Предпочтения детей и подростков в выборе литературы для чтения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Смородинова, М. В. Предпочтения детей и подростков в выборе литературы для чтения / М. В. Смородинова, Е. И. Ерёмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 1-2 (13). — Т. 2. — С. 269-272. — URL: https://moluch.ru/archive/13/1112/ (дата обращения: 16.11.2024).

                                                                                                                    Ты   ищешь  знаний, мудрости   земной,

                                                                                                                    Ты ищешь смысла жизни во вселенной?

                                                                                                                    Найди   на   полке   книгу   и   раскрой

                                                                                                                    Источник мысли чистый, вдохновенный.

                                                                                                                                                              А. Мирцхулава

 

Детское чтение можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны – это произведения художественной, научно-художественной и научно-популярной литературы, читаемые детьми и подростками. С другой, педагогической стороны  – это процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию эстетического чувства, формированию нравственности. Для того, чтобы успешно осуществлять умственное нравственное и эстетическое воспитание детей, в произведениях детской литературы должны сочетаться познавательная ценность, нравственные идеалы и художественная совершенство. Особое значение приобретает проблема положительного героя, который является для юных читателей образцом для подражания.

К сожалению, в настоящее время происходит процесс падения читательской культуры среди детей и подростков. Согласно данным исследователей Института социологии Российской Академии Наук за последние десятилетия выросло несколько поколений нечитающих граждан. По этому поводу начинают бить тревогу не только специалисты, но и государственные структуры. В связи с этим ООН объявил период 2003 – 2012 года десятилетием грамотности. Грамотность – это определенная степень знания законов родного языка в сочетании с навыками устной и письменной речи; один из важнейших показателей культурного уровня населения.

 Современному обществу необходимо формировать интерес к чтению у детей и подростков, организовывать руководство детским чтением со стороны родителей и педагогов. Безусловно, современный подросток читает не так и не то, что читали предшествующие поколения. В настоящее время мы можем говорить о том, что меняются характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность, время чтения на досуге, характер, способ работы с текстом, репертуар чтения детей и подростков, а также мотивы и стимулы чтения, предпочтения в выборе произведений, а самое важное, меняется и источник получения печатной информации, на смену книги приходит компьютер. Если раньше свободное время подростки проводили за чтением книг, то сейчас они увлечены телепросмотрами и компьютерными играми. С одной стороны появление компьютера в жизни ребенка «обусловлено постоянно меняющимся информационным пространством, ведь в большинстве именно школьники и подростки являются той социальной группой, которые с легкостью осваивают новые информационные технологии» [3, с.150-151]. Но, с другой стороны, компьютер и выход в Интернет не должны стать препятствием к чтению книг у детей и подростков.

В жизни детей и подростков чтение играет важную роль. Как правило, читать любят преимущественно «дети младшего школьного возраста, чем дети старше, тем меньше времени у них занимает чтение на досуге и тем меньше они любят читать» [3, с.139]. В подростковом возрасте детей необходимо снова «ввести» в интересный и увлекательный мир чтения, а так же предложить произведения, которые будут им интересны. Родители в этом играют немаловажную роль, ведь именно в этот период книги для детей чаще всего выбирают взрослые. Взаимопонимание и слаженный диалог между родителями и детьми, совместное чтение, правильно подобранных книг поможет ввести литературу в повседневную жизнь ребенка. Родителям необходимо уважать самостоятельность выбора книг своих детей для чтения, даже если это не то произведение или не тот автор, которого выбрали бы для них взрослые. Важно, чтобы ребенка дома окружали книги, а взрослые являлись бы примером для своих детей, то есть не отказывались от чтения книг в пользу просмотра телевизора или новостных лент в Интернете. Впоследствии, когда дети взрослеют, родители могут играть роль советчика в выборе книг, но важно позволить ребенку развивать собственный читательский вкус.

В подростковом возрасте у детей появляются новые интересы, и чтение может стать в это время для них жизненной опорой, дать необходимую информацию и  помочь сформировать их собственные вкусы, понять поведение окружающих. Чтение расширяет детские горизонты, предлагая юному читателю как образы прошлого в мифах и легендах, настоящего, через современные романы, так и будущего, воссозданного в фантастике. А юмор и ирония обеспечивают развлечение и уход подростка от повседневности.

Выбор детей, особенно в раннем возрасте, останавливается на сказках и рассказах. В рассказах детей привлекает, как относительно небольшой объем, так и динамичный сюжет, который призван увлечь ребенка, вызвать желание перевернуть страницу и узнать, что же случится дальше. Например, рассказы таких авторов, как В. Драгунский, Ю. Коваль, В. Осеева, Н. Носов, Б. Житков и др. К.Д.Ушинский считал, что «сказки – это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и никто не может состязаться с педагогическим гением народа, кроме того, они составляют превосходное упражнение в первоначальном чтении» [2,с.314]. Если сказки выбираются доступно пониманию ребенка, то он вскоре сам изъявляет желание пересказывать и перечитывать их самостоятельно. Такой пересказ может стать первым шагом к активному читательскому восприятию. Детям могут быть предложены сказки следующих авторов: Ш. Перро, Г. Х. Андерсена, Братьев Гримм, Е. Шварца, В. Батхена, Т. Крючковой, Г. Демыкиной, В. Каверина и др.

Но также хорошо они могут, откликаются и на другую литературу, например:

• детскую поэзию;

• научно-познавательную литературу;

• приключенческую литературу;

• фэнтези;

• романы для детей и подростков.

