Особенности ознакомления с родным краем дошкольников с нарушением зрения на примере г. Москвы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1-2 (13) январь-февраль 2010 г.

Статья просмотрена: 357 раз

Библиографическое описание:

Кирик, А. М. Особенности ознакомления с родным краем дошкольников с нарушением зрения на примере г. Москвы / А. М. Кирик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 1-2 (13). — Т. 2. — С. 277-280. — URL: https://moluch.ru/archive/13/1201/ (дата обращения: 16.11.2024).

      В настоящее время  в дошкольных образовательных учреждениях, воспитывающих детей, имеющих недостатки зрения, ведется работа по ознакомлению ребят с родным краем, так как необходимым условием нравственного воспитания  и развитием социальной компетенции детей является краеведческое образование. Любовь к своей семье, своей Родине и родному краю закладывается в дошкольном детстве и также является частью гражданского и патриотического воспитания. С маленькими дошкольниками с косоглазием, амблиопией и другими нарушениями зрения такая работа должна вестись в удвоенном размере, не только на занятиях воспитателя, ведь из-за недостатка сенсорного опыта запаздывает раннее формирование культуры ребенка, его личности, из-за нарушения целостного восприятия затруднены процессы осмысления и формирования зрительных образов,[1,2]. Без специальной наглядности дети не могут оценить всю красоту родного края, его флору и фауну, познакомиться с его традициями, памятниками и праздниками, поэтому на занятиях применяется специальная  наглядность, которая приведена в таблице номер 1.

Таблица 1 . Виды специальной наглядности, используемой на занятиях по краеведческому образованию дошкольников с нарушением зрения.

Вид

наглядности.

Суть наглядности.

 

Область применения.

 

Натуральная.

Натуральные объекты, подлинные предметы.

Животные, птицы, флора, история.

Рельефная.

 

Рельефно-точечные и барельефные предметы и изображения.

Архитектура ,история, традиции.

 

Графическая.

Отражение наглядности в графической форме в виде таблицы или схемы.

Архитектура ,история, традиции.

 

Объёмная.

Объёмные предметы : муляжи, модели, чучела.

Животные, птицы, флора, история.

Изобразительная.

Рисунки,фотоматериалы, слайды,

плакаты,газеты, видеоматериалы.

Животные, птицы, флора, история, архитектура, традиции.

Символическая.

Карты.

История.

Дидактические

игрушки.

Игрушки различных видов.

Животные, птицы, флора..

 

    Наиболее эффективным в краеведческом образовании оказывается применения натуральных объектов. т.к дети приобретают реалистические представления о родном крае. [4]Также эти представления дети могут получить при посещении Краеведческого городского музея, в котором в посредственной близи они знакомятся с историей своего города . Музей имеет два раздела «Природа края» и « Городская старина» , дети начиная со старшей группы посещают музей и такие экскурсии ,как  «Экология края» , « История возникновения слободы и развитие города», «Полезные ископаемые края» , «История города в его архитектурных памятниках» , «Городские жители на фронтах Великой Отечественной войны»,«История возникновения промышленности в городе» , «Традиции и праздники города». Здесь у  детей с недостатками зрения формируется полисенсорное восприятие материала, они воспринимают информацию не только на слух ,и оперируя остаточным зрением, но и тактильно ,т.к наглядность располагается таким образом, чтобы ребенок мог её не только рассмотреть , но и потрогать, на что ребенку предлагается вдвое больше времени, чем нормально видящему , ведь не редко в детский садах общеразвивающего вида есть интегрированные дети с нарушением зрения и педагог ни в коей мере не должен забывать об этом.

  Перед воспитателем и другими специалистами, которые тесно взаимодействуют с семьёй, без участие которой ребенок не может получить полноценно образование, стоят основные задачи краеведческого воспитания дошкольников с нарушением зрения: формировать положительного отношения к родному краю,   расширять и систематизировать знания детей о родном крае: его истории , природе, творчестве, традициях, обогащать знания детей о достопримечательностях города , воспитывать чувство гордости за свой родной город, формировать интерес , заключающийся в посещении музеев, выставок, праздников города, воспитывать бережное отношение к растениям и  животным , всесторонне развивать дошкольников : умственно ,нравственно, эстетически . Эти задачи реализуются с использованием  как традиционных, так и новых методов и педагогических технологий: игровой, музыкальной, проектной, экскурсионной, компьютерной, при использовании разных видов детской деятельности.  Занятия по краеведению строятся по определенной схеме  и в первую очередь должны быть доступны детям со зрительной патологией. В таблице номер 2 представлены примерные темы занятий по краеведению, наглядные пособия, которые необходимо использовать и место провидения занятий.

Таблица 2 Краеведческое образования дошкольников с нарушением зрения.

Название

занятия.

Наглядные

пособия.

Место проведения.

Животный мир г.Москвы.

Плакаты, фотоматериалы, слайды, чучела , натуральные объекты, дидактические игрушки.

Группа, улица.

Растительный мир г.Москвы.

Плакаты, фотоматериалы, слайды, гербарии .

Группа, улица.

Птицы  г.Москвы.

Плакаты, фотоматериалы, слайды, чучела , натуральные объекты, дидактические игрушки.

Группа, улица.

Краеведческий музей г.Москвы.

Фотоматериалы, слайды, плакаты, газеты, видеоматериалы.

Краеведческий музей.

Мой родной город  –Москва!

Рисунки, фотоматериалы, слайды, плакаты, газеты, видеоматериалы.

Краеведческий музей, группа.

История возникновения слободы и развитие города.

Рисунки, фотоматериалы, слайды, плакаты, газеты, видеоматериалы.

Краеведческий музей.

Достопримечательности г.Москва.

Рисунки, фотоматериалы, слайды, плакаты