В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях, воспитывающих детей, имеющих недостатки зрения, ведется работа по ознакомлению ребят с родным краем, так как необходимым условием нравственного воспитания и развитием социальной компетенции детей является краеведческое образование. Любовь к своей семье, своей Родине и родному краю закладывается в дошкольном детстве и также является частью гражданского и патриотического воспитания. С маленькими дошкольниками с косоглазием, амблиопией и другими нарушениями зрения такая работа должна вестись в удвоенном размере, не только на занятиях воспитателя, ведь из-за недостатка сенсорного опыта запаздывает раннее формирование культуры ребенка, его личности, из-за нарушения целостного восприятия затруднены процессы осмысления и формирования зрительных образов,[1,2]. Без специальной наглядности дети не могут оценить всю красоту родного края, его флору и фауну, познакомиться с его традициями, памятниками и праздниками, поэтому на занятиях применяется специальная наглядность, которая приведена в таблице номер 1.
Таблица 1 . Виды специальной наглядности, используемой на занятиях по краеведческому образованию дошкольников с нарушением зрения.
Вид наглядности. |
Суть наглядности.
|
Область применения.
|
Натуральная. |
Натуральные объекты, подлинные предметы. |
Животные, птицы, флора, история. |
Рельефная.
|
Рельефно-точечные и барельефные предметы и изображения. |
Архитектура ,история, традиции.
|
Графическая. |
Отражение наглядности в графической форме в виде таблицы или схемы. |
Архитектура ,история, традиции.
|
Объёмная. |
Объёмные предметы : муляжи, модели, чучела. |
Животные, птицы, флора, история. |
Изобразительная. |
Рисунки,фотоматериалы, слайды, плакаты,газеты, видеоматериалы. |
Животные, птицы, флора, история, архитектура, традиции. |
Символическая. |
Карты. |
История. |
Дидактические игрушки. |
Игрушки различных видов. |
Животные, птицы, флора.. |
Наиболее эффективным в краеведческом образовании оказывается применения натуральных объектов. т.к дети приобретают реалистические представления о родном крае. [4]Также эти представления дети могут получить при посещении Краеведческого городского музея, в котором в посредственной близи они знакомятся с историей своего города . Музей имеет два раздела «Природа края» и « Городская старина» , дети начиная со старшей группы посещают музей и такие экскурсии ,как «Экология края» , « История возникновения слободы и развитие города», «Полезные ископаемые края» , «История города в его архитектурных памятниках» , «Городские жители на фронтах Великой Отечественной войны»,«История возникновения промышленности в городе» , «Традиции и праздники города». Здесь у детей с недостатками зрения формируется полисенсорное восприятие материала, они воспринимают информацию не только на слух ,и оперируя остаточным зрением, но и тактильно ,т.к наглядность располагается таким образом, чтобы ребенок мог её не только рассмотреть , но и потрогать, на что ребенку предлагается вдвое больше времени, чем нормально видящему , ведь не редко в детский садах общеразвивающего вида есть интегрированные дети с нарушением зрения и педагог ни в коей мере не должен забывать об этом.
Перед воспитателем и другими специалистами, которые тесно взаимодействуют с семьёй, без участие которой ребенок не может получить полноценно образование, стоят основные задачи краеведческого воспитания дошкольников с нарушением зрения: формировать положительного отношения к родному краю, расширять и систематизировать знания детей о родном крае: его истории , природе, творчестве, традициях, обогащать знания детей о достопримечательностях города , воспитывать чувство гордости за свой родной город, формировать интерес , заключающийся в посещении музеев, выставок, праздников города, воспитывать бережное отношение к растениям и животным , всесторонне развивать дошкольников : умственно ,нравственно, эстетически . Эти задачи реализуются с использованием как традиционных, так и новых методов и педагогических технологий: игровой, музыкальной, проектной, экскурсионной, компьютерной, при использовании разных видов детской деятельности. Занятия по краеведению строятся по определенной схеме и в первую очередь должны быть доступны детям со зрительной патологией. В таблице номер 2 представлены примерные темы занятий по краеведению, наглядные пособия, которые необходимо использовать и место провидения занятий.
Таблица 2 Краеведческое образования дошкольников с нарушением зрения.
