции употребления психоактивных веществ. Попытки их создания позже более трудны и менее продуктивны, так как теперь необходимо перестраивать уже готовые, например, протабачные или проалкогольные установки.

Наиболее удобным местом для превентивной работы является школа, где осуществляется систематическое целенаправленное обучение на протяжении нескольких лет.

Анализ отечественных профилактических программ в области профилактики детского наркотизма показал, что существующие подходы к профилактике наркотизации в большинстве случаев есть наборы методических приемов, которые далеко не всегда отражают системы компонентов, отвечающей принципам преемственности, синергизма.

В последнее время широкое распространение отечественные профилактические программы для начальной школы.

Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами для детей 6-12 лет «Волшебная страна чувств» [5]  направлена на гармонизацию личности ребенка на основе развития его эмоционально-волевой сферы. Предполагает обучение детей пониманию своих эмоциональных свойств и способам эмоционального реагирования, осуществляет  профилактику эмоциональных нарушений. Поэтому основная  тематика занятий для детей младшего школьного возраста направлена на изучение эмоций: эмоций радости, грусти, страха, злости, интереса, обиды и др.

Автор исходил из положения, что к 7 годам у ребенка формируется способность дифференцировать свои эмоции посредством речи, дифференцированные эмоции становятся важным регулятором поведения ребенка. Исходя из этого, эмоциональное развитие детей является защитным фактором по отношению к возможной наркотизации.

Для реализации программных мероприятий используются методы сказкотерапии (анализ авторских сказок, групповое сочинение историй,  драматизация сказок),  арт-терапии (свободное и тематическое рисование, лепка из глины, конструирование из бумаги и картона); психогимнастики (этюды на выражение различных эмоций) и др.

Специфическими целями программы определены формирование и укрепление антинаркотических установок у детей, формирование и развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском приобщения к психоактивным веществам.

Одним из условий программы является деление класса на группы, набор детей в группу имеет ограничение – по 9-12 человек, что требует привлечения дополнительных профессиональных ресурсов, рекомендуется использовать помощника ведущего. Работа по программе требует особых знаний, проводить занятия по программе могут учителя, социальные работники, психологи, прошедшие подготовку на специализированных курсах повышения квалификации по направлению «профилактика зависимого поведения».

Большинство методических разработок  направлено на работу с детьми подросткового возраста, содержащих курс занятий, ориентированных на удовлетворение личных потребностей подростка, позволяющих выбирать осознанную антинаркотическую жизненную позицию. Так, наглядное пособие «Подростковая наркомания» [3] адресовано специалистам, работающим с детьми 5-6 классов. Авторы пособия считают, что осуществление профилактики в виде лекций не дало удовлетворительного результата, в связи с этим материл в пособии представлен занятиями, в которые введены приемы группового взаимодействия: игры-активаторы, игры-упражнения, ролевые игры, групповые дискуссии, обсуждения и примеры домашних заданий. В пособие включено 10 занятий, содержательная часть которых посвящена знакомству, наркотикам и последствиям их употребления, личности и самоуважению, рассматриваются способы совладения с отрицательными эмоциями и др.

Для проведения занятий рекомендовано использовать форму круга и деление учащихся на группы, что вызывает определенные трудности в их проведении.

Отмечен факт разработки авторских превентивных образовательных программ, ориентированных на предупреждение употребления психоактивных веществ с использованием метода «скрытой информационной интервенции» в виде воспитания через «предметное обучение», когда информация «разнесена» по различным учебным дисциплинам и входит в содержание урока [4].  Разработка авторских программ нередко обеспечивается через такие предметы, как  история, биология, химия, литература и частично ОБЖ, которые формируют у учащихся знания о наиболее общих механизмах действия психоактивных веществ, об истории их распространения, о морально-этических проблемах, возникающих у человека при злоупотреблении наркотиками. Антинаркотическая профилактическая работа с учащимися через предметное обучение возможна как одно из  направлений в общей системе профилактических мероприятий, в противном случае подобная форма не дает  должного позитивного эффекта.

Р.Х. Шакуров, Р.Р. Гарифуллин в книге «Психологические основы профилактики наркомании среди учащихся» [15] рассматривают профилактические мероприятия в контексте  учебно-воспитательной работы через занятия с учащимися, направленными на развитие «жизнелюбия, хорошего настроения», а также умения преодолевать стрессы, развитие способности распознавать и противостоять деструктивным зависимостям.

