Ретроспективный анализ пути, пройденного общественными науками за последнее столетие, дает возможность уверенно утверждать, что одной из тенденций их развития является стремление гуманизировать теорию и практику. В связи с этим, сегодня во многих общественных науках повышается интерес к понятию культура, что помогает им решать задачу гуманизации на основе культурологического подхода к изучению человека и общественных явлений. Культура быстро становится одним из наиболее важных и насущных вопросов, занимающих исследователей различных областей общественного знания. Исследователи – психологи не являются в этом отношении исключением.
В настоящее время в психологической теории и практике открыто новое направление, связанное с изучением психологической культуры личности. Психологическая культура изучается в контексте профессиональной деятельности, возрастного развития, межличностных отношений, в том числе и детско-родительских, и т.д. Анализ литературы свидетельствует о неоднозначном решении вопроса о сущности психологической культуры и подтверждает обнаруженную нестрогость в научной трактовке этого понятия. Несмотря на это, практически все авторы сходятся в том, что одним из базовых (но не достаточных) компонентов психологической культуры является психологическая грамотность, подразумевающая, в первую очередь, определенный запас психологических знаний, а также в том, что психологическая культура, прежде всего, связана с многоаспектным позитивным преобразованием своего внутреннего мира.
Пожалуй, больше всего работ, посвященных изучению психологической культуры, связаны с процессом профессионализации. Изучается психологическая культура государственных служащих и управленческих кадров (Е.Н. Гришина, Г.И. Марасанов, Н.Т. Селезнева), психологов образования (Н.И.Исаева), журналистов (В.И. Кузин). Немало работ посвящено исследованию психологической культуры учителей (И.Б. Котова, Н.И. Лифинцева, А.Б. Орлов, Ф.Ш. Мухометзянова, В.В. Семикин, О.В. Пузикова, Юдин, О.В., Смирнова Е.Е., Певзнер Н.Ю., Леженина А.А.). Однако мы обнаруживаем, что наряду с существованием множества работ, посвященных рассмотрению психологической культуры педагога, незаслуженно мало уделяется внимания её изучению на этапе вхождения в учительскую профессию. В основном психологическую культуру исследуют уже у работающих специалистов; работы, посвященные её изучению у студентов высших и средних профессиональных педагогических заведений, практически отсутствуют. Между тем, начальный этап вхождения в профессию, безусловно, наиважнейший этап для личностно-профессионального становления, этап, который связан с освоением огромного количества психологических дисциплин, потенциал которых можно эффективным образом использовать не только для развития частных профессиональных компетенций, но и формирования такого личностного образования как психологическая культура.
Таким образом, мы обнаружили ряд противоречий:
- профессиональная реальность требует от педагогов наличия оптимальной психологической культуры, и прежде всего культуры «Я», уже на начальном этапе профессионализации, а исследований, посвященных изучению особенностей культуры внутреннего мира студентов педагогических ССУЗов, и технологий её оптимизации на сегодняшний день нами не обнаружено;
- психологическое знание содержит в себе огромный спектр возможностей развития культуры «Я», но в практике преподавания психологии студентам педагогического колледжа как учебной дисциплины они, как правило, не учитываются.
Необходимость разрешения данных противоречий определила проблему проведенного нами исследования – каковы особенности, психологические условия и механизмы развития культуры «Я» студентов педагогического колледжа в процессе изучения психологии? Объект – процесс развития культуры «Я»; предмет – особенности, психологические условия и механизмы развития культуры «Я» студентов педагогического колледжа в процессе изучения психологии.
В качестве гипотезы выступило предположение о том, что если в процессе изучения студентами педагогического колледжа психологии учитывать психологические условия и механизмы развития культуры «Я», то это будет способствовать изменению характера внутри и межсистемных связей и уровня гармоничности «Я».
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой и исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть сущность, структуру и показатели развития культуры «Я» студентов педагогического колледжа. В ходе решения данной теоретической задачи нами было выявлено, что на сегодняшний день в литературе отсутствует определение понятия «развитие культуры «Я», в связи с чем, нами была дана собственная его трактовка. Но прежде нужно сказать, что культура «Я» определяется нами как свойство личности, заключающееся в готовности и способности достижения и поддержания гармонии внутри себя с целью личностного роста. Под развитием культуры «Я» в нашем исследовании понимается изменение характера внутри- и межсистемных связей (система культурно-психологических стремлений, система представлений об их значимости, система возможностей их реализации) и уровня гармоничности «Я». Интегрированным показателем развития культуры «Я» является уровень гармоничности структурно-содержательных компонентов «Я», определяющийся на основе соотношения их силы и степени реализации. В структуре культуры «Я» мы выделяем структурно-содержательные и структурно-функциональные компоненты. В основу структурно-содержательных компонентов положена структура, включающая в себя культурно-психологические стремления, оценку их значимости и возможности реализации. Структурно-функциональные компоненты связаны со структурой самосознания и включают в себя самопознание, самоотношение и саморегуляцию.
2. Определить особенности культуры «Я» студентов педагогического колледжа. Для решения данной задачи нами использовалась методика «Культура самосознания личности» (Исаева Н.И., Болотова Е.А.), разработанная на основе методики Моткова О.И. «Психологическая культура личности». На основании результатов, полученных с её помощью, были выделены две группы студентов. В первую группы вошли будущие педагоги, которые характеризуются высоким или средним с тенденцией к высокому уровнем гармоничности «Я», свидетельствующем об относительном оптимальном состоянии развития психологической культуры. Их количество составило 25 % от общего числа опрошенных. Во вторую группу были включены все остальные студенты. У этих испытуемых был обнаружен низкий или средний с тенденцией к низкому уровень гармоничности внутреннего мира, свидетельствующие об относительно неоптимальном состоянии развития психологической культуры. Их количество составило 75 % от общего числа опрошенных.
