Один из четырех главных имамов общины Ахл ас-Сунна, Имам Агзам Абу Ханифа родился в 80 году по хиджре, мусульманскому календарю, в городе Куфа, который являлся главным интеллектуальным центром Ирака. Полным именем Абу Ханифы является ан-Нуман ибн Сабит ибн ан-Нуман Зута. Он был лидером Суннитского течения в исламском мире. Примерно 45 - 50% мусульман по всему миру придерживаются течения ханафизма, основы которого были заложены данным ученным. Первоначально Абу Ханифа приобрел знания по каламу, религиозным убеждениям и вере (акида) у Шаъби. Получил прекрасное образование у знаменитого иракского исламского правоведа Хаммада ибн Абу Сулеймана. В программе обучения главными дисциплинами были – постижение и изучение Корана, хадисов Пророка. Глубокие познания давали возможность Имам Агзам Абу Ханифе занимать высокие посты в области исламского правоведения, но он предпочел путь простого имама.
Тонкий знаток Корана и хадисов Пророка Имам Агзам Абу Ханифа достиг многого в области исламского правоведения. Благодаря своей мудрости, решал многие проблемы, основываясь на моральных и религиозных принципах[1, 162].
Путешествуя по окресностям Хиджаза, посещая города Мекку и Медину, он получал различные знания от табиъинов (последующие поколения соратников пророка). Также он получает знания от Ахл ал-Байта (выходца из семьи пророка), от Заида ибна Али и Мухаммеда ибн Абу Бакира.
Абу Ханифа говорил, что стержнем мусульманской религии являются следующие составляющие: вера, амаль, ахлак (этика и эстетика). Таким образом, он смог представить с новой точки зрения религию ислама к исламскую обществу. Используя логические методы, он стал объяснять основные правила веры людям, у которых были сомнения в религии, либо людям, придерживающимся неправильного направления в вере.
По его принципу, самое основное - это вера, вознесение молитв, внедрение науки фикх в бытовую жизнь, и он старался использовать указанные принципы. Итак, во II веке по хиджре он стал мужаддидом, то есть новатором в области исламских учений, превнес многочисленные нововведения [1, 169].
В решении вопросов фикха Абу Ханифа основывался на аль-Адилла аш-Шарийа (то есть достоверной передаче Корана, хадисов, иджма соратников пророка, иджма ученных занимающихся фикхом). Наряду с выше сказанным, он давал отличные знания своим ученикам по вероучению и фикху. Так, его ученики, имена которых: Абу Юсуф (Якуб ибн Ибрахим), Муххамед Шайбани, Зуфар ибн Хузайл, Хасан ибн Заид, Асад ибн Амир, Али ибн Мушир в области исламской теологии стали известными учеными исламского мира. Работы по теологии ислама написанные Абу Ханифой далее были глубже раскрыты исламскому обществу Абу Мансуром ал-Матуриди (ум. в 333/944 г.).
Одни из первых работ Имама Агзама Абу Ханифы: Ар-Рисала ар-Радд Хауариж уа ар-Радд Кадарийа. По вопросам веры, так называемая работа «ал-Фикх ал-Акбар». В данном сочинении ал-Паздауи и Имам ал-Матуриди шарх написали свои пояснения. В работе «ал-Фикх ал-Акбар» рассматриваются вопросы иститаъата (человеской силы). В работе «Ар-рисала ли Усман ал-Бусти» выдвигаются проблемы веры и ереси.
Его трактаты и логические труды внесли огромный вклад в развитие исламской философии. Взгляды и мировоззрения ученого отражены в произведении «ал-Фикх ал-Акбар». В нем широко освещены вопросы ислама, шариата, которые актуальны и в современном мире. Беззаветно преданный своему делу, проявляя незаурядные способности, развивая, науку исламского правоведения духовный учитель Уммы Абу Ханифа признан, одним из основателей исламской теологии. Огромная работа по изучению и тщательной и достоверной передаче Корана и хадисов была продолжена его знаменитыми учениками [1, 176].