Еще одно направление скрытой профилактики наркомании авторы видят обучение через преподавание различных предметов - курсов занимательной психологии (психология манипуляции и зависимости), физики (о законах сохранении энергии и настроения), химии (о вредных веществах и ядах, о химии настроения), истории (истории пьянства и его последствиях) и др.

Существуют профилактические программы, сочетающие общеразвивающее и специфически-профилактическое направления работы.

Специфически-профилактическое направление работы представлено  профилактическими программами, опыт которых интересен с точки зрения их применения для профилактики ПАВ у детей из асоциальных семей. В опубликованных материалах конференции «Современные  психосоциальные технологии: проблемы освоения и использования» [1] рассматриваются несколько таких профилактических программ.

Например, Н.В. Подхватилиным – медицинским психологом, тренером Центра практической психологии «Катарсис» - был создан тренинг «Психокоррекционная профилактика подростковой наркомании и алкоголизма».

Программа рассчитана на подростковый и старший подростковый возраст. В ходе тренинга подросткам предлагается освоить набор психотехник, которые призваны помочь реализовать глубинные, неосознаваемые потребности личности. Если эти потребности оставить нереализованными, это может привести подростка к их иллюзорной реализации через психоактивные вещества.

Техники делятся на три группы: техники, изменяющие жизненную позицию; техники, порождающие новые способности и стоящие за ними убеждения; техники, изменяющие формы поведения в прежней социальной среде, повышающие самооценку.

Так, общеразвивающее направление представлено курсом занятий для учащихся 8-9-х классов «Мой выбор» [2]. В рамках предлагаемых занятий рассматриваются проблемы ответственности и свободы выбора человека, гражданской ответственности, роли СМИ на формирование установок и мировоззрения личности, а также формирование чувства личной ответственности за здоровый  образ жизни.

Однако тема здоровья и проблема злоупотребления психоактивных веществ представлены в малом объеме  в общей теме по гражданскому воспитанию учащихся.

В программе курса «Школьная валеология» [7]  профилактические мероприятия осуществляются по возрастам:  учащиеся начальной школы ориентируются на формирование нравственно-психологического компонента здорового образа жизни; в среднем школьном возрасте проводится  обучение методам самопознания,  программирования своей деятельности по укреплению здоровья; старшеклассники  овладевают навыками доврачебной помощи и профилактики заболеваний, подготовки к семейной жизни.

По мнению ряда специалистов, проведение общих валеологических программ позволяет рассматривать их в качестве адекватных мер по предупреждению злоупотребления ПАВ [14].

Медицинский аспект профилактики наркомании представляет программа профилактики, разработанная в Институте медицинских проблем Сибирского отделения РАМН. Она описана в монографии Н.П. Жижко [1]. Программа построена на парадигмальном психиатрическом подходе к проблеме злоупотребления ПАВ, основанном на разработанной автором теории «химиодистрессомании» - термина, подразумевающего «общие симптомы отравления ПАВ».

Цель профилактической работы автор видит в выработке отрицательного отношения подростков к наркотическим веществам. Профилактические работы предполагается вести с позиций психиатрии, осуществлять профилактику, исходя из так называемого «объединенного биопсихосоциального механизма возникновения наркологических болезней». К методам профилактики в этой программе можно отнести: «разъяснения населению знаний по токсикомании, используя язык, методологию, принцип работы психиатрии и включая дифференцированные педагогические приемы (индивидуальная и групповая психотерапия)» [1].

В младших классах предлагается использование выборочных и индивидуальных бесед, особенно при выявленном употреблении подростком вредных веществ, а также чтение методического материала с акцентом на симптоматику отравления ПАВ и другая лечебно-разъяснительная работа. Неизвестны оценка эффективности данной модели, методическое обеспечение и наполняемость занятий, а также основные критерии отбора детей и подростков на прохождение ими профилактики. Совершенно очевидно, что подобный подход к данной проблеме является  узконаправленным и не адаптирован к условиям образовательного учреждения.

Большую группу программ образуют программы инициативы «Равные – равным», которые в последнее время получили широкое распространение в школьных учреждениях. Следует отметить, что подготовка лидеров-сверстников представляется весьма актуальной формой психосоциальной работы. Это обусловлено рядом факторов, среди которых можно выделить отсутствие детских и молодежных организаций, значимых для детей, подростков и юношей; активное рекламирование алкогольных напитков, сигарет; а также рост числа наркоманов и больных СПИДом. Привлечение подростков к волонтерской работе позволяет охватить большее количество подросткового контингента, формирует устойчивые антиалкогольные и антинаркотические установки как у самих волонтеров, так и у тех ребят, с кем они занимаются.

