В настоящее время мы наблюдаем активную интеграцию России в мировое финансовое, экономическое, правовое и политическое пространство. Актуальным остается вопрос о конкурентоспособности специалистов в условиях рыночной экономики. Повысить качество человеческого капитала призвана сфера образования. Подготовка компетентных специалистов, отвечающих высоким требованиям работодателей - такова цель учреждений высшего профессионального образования сегодня. Особое место среди предъявляемых требований к выпускникам высших учебных заведений по специальности «менеджер» занимает коммуникативная компетентность (Г. Бакирова, И. Багдасарьян, М. Иванова).
Немало отечественных и зарубежных психологов занимаются проблемой изучения коммуникативной компетентности: Л.Г. Антропова, Е. Н. Емельянов, Ю.А. Жуков, Л.А. Петровская, В.В. Рыжов, Д. Хаймс. В рамках данной статьи мы не будем подробно останавливаться на дефиниционном анализе понятия коммуникативной компетентности. В нашем исследовании, проблемой которого является формирование коммуникативной компетентности студента – будущего менеджера в курсе изучения английского языка, определяем основополагающее понятие как способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и социальной среды (Н.Н. Обозов).
Автором данной статьи выдвинута эмпирическая гипотеза: развитие коммуникативной компетентности студентов – будущих менеджеров оптимизирует система занятий английским языком, основным принципом которой является диалогизация участников общения.
Суть этого принципа заключается в организации во время занятия иностранным языком межличностного общения, позволяющего выйти за рамки привычного статусного общения и обеспечивающего уважение чужого мнения, доверие участников общения друг к другу.
"Диалогом в полном смысле слова" И.И.Васильева считает "такое взаимодействие личностей, которое характеризуется особым отношением между партнерами: установкой на взаимное понимание друг друга, интересом к личности партнера, доброжелательным стремлением пойти навстречу в понимании, отношением коммуникативного сотрудничества, которое может не исключать при этом противоположность личных позиций партнеров" [1, с. 140]. Важным для нас является вывод Е.А. Родионовой о том, что важнейшим условием развития личности выступает "способ понимания другого человека и определения собственного ценностного отношения к другому", и что именно диалог, отстаивание собственной точки зрения в равноправном взаимодействии с иными взглядами является "толчком к внутренней работе личности по переосмыслению себя, своей позиции в мире" [9, с 177 -197]. Межличностный диалог – высший уровень общения и главная цель подготовки специалиста к будущему профессиональному общению.
Актуальность нашего исследования определяет крайне недостаточная теоретическая и практическая изученность возможности развития коммуникативной компетентности студентов - менеджеров средствами изучения иностранного языка в вузе в психологии. Иностранный язык как средство развития коммуникативной компетентности использовался лишь в единичных работах: на материале подростков средней общеобразовательной школы (Н.Л. Гусакова, 2008). Отсутствуют исследовательские работы, где приводился бы глубокий анализ структуры коммуникативной компетентности менеджера; не выделены компоненты и их приоритетные содержательные аспекты, за счет чего они могут быть развиты в курсе иностранного языка в экономическом вузе (эти материалы будут опубликованы в следующей статье). Не выявлено и научное обоснование значения иностранного языка в развитии коммуникативной компетентности студентов- менеджеров, развивающий потенциал которого огромен.
Иностранный язык- явление социальное, в основе которого лежит деятельность людей, их взаимодействие и отношения. Обучение английскому языку в вузе имеет коммуникативную направленность, где студент - активный участник процесса общения. Процесс обучения иноязычному общению представляет собой модель процесса реального процесса общения по основным параметрам: мотивированность, целенаправленность, информативность процесса общения, новизна, ситуативность, функциональность, характер взаимодействия общающихся и система речевых средств [6,с.31]. Благодаря этому создаются условия обучения, адекватные реальным, что обеспечивает успешное овладение умениями и их использование в условиях реального общения.
Коммуникативное обучение иностранному языку оказывает положительное влияние на развитие всех психических функций человека. Особенно ярко оно сказывается на развитии обобщенного абстрактного мышления. Л.С. Выготский по этому поводу писал: "Иностранный язык ... освобождает речевую мысль ребенка из плена конкретных языковых явлений" [2, с.203]. Коммуникативное обучение предполагает организацию процесса обучения как модели процесса общения. Поэтому сегодня иностранный язык, как никакой другой предмет программы, может способствовать повышению коммуникативной компетентности студента в вузе. Занятия по иностранному языку становятся занятиями обучения общению посредством общения. В процессе обучения студенты учатся тактике диалогического и группового общения, учатся решать различные коммуникативные задачи, быть речевыми партнерами, т.е. овладевают умениями общаться, налаживать контакты с другими людьми, учатся проявлять инициативу. Иностранный язык как учебный предмет имеет специфическую особенность: на наших уроках мы обучаем общению, которое по своей сути – личностно. Студент не просто рассказывает о чём-то, он высказывает своё мнение, своё отношение к предмету общения. В соответствии с коммуникативным методом обучаемые выступают как активные партнеры по общению, их побуждают к осознанному и самостоятельному использованию языковых и речевых средств. Занятия имеют социальный характер, фронтальная работа заменяется на партнерскую, индивидуальную и групповую.
В процессе обучения иностранному языку студент находится в определенном социальном окружении: постоянно вступает в контакт со своим преподавателем и одногруппниками. Такое воздействие формирует у него умение изучать и оценивать качества других людей и коллектива в целом, способствует приобретению социального опыта общения с людьми. Коммуникативный подход в обучении иностранному языку создает положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности: у студентов есть возможность свободного выражения своих мыслей, чувств в процессе иноязычного общения; каждый участник общения находится в постоянном фокусе внимания остальных. Для такого обучения характерно проведение активных занятий.