В целом, в исламском мире учения фикх, веры, хадисов стали развиваться в обоих регионах, как и Ираке, так и в Фустатте (нынешний Египет). Во времена хазрета Османа из всех соратников пророка, выходец из области Куфа Абдуллах ибн Масъуд был направлен в качестве учителя религии. В этом регионе Абдуллах ибн Масъуд глубоко развил свои знания, полученные от соратников пророка и оставил после себя очень сильных учеников.
Сформированное в Иракском регионе течение ханафизма, стало одним из важнейших течений на основе учений фикх в период правления сахабы хазрета Османа. Данное течение далее стало распространяться в восточном направлении и крепко закрепилось в районе Хорасана и Мавреннахра. Из этих областей вышли настоящие мастера учения фикх. Несмотря на тот факт, что в западной части исламского мира на тот момент преобладало течение ал-Малики, в период правления Аббасидов, ханафизм не отставал по значимости.
После правления Аббасидов это течение угасло, вновь оно приобрело значение в истории при Османской империи. На сегодняшний день мусульмане Афганистана, Пакистана, государств Центральной Азии Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, наряду с Турцией, Боснией, Болгарии, Румынии, Греции придерживаются канонов этого течения. Так же население региона Хиджаза (Мекка, Медина) Сирия, Аденская часть Йемена также являются приверженцами данного направления.
Абу Ханифа является великим учителем не только для народа, но и для исламской теологии. Также течение ханафизм является краеугольным камнем в учениях фикх (т.е. богослужение, правоведение и введение мер наказания [3, 96]. В вопросах касающихся веры, приверженцев направления Ханафизма называют «держателями направления матуридизма».
В работе Абу Ханифы «ал-Фикх ал-Акбар» говорится об основах веры в Аллаха, о судном дне, ангелах, судьбе, о том, что все и хорошое, и плохое исходит от Аллаха. Аллах существует, он един. Аллах существует, и его имя вечно, у него есть сущность. Все эти образы не были придуманы кем-то, следовательно, все эти образы присущи только Аллаху.
Вера в бога - это вера - принятие сердцем и высказывание языком, при этом амаль не входит в веру, амаль украшает веру. Ислам является для людей формой исполнения приказов и рапоряжений Аллаха. Не бывает ислама без веры и веры без ислама. Религия есть вера, ислам и законы шариата.
В работах Абу Ханифы продолжается обсуждение вопросов веры в пророков и ангелов. Согласно традиции оставшейся со времен Абу Ханифы, стали использоваться основные правила обучения мусульманской религии, известной в народе как «илимхал» (наука о религии), и ее основы были заложены этим ученным. Данное учение было далее развито в работах Абу Мансура ал-Матуриди, Имам ал-Газали, Абу Муъин ан-Насафи. Стало быть, на развитие и становление течений ханафизма и матуридизма повлияли их труды.
По словам основателя ханафизма Абу Ханифа особенность заключается в следующем: «Чтобы найти решение проблемы, надо первоначально обратиться к книге Аллаха, если там ответ не обнаружен, то к хадису пророка, если и там нет ответа, то к иджтихаду (решению) соратников пророка». Абу Ханифа призывал к вере в Аллаха, к тому, что кроме Аллаха нет больше всевышнего, пророк Мухаммед его служитель и посланник, к вере в его ангелов, книги, пророков, к вере в судный день, в то, что все хорошее и плохое идет от Аллаха [1, 173]. Если спросить у Абу Ханифы, где место веры, то он ответит - в сердце. У Абу Ханифы было много последователей.
В Х веке в Северо-Восточном Иране было создано направление матуридизм, основанное в VII веке на учении теологии Имама Агзама Абу Ханифы. В течение столетий матуридизм положительно развивался. В XIV веке Хусам ад-Дин ас-Сыгнаки, родившийся в городе Сыганак, на берегу Сыр-Дарьи, на основе учений матуридизма и основы шариата и научных тезисов теологии Абу Ханифы, создал течение ханафизм, передавая основные тезисы из поколение в поколение. Теологические мнения Хусам ад-Дин ас-Сыгнаки соответствовали точке зрения школы Абу Ханифы и дополняли их.