Студенты с относительно оптимальным состоянием культуры «Я» характеризуются:
- высоким или средней с тенденцией к высокому уровнем осознания необходимости познавать и принимать себя, управлять своим настроением и поведением, а также высокой или близкой к высокой степенью реализации представлений о том, что это нужно делать;
- выраженным стремлением познавать себя, принимать и эффективно управлять собой, а также высокой или близкой к высокой степенью его реализации;
- осознанием наличия возможностей успешно заниматься самопознанием, формировать положительное отношение к себе, а также высокой или близкой к высокой степенью их реализации. У студентов этой группы высокий уровень гармоничности обнаружен не только на внутрисистемном, но и на межсистемном уровне: между системами представлений («надо»), желаний («хочу») и возможностей («могу») самопознания, позитивного самоотношения и эффективной саморегуляции.
Психологическое содержание культуры «Я» студентов с неоптимальным состоянием культуры «Я» характеризуется:
- не выраженным интересом к себе, слабо выраженным желанием познавать, принимать и управлять собой, а также низкой или средней с тенденцией к низкой степенью реализации этого желания;
-слабым владение студентами способами самопознания и саморегуляции;
- низкой оценкой значимости постоянной работы над собой;
- низким или средним с тенденцией к низкому уровнем гармоничности как в структуре отдельных внутренних систем («надо», «хочу» и «могу»), так и между ними и т.д.
Выявленные особенности развития культуры «Я» будущих учителей свидетельствуют о том, что студенты второй группы отличаются от студентов первой группы тем, что не умеют устанавливать гармоничные отношения с самими собой, поддерживать единство и целостность внутреннего мира, внутреннюю гармонию мыслей, переживаний, действий.
2. Выявить психологические условия и механизмы развития культуры «Я» в процессе изучения психологии студентами педагогического колледжа. Решая данную задачу, мы выяснили, что изучение психологии как учебного предмета, объективно содержащее возможности для развития культуры «Я», выполняет эту функцию в том случае, если в процессе изучения создаются ситуации «проживания» психологического знания, способствующие развитию рефлексивной активности и субъектности. В качестве общего психологического механизма развития культуры «Я» выступает сравнение студентом временных образов «Я». Частными механизмами выступает осознание результативности работы над собой во временном континууме «прошлое – настоящее» и уверенность в результативности дальнейшей работы над собой во временном континууме «настоящее – будущее».
3. Определить особенности уровневых и структурных изменений, происходящих в культуре «Я» студентов педагогического колледжа в процессе специально-организованного обучения психологии. Нами установлено, что включение студентов в ситуации «проживания» психологического знания способствуют уровневым и структурным изменениям культуры «Я». Уровневые изменения культуры «Я» характеризуются актуализацией культурно-психологических стремлений, возможностей и представлений о значимости самопознания, принятия себя, управления собой и развитием способности реализовывать их в каждодневной жизни. Структурные изменения связаны с повышением уровня гармоничности не только отдельных структурных составляющих культуры «Я», но и системы «Я» в целом и изменением роли составляющих «Я» в развитии культуры «Я», в частности, в повышении значимости самопознания в контексте мотивационно-потребностной, когнитивной и поведенческой сфер личности.
4. Разработать технологию оптимизации процесса развития культуры «Я» у студентов педагогического колледжа на занятиях по психологии. В ходе исследования разработана технология оптимизации процесса развития культуры «Я» у студентов педагогического колледжа на занятиях по психологии, базирующая на включении в учебный процесс ситуаций «проживания» психологического знания, способствующих развитию рефлексивной активности и субъектности как психологических условий развития культуры «Я». Технология подразумевает следующие особенности работы со студентами:
1. Характер знания, осваиваемый на занятиях, носит психотерапевтический характер.
2. В учебно-воспитательный процесс включаются всевозможные субъектно-ориентированные ситуации: (проблемно-ориентированные ситуации; рефлексивно-ориентированные ситуации; ситуации свободного выбора; ситуации осознанного самоанализа). Все перечисленные особенности работы со студентами непосредственно связаны с «проживанием» психологического знания.
Таким образом, наше исследование показало, что если в процессе изучения студентами педагогического колледжа психологии учитывать психологические условия и механизмы развития культуры «Я», то это будет способствовать изменению характера внутри- и межсистемных связей и уровня гармоничности «Я».
Библиография
1. Исаева, Н.И. Профессиональная культура психолога образования [Текст] / Н.И. Исаева – М.; Белгород: МПГУ, БелГУ, 2002. – 235с.
2. Лифинцева, Н.И. Формирование профессионально-психологической культуры учителя [Текст] / Н.И. Лифинцева – М.: изд-во МПГУ; Курск: Изд-во КГПУ, 2000.
3. Мотков, О.И. Психологическая культура личности [Текст] / О.И. Мотков // Газ. «Школ. психолог», № 15, 1999, с. 8-9
4. Певзнер, Н.Ю. Психологическая культура педагога и эффективность профессиональной деятельности [Текст] : Автореф. дис. … канд. психол. наук / Н.Ю. Певзнер. – Казань, 2007