В настоящее время активно развивается детская поэзия. Подростки с большим интересом относятся к творчеству современных поэтов (А. Гиваргизов, Е. Благина, А. Усачев) их привлекает игровой характер поэзии: игра смысла и звука, а так же круг тем, затрагиваемых поэтами (учеба, любовь, дружба). Но не надо забывать и о классике (В.В. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, С.Есенин и др.) знакомство с такого рода стихотворениями формирует у учащихся языковой вкус, а также показывая всю глубину переживаемых чувств, развивает у подростков глубокое эмоциональное восприятие. Недаром поэзия всегда неразрывно связывалась с совершенством, с красотой.

Среди подростков научно-познавательная литература востребована в различных своих проявлениях, таких как: научно-популярная (А. Костин «Птицы»), научно-художественная (Л. и С. Хокинг «Джордж и тайны вселенной») и энциклопедическая («Большая энциклопедия животного мира»; «Астрономия. Энциклопедия окружающего мира»; «Иллюстрированная семейная энциклопедия»). Научно-познавательная литература вводит читателя в мир науки, формируя воображение и познавательный интерес подростков, тем самым расширяя их кругозор и литературные предпочтения. Н.Н. Светловская вместе с Т.С. Пиче-оол дают свое определение познавательной литературы для детей и подростков, полагая, что это «та книга, которая привлекает внимание ребенка к реальным явлениям, процессам, тайнам и загадкам окружающего мира, т.е. рассказывает ребенку о том, чего он не замечает или не знает, но может узнать в процессе своего взросления» [1, с.143]. Главными требованиями к научно-познавательной литературе для детей являются не только строгая научность и достоверность знаний, а также простота, и увлекательность изложения. Если чтение увлекательно, то ребенок читает с радостью. Кроме того, каждый ребенок имеет свои особые интересы. Некоторые любят читать про природу, другие про животных, третьи об истории.

Тяга подростков к приключенческой литературе характеризуется стремительным и динамичным сюжетом, напряженным конфликтом, тайной, как сюжетообразующим началом. Она взаимодействует с жанром путешествия. Приключенческую литературу можно смело разделить на давно ставшую классикой (Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ»; Ж. Верн «Дети капитана Гранта»; Р. Киплинг «Книга Джунглей») и современные произведения (В. Аксенов «Мой дедушка – памятник»; Й. Колфер «Очень страшная миссис Мерфи»).  

Детективы, как, впрочем, и вся литература, бывают разнообразными. Бывают классические детективы, т.е. художественные, которые содержат в себе нравственные и эстетические ценности (А. Конан Дойл «Шерлок Холмс»; А. Кристи «Эркуль Пуаро», «Десять негритят»). Такие детективы прочитываются на одном дыхании в раннем возрасте, и дают многим детям толчок к творчеству, фантазии. В настоящее время появляется огромное множество современных детективов для детей и подростков, например: Е.Вильмонт «Криминальные каникулы»; Ф. Келли «Оживленное движение». Хорошие детективы тренируют логику мышления у подростка, учат наблюдательности и умению прогнозировать.  Также встречаются детективы нехудожественные, слабые, как с эстетической, так и с нравственной точки зрения. Задача родителей уберечь подростков от такого рода книг, посоветовать им что-то другое. Полезными могут стать списки для внеклассного чтения, которые предлагают учителя. Рекомендуемые списки включают книги «проверенные временем». Они не  навредят подростку, а только принесут ему огромную пользу.

Фэнтези является одним из любимых жанров среди подростков. Как правило, действие в фэнтези происходит в выдуманном мире или на другой планете, где реально существуют мистические силы. Для детей условный мир созданный писателем и его игровая функция увлекает детей и воспринимается с большим интересом. Назовем некоторые произведения в жанре фэнтези, например: Л. Стейплз «Хроники Нарнии»; Х. Блэк и Т. ДиТерлицци «Спайдервик. Хроники»; Ф. Пулман «Золотой компас» и др.

Меняется жизнь, и меняются читательские предпочтения подростков, появляются огромное количество современных романов и повестей для детей и подростков. Авторы современных романов и повестей намеренно отражают сегодняшнее общество, тем самым делая произведения более реалистичными. Они часто обращаются к темам, которые будут близки и понятны подросткам, зачастую романы затрагивают и социальные проблемы общества. Подчас писатели в своих романах не дают однозначных ответов, таким образом помогая детям сделать свои собственные выводы. Например: Ф. Бернетт «Маленькая принцесса»; А.Тор «Пруд белых лилий»; Е. Мурашова «Гвардия тревоги», «Класс коррекции»; С. Ждемисон «Леди Джейн»; Э. Мит-Смит «Девичий мирок (история одной школы)»; Жан-Клод Мурлева «Река, текущая вспять».

В целом мы можем говорить о том, что предпочтения детей и подростков очень разнообразны.

На сегодняшний момент в чтении детей и подростков происходят серьезные изменения, которые носят глубинный характер. Задача родителей и педагогов направлять чтение детей и подростков, предлагая им те книги, которые будут способствовать развитию любви к чтению, возникновению нравственных ориентиров на их жизненном пути. Также серьезное и вдумчивое чтение помогает подростку выработать свою жизненную позицию.

 

Литература

1.  Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению. Практическая методика. – М.: Academia, 2001. – 286 с.

2. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах т.2/ под. ред. А.И. Пискунова – М.: Педагогика, 1974, 438с.

3. Чудинова В.П. Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды // Дети и культура / Отв. ред. Б.Ю. Сорочкин. – М.: КомКнига, 2007. – 286 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Ребенок, подросток, Детское чтение, научно-познавательная литература, приключенческая литература, чтение, чтение книг, детская поэзия, динамичный сюжет, ранний возраст.


Задать вопрос