Одной из таких разработок является программа «Ровесник - ровеснику» по работе с подростками в условиях общеобразовательного учреждения [8], которая направлена на реализацию следующей цели – помочь подростку «разрешить внутренние противоречия и противоречия со средой».

Особо следует отметить обучающую программу  компьютерного тестирования  знаний по профилактике наркомании «За вами выбор» авторов А.В. Ляховича,  А.С. Лозовской, представляющих Научно-исследовательский институт общественного здоровья и управления здравоохранением Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова. Программа позволяет пополнить знания подростков, юношества и молодежи о наркотиках и сформировать свое отношение к ним. Знания по  проблеме наркомании отрабатываются различными методами: тестами-утверждениями, упражнениями ситуациями, анкетами и объективно оцениваются по бальной системе, вследствие чего отпадает необходимость в дорогостоящем тестировании подростков и молодежи на предмет употребления ими наркотиков. Кроме того, совершенно очевиден эффект программы непосредственно для самих тестируемых: с одной стороны, у них формируется негативная картина наркотизации за короткий промежуток времени; с другой,  тестируемый получает объективную информацию о личностном  отношении к проблеме наркотизма.

В настоящее время в отечественной профилактике имеют место подходы и системы, которые строятся на основе существующей системы периодов развития личности Л.С. Выготского.

Программа «Золотой ключик» (авторы Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Е.Л. Бережняковская) разработана в 80-х годах и во многом отличается от отечественных программ «Истоки», «Радуга», «Детство». Построение начального образования по этой программе обеспечивает детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие и одновременно эмоциональное благополучие и счастливую, радостную жизнь каждого ребенка. По мнению авторов «Золотого ключика», эпоха детства заканчивается примерно к 10 годам. А потому отрыв дошкольного образования от образования в начальной школе противоречит  законом психологического развития ребенка. Организация жизни и образования детей в учреждениях, работающих по программе «Золотой ключик», строится по семейному принципу: все без исключения взрослые участвуют в воспитании детей, а все дети являются полноправными членами этой большой семьи, оказывающейся продолжением собственной семьи.

По этой программе работает несколько десятков образовательных центров в разных регионах России, в том числе в городах Балашихе, Нижнекамске, Ростове-на-Дону, Сургуте и др.

Основная особенность программы – направленность на психологизацию  образовательного процесса. Все разделы программы, ее основные направления и средства реализуемых программных задач связаны с современными представлениями психологической периодизации Л.С. Выготского о возрастной периодизации  детства, об основных законах развития психики ребенка, о его потребностях, способностях и возможностях.

Авторы первыми предложили организовать образовательный процесс, опираясь на принцип единства и взаимосвязи образовательных процессов в дошкольном и начальном школьном возрастах. Результатом программы стало создание комфортных психологических условий, что привело к резкому снижению соматических заболеваний у детей образовательных центров, работающих по этой программе.

Достоинством программы «Навыки жизни» А.В. Соловова [13] заключается в направленности на саморазвитие, установку на собственные усилия ребенка стать ответственной и регулирующей собственное поведение личностью. Овладение приемам саморегуляции строится на основе формирования мировоззренческих установок личности, овладению ею навыками социального поведения и управления психическими состояниями. На комплексной основе решаются задачи развития  социальной и личностной компетенции, формируются  способы предупреждения возможных проблем и навыков самозащиты. Личностная и социальная компетентность формируется на основе навыков эффективного общения, критического мышления, принятия решений и адекватной самооценки. Предупреждение проблем достигается посредством развития навыков регуляции эмоций, избегания стрессов, решения конфликтов, сопротивлению давлению извне. Таким образом, антинаркотическая программа позволяет сформировать личность, которая в состоянии осуществлять самосохранительное поведение, противостоять деструктивном поведению.

Заслуживает внимания работа К.С. Лисецкого «Психологические основы предупреждения наркотической зависимости личности» [9], представляющая онтосубъектный подход, который  рассматривает скрытые предпосылки и противоречия психической зависимости личности.

На основе проведенных исследований автор пришел к выводу, профилактика наркомании может быть эффективной в том  случае, если она проектируется на основе теории, адекватно объясняющей феномен психической зависимости. Вероятность возникновения психической зависимости у индивида определяется уровнем сформированности его собственной субъектности. Отсутствие системы самоподдержки, внутреннего контура самоподкрепления, «субъектная недостаточность» являются психологической основой возникновения различных видов зависимости у подростка, в том числе и наркотической.