Л.С. Выготский сформулировал закон, который говорит, что обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности [2, с.430]. Именно в активной деятельности, направляемой преподавателем, студенты овладевают необходимыми знаниями, умениями и навыками для их будущей профессиональной деятельности. Коммуникативное обучение иностранному языку осуществляется на основе ситуаций, понимаемых как системы взаимоотношений собеседников [6, с.32]. Учебная ситуация, как единица обучения, моделирует ситуацию, как единицу будущего профессионального делового общения, позволяя участникам общения, студентам, выйти за рамки привычного статусного общения.
А.М. Матюшкин ввел понятие диалогического проблемного обучения как наиболее полно передающего сущность процессов совместной деятельности преподавателя и студентов, их взаимной активности в рамках "субъект - субъектных" – отношений [5, с.186]. Осуществить выполнение студентом квазипрофессиональной деятельности, которая объединяет черты учебной и будущей профессиональной деятельности позволяют наиболее часто применяемые в курсе изучения делового иностранного языка в высшей школе такие активные методы обучения как: ролевая игра, деловая игра, групповая дискуссия, обоснование собственной точки зрения (собственного отношения к определенной ситуации, проблеме).
Отличительной особенностью указанных активных средств общения является то, что обучение проводится в ситуациях, максимально приближенных к реальным, позволяя материал, подлежащий усвоению, ввести в цель деятельности, а не в средство; во-вторых, осуществляется не только сообщение знаний, но и обучение умениям практического использования, что, в свою очередь, требует формирования определенных психологических качеств [3, с.403].
Мы полностью разделяем мнение Л.А. Петровской, которая считает, что активные методы организуют у человека умение управлять стилем своего поведения за счёт сознания того, как он воспринимается окружающими, какие действия провоцируют их симпатию или антипатию. Развивают такие личные качества, как чувствительность, восприимчивость к психическому состоянию окружающих людей, их установкам и стремлениям. Данные методы направлены, в частности, на развитие способности почувствовать состояние другого человека, поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с точки зрения партнера. Это помогает выработать умение оптимально мотивировать и стимулировать человека к деятельности [7, с. 74-76], что является целью нашего исследования.
Е.И. Пассов отмечает следующие черты игровой деятельности как средства обучения: мотивированность, отсутствие принуждения; индивидуализированная, глубоко личная деятельность; обучение и воспитание в коллективе и через коллектив; развитие психических функций и способностей; учение с увлечением [6, 40].
Крупнейший теоретик игровой деятельности Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важнейшими для ребенка функциями: средство развития мотивационно-потребностной сферы; средство познания; средство развития умственных действий; средство развития произвольного поведения [10, с.37].
Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Так, например, педагогическая и дидактическая ценность деловой игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность.
С помощью игровых форм обучения (метода анализа конкретных производственных ситуаций, разыгрывания ролей и др.) можно обеспечить воспитание не только теоретического и практического мышления специалиста, но и необходимых "должностных" качеств его личности - способностей к управленческой деятельности, принятию коллективных решений, умений и навыков социального взаимодействия, руководства и подчинения. В игре происходит эмоционально-действенная ориентация в содержании профессиональной деятельности в обоих ее контекстах - предметном и социальном, возникает осознание своего места в системе отношений людей. Принятие в игре роли способствует развитию произвольного, сознательного, саморегулируемого поведения. В совместной деятельности участников создаются условия для формирования самосознания и самоорганизации, профессионального и общего развития личности специалиста.
Учебная деловая игра представляет собой практическое занятие, моделирующее разные аспекты профессиональной деятельности обучаемых. Она создает условие для комплексного использования имеющихся у учащихся знаний предмета профессиональной деятельности, а также способствует более полному овладению иностранным языком [8, с.78-99].
Исходя из выше изложенного, мы делаем вывод о возможности развития коммуникативной компетентности будущего специалиста- руководителя в системе занятий английским языком, базирующейся на принципе диалогизации участников общения.
Как отмечает Ю.Н. Емельянов, ключевые способы повышения коммуникативной компетентности нужно искать не в шлифовке поведенческих умений и не в рискованных попытках личностной реконструкции, а на путях активного осознания индивидом естественных, межличностных ситуаций и самого себя как участника этих действительных ситуаций, на путях развития социально-психологического воображения, позволяющего видеть мир с точки зрения других людей [4, с.56].
Библиографический список
1. Васильева, И.И. Коммуникативные свойства высказываний в диалоге // Психологический журнал. - 1984. - Т.5. - № 5.
2. Выготский, Л.С.Психология. М.: Эксмо-пресс, серия «Мир психологии»,2002.-1008 с.
3. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии.— 2-е изд.— Л.: Издательство Ленинградского университет, 1988. — 560 с.
4. Емельянов, Ю.Н. Активное социально- психологическое обучение.- Изд- во Лен.гос. Ун., 1985.-162 с.
5. Матюшкин, А.М. Активные проблемы психологии высшей школы. М., 1977.
6. Пассов, Е.И.Урок иностранного языка Москва «Просвещение», 1998г.
7. Петровская, Л.А. Основные характеристики компетентности в общении // Актуальные проблемы социальной психологии. - Ч. 1. - Кострома, 1986.
8. Психолого- педагогические особенности деловой игры как формы знаково- контекстного обучения. Вербицкий А.А.: Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. Новосибирск: Наука. 1987г.
9. Родионова, Е.А. Общение как условие развития личности // Психология формирования и развития личности, - М., 1981.
10. Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М., Педагогика, 1978 г.