Название занятия. |
Наглядные пособия. |
Место проведения. |
Животный мир г.Москвы. |
Плакаты, фотоматериалы, слайды, чучела , натуральные объекты, дидактические игрушки. |
Группа, улица. |
Растительный мир г.Москвы. |
Плакаты, фотоматериалы, слайды, гербарии . |
Группа, улица. |
Птицы г.Москвы. |
Плакаты, фотоматериалы, слайды, чучела , натуральные объекты, дидактические игрушки. |
Группа, улица. |
Краеведческий музей г.Москвы. |
Фотоматериалы, слайды, плакаты, газеты, видеоматериалы. |
Краеведческий музей. |
Мой родной город –Москва! |
Рисунки, фотоматериалы, слайды, плакаты, газеты, видеоматериалы. |
Краеведческий музей, группа. |
История возникновения слободы и развитие города. |
Рисунки, фотоматериалы, слайды, плакаты, газеты, видеоматериалы. |
Краеведческий музей. |
Достопримечательности г.Москва. |
Рисунки, фотоматериалы, слайды, плакаты, газеты, видеоматериалы. |
Группа , улица. |
Достопримечательности района. |
Рисунки, фотоматериалы, слайды, плакаты, газеты, видеоматериалы. |
Группа , улица. |
Моя семья – часть большого города. |
Рисунки, фотоматериалы, слайды, плакаты, газеты, видеоматериалы. |
Мини музей в группе. |
История культуры и народов г.Москва. |
Рисунки, фотоматериалы, слайды, плакаты, газеты, видеоматериалы. |
Краеведческий музей. |
История города в его архитектурных памятниках. |
Рисунки, фотоматериалы, слайды, плакаты, газеты, видеоматериалы. |
Группа , улица. |
Традиции родного города. |
Рисунки, фотоматериалы, слайды, плакаты, газеты, видеоматериалы. |
Группа. |
Праздники родного города. |
Рисунки, фотоматериалы, слайды, плакаты, газеты, видеоматериалы. |
Группа. |
Традиции и праздники семьи. |
Рисунки, фотоматериалы, слайды, плакаты, газеты, видеоматериалы. |
Мини музей в группе. |
Полезные ископаемые края. |
Плакаты, фотоматериалы, слайды, натуральные объекты. |
Краеведческий музей. |
Экология города. |
Рисунки, фотоматериалы, слайды, плакаты, газеты, видеоматериалы. |
Группа,улица. |
Московские писатели и поэты. |
Рисунки, фотоматериалы, слайды, плакаты, газеты, видеоматериалы. |
Группа. |
Транспорт моего города. |
Рисунки, фотоматериалы, слайды, плакаты, газеты, видеоматериалы. |
Группа. |
Городские жители на фронтах Великой Отечественной войны. |
Рисунки, фотоматериалы, слайды, плакаты, газеты, видеоматериалы. |
Краеведческий музей. |
Промышленность г.Москвы. |
Рисунки, фотоматериалы, слайды, плакаты, газеты, видеоматериалы. |
Группа. |
Современная Москва в архитектурных сооружениях. |
Рисунки, фотоматериалы, слайды, плакаты, газеты, видеоматериалы. |
Город, группа. |
Каждое занятие по краеведению имеет несколько блоков и проводится не один раз. Начиная со средней группы , помимо игровой зоны и патриотического уголка, организовывается мини-музей , который носит название «Мой город, я и моя семья». Так как в каждой возрастной группе обучается не более 10 детей с недостатками зрения, у каждого ребенка есть возможность привнести в музей свой вклад ,музей пополняется на протяжении всего года, после занятий воспитателя, педагога по изо- деятельности ,посещений выставок. В музее проходят совместные занятия вместе с родителями, например, «выращивание» семейного дерева не обходится без помощи взрослый, это увлекательное занятие ,которое способствует сплочению, развитию общности интересов детей и взрослых. Дерево «выращивается» на альбомных листах каждой семьёй отдельно, после чего объединяется со всеми остальными деревьями на листе формата А1 и носит название «Семья нашей группы» , на каждом дереве изображены самые близкие родственники ребенка, мама, папа, бабушки, дедушки, братья, сестры, так после такого занятия у ребенка появляется интерес к истории своей семьи ,её традициям и к истории традициям своего родного края.
Литература.
1.Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка //Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семь, детском саду, начальной школе.-М.:Школа-Пресс, 2001
2.Ермаков В.П. Графические средства наглядности для слабовидящих. – М.: ВОС, 1988.
3.Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. -М, 1998 .
4.Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1980.