Как считает автор,  ребенок стал субъектом человеческого сообщества, поэтому ему  нужно соответствующим образом содействовать в становлении и развитии его субъектности. Предлагаемая модель, по мнению автора, помогает правильно подбирать средства для воздействия на подростков в решении их возрастных онтологически значимых внутриличностных конфликтов и задач взросления, формировать у каждого подростка его внутриличностную систему самоподдержки.

Рассмотрим  систему профилактики наркомании, предложенной Н.А. Сиротой [11, 12]. Автор считает, что реализация мероприятий первичной копинг-профилактики конкретным человеком в практической деятельности требует от него мотивации на укрепление здоровья, регулярных действий по выполнению рекомендаций специалистов по поддержанию здорового образа жизни.

Цель первичной копинг-профилактики заключается в формировании активного адаптивного функционального совладающего со стрессами, жизненными проблемами поведения, направленного на продвижение к здоровью, уменьшение числа лиц, имеющих психологические факторы риска психосоциальных расстройств, формирование невосприимчивости к дисфункциональным паттернам поведения.

Основным способом реализации целей и задач первичной копинг-профилактики в рамках этого подхода является обучение социальным навыкам и умениям преодоления  стресса, управления им, а также оказание подросткам социальной поддержки адекватными социально поддерживающими сетями. Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса может проводиться в форме социально- психологического тренинга: тренинга разрешения проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки, тренинга когнитивно-оценочной  составляющей копинг-поведения, коммуникативных  навыков посредством развития эмпатии, аффилиации, снижения чувствительности к отвержению  и  других форм.

На учете  возрастной дифференциации психологических ценностей и мотиваций поведения, влияющих на развитие наркотизма, группы личностно значимых факторов дезадаптации, являющихся предикторами инициации наркотизма у детей различных возрастных групп построена разработанная нами «Комплексная личностно-ориентированная программа формирования здорового образа жизни и  первичной профилактики наркотизации школьников». Предлагаемая в программе система личностно-ориентированной профилактики детей школьного возраста представлена тренингом [6] периодов развития личности:

-Младший школьный возраст (7-9 лет) –  метафорическиий тренинг формирования негативной карты наркотизации, направленный на информирование детей этого возраста о вреде наркотиков как критерия нездоровья вследствие измененного состояния и снижения возможности достижения успеха, которое осуществляется на примере сказок на уровне ассоциативного образа без упоминания наркотиков.

 -Средний школьный возраст (10-13 лет) – тренинг формирования конкурентных поведенческих навыков, направленный на формирование системы конкурентного поведения,  адекватной позитивной коммуникации и занятие социальной роли. Подросток получает представление о самом себе, учится общаться с окружающими – отстаивать собственную позицию, противостоять агрессивному давлению извне,  выявлять и  оценивать мотивацию поведения окружающих в конкретной ситуации.

-Старший школьный возраст (14-17 лет)   – тренинг формирования витальных ценностей, направленный на формирование осознанных систем целей жизни с разработкой индивидуальных алгоритмов и критериев достижения успеха, с выделением негативной роли ПАВ, препятствующих успешности и являющихся критерием, снижающим уровень жизни и адаптацию в основных значимых сферах – социальной, микросоциальной, интрапсихической.

Программа позволяет комплексно проводить профилактическую работу по многим направлениям работы с личностью ребенка в условиях школьного обучения: в рамках тренинга периодов развития личности, предметного обучения, внеклассной работы, спортивно- оздоровительной деятельности.

Достоинством этой программы является ее технологичность, она легко воспроизводима пользователем. Разработанная на основе единой методологической базы личностно-ориентированная система формирования здорового образа жизни и профилактики наркотизации школьников использует комплекс методик возрастной дифференциации адаптации, построенных  с учетом возрастных особенностей детей,  позволяющих  построить адресную и малозатратную программу коррекционных и здоровьесберегающих мероприятий.

 Наличие четкого диагностического инструментария программы позволяет проводить динамический контроль эффективности как отдельных мероприятий, так и программы в целом, представленного мониторингом утомляемости и  методиками по выявлению факторов психологического  риска наркотизации у детей разных возрастных групп.

Работа по предлагаемым методикам повышает уровень креативности учителя, способствует повышению толерантности к стрессу.

На наш взгляд, личностно-ориентированный подход в настоящее время представляется наиболее убедительной моделью, объясняющей причины злоупотребления ПАВ. К тому же, что особенно важно, этот подход позволяет создать  систему первичной профилактики с учетом личностных особенностей разновозрастных категорий детей и подростков; эффективно вырабатывать резистентность (устойчивость) личности по отношению к наркотизму; снизить риск наркотизма в различных возрастных категориях, который достигается за счет формирования навыков анализа и поиска пути удовлетворения ведущих потребностей личности, определяющихся условиями и возрастными факторами.

Таким образом, анализ действующих профилактических систем и методик первичной профилактики наркотизации позволил выявить следующие их характерные особенности:

  1. Существующие профилактические программы в большинстве случаев есть наборы методических приемов, которые далеко не всегда отражают системы компонентов, отвечающей принципам преемственности, синергизма.
  2. Имеющиеся профилактические программы не всегда охватывают весь период обучения в школе, большая часть из них разработана для подросткового возраста, в меньшей степени представлены программы для детей младшего школьного возраста, незначителен удельный вес программ для юношества.
  3. Имеющиеся программы направлены на нивелирование негативных явлений, имеет место так называемая «негативно-ориентированная профилактика злоупотребления ПАВ».
  4. Разработанные программы не всегда адаптированы к условиям учебно-воспитательного процесса и рассчитаны на узкий круг специалистов, что затрудняет их применение пользователем.
  5. Отмечен факт появления компьютерных обучающих программ по проблемам наркомании для молодежи и юношества, позволяющие получать объективную оценку отношения тестируемого к наркотикам, а также формирующих негативную карту наркотизации тестируемого.
  6. В настоящее время в отечественной профилактике имеют место подходы и системы, которые строятся на основе существующей системы периодов развития личности, что является поддержкой для личности  на пути ее жизненного становления.

Список литературы

  1. Абдрахманов Р.Р. Анализ подходов к профилактике злоупотребления психоактивными веществами детьми из группы риска.//Социальная профилактика и здоровье, 2004, № 1, с.8-13
  2. Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А., Положевец П., Прутченков А., Смирнова Г. Мой выбор. Спецкурс обучения учащихся 8-9 классов основной средней школы. – Мой выбор: Учебно-методическое пособие для учителей средней школы. 2-е изд., испр. и доп. – М.: ЗАО «Учительская газета», 2001. – 120 с.

3.              Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Подростковая наркомания. Навыки противостояния: наглядное пособие / С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович – М.: Центр Планетариум, 2001. - Вып. 2.

4.      Вострокнутов Н.В., Харитонова Н.К., Пережогин Л.О., Худяков А.С., Колосов В.П., Лесогорова А.Ю. Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации. –  М.,  2003. -  240 с.

5.      Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей: Программа профилактики злоупотребления ПАВ у младших школьников «Волшебная страна чувств»./ Под науч. Ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2008.- 256 с.

  1. Жиляев А.Г., Палачева Т.И. Первичная профилактика наркомании и методические подходы к формированию здорового образа жизни у детей и подростков (Личностно-ориентированный подход): методическое пособие – Казань: Веда, 2006.- 223с.

7.      Зайцев Г.К. Школьная валеология. Образовательная программа по валеологии для школьников. – Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. – 3-е изд., перераб. и доп.- СПб.: «Детство-Пресс». 2001. -160 с.

8.      Латышев Г.В., Орлова М.В., Яцышин С.М., Титова О.А., Речнов Д.Д. Смотри по жизни вперед: Руководство по работе с подростками.- СПб.,2001.- 112 с.

  1. Лисецкий К.С. Психологические основы предупреждения наркотической зависимости личности [Текст]/ К.С. Лисецкий. – Самара: Изд-во «Универс групп», 2007 - 308 с.
  2. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании /Под ред.  С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000. -  256 с.
  3. Руководство по наркологии / Под ред. Н.Н. Иванца. –  2-е изд., испр., доп. рассм. – М.: ООО «Медицинская информация», 2008.- 944 с.
  4. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. – Казань: Центр инновационных технологий, 2005, 192 с
  5. Соловов А.В. Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет. – М., 2000.- 48 с. (Серия «Работающие программы»).

14.  Тростанецкая Г.Н., Гериш А.А. «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними в общеобразовательной среде», 2003. – 384 с.

15.  Шакуров Р.Х., Гарифуллин Р.Р. Психологические основы профилактики наркомании среди учащихся.  - Казань, 2002.

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): программа, ребенок, подросток, здоровый образ жизни, школьный возраст, вещество, Профилактика злоупотребления, младший школьный возраст, начальная школа, первичная копинг-профилактика.


Задать вопрос