Одно из них это учение Хусам ад-Дин ас-Сыгнаки, который написал многочисленные работы посвященные исламской теологии. Давайте остановимся на них:
1) Работа «Ан-Нихайа». Написанная Бурхан ад-Дин ал-Маргинани.
2) «ал-Уафи фи Шарх ал-Мухтасар».
3) «ат-Тасдид фи Шарх ат-Тамхид»-работа, написанная ан-Насафи (умер в 508 году по хиджре).
Все эти работы были написаны, принимая за основу работы Абу Ханифы и его последователей: Абу Мансур ал-Матуриди, Абу Муъин ан-Насафи. Основы веры в трудах Абу Ханифы, в них говорится: «Самый богатый мир человечества – вера. Она основатель духовной жизни». «Вера – это принятие сердцем (тасдик) и говорить языком (икрар) о том, что Аллах единственный всевышний создатель мира и Мухаммед его посланник».
Мнение о толковании слова вера Хусам ад-Дин ас-Сыгнаки звучит так: «Слово вера означает доверяться». Также ас-Сыгнаки назвал виды понятий веры и ее степени [2, 261]. Если, к примеру, взять работу Хусам ад-Дина ас-Сыгнаки под названием «ат-Тасдид фи Шарх ат-Тамхид», то там имеются доказательства, приведенные Абу Ханифой и ал–Матуриди о том, что остепененная вера, сила человека - все идет только от единого Аллаха, также рассматриваются вопросы пророчества.
Ас-Сыгнаки вначале останавливается на правдоподобности верования:
1) рассматривается описание Абу Ханифой термина «вера». По его словам «Вера – это принятие сердцем (тасдик) и высказывание языком (икрар)». Абу Мансур ал-Матуриди тоже поддерживался эти взглядов.
2) аш-Шафиги и ал-Малики, вместе с учеными Медины и имамами хадисов говорили, что вера состоит из таких добродетелей как принятие знаний сердцем и высказывание языком. По их мнению амаль считается частью веры.
3) Течение Раккаши и Абдуллах ибн Саид ал-Каттан (из каррамитов) говорит так: «вера – высказывание языком и принятие сердцем не является основным условием в познании Аллаха, и не влияет на то, что вера от этого станет полной. Не нужны другие правила, когда выполнено одно условие икрар то есть: язык и высказываться».
1) Каррамиты говорят, что вера - «говоря языком» и «принимая сердцем» - не являются основными правилами верования.
4) Согласно взглядам Жахма ибн Сафуана «вера - это только принятие сердцем (тасдик)» [2, 264].
Подводя итоги работы Хусам ад-Дин ас-Сыгнаки, можно сказать, что он показывает деление на различные группы в обсуждении вопросов о вере в исламском мире, но придерживается точки зрения Абу Ханифы. Также, своими работами Хусам Ад-Дин ас-Сыгнаки доказывает то, что вопросы шариата и веры остаются в системе общины Ахль ас-Сунна. Можно с уверенностью сказать, что после формирования и развития теологических учений Абу Мансура ал-Матуриди, и Абу Муъина ан-Насафи в Центральной Азии, работы Хусам Ад-Дина ас-Сыгнаки весьма ценны, и являются актуальными для жизни нынешнего общества.
Литература
- Mezhepler tarіhі. Prof. Dr. Muhammed Ebu Zehra. Istanbul 1999s. -446 s.
- Рукопись «ат-Тасдид фи Шарх ат-Тамхид». Хусам ад-Дин ас-Сыгнаки. - 272 с.
- Ал-Матуриди и суннитская теология в Самарканде. Ульрих Рудольф. Алматы: «ХХІ век», 1999.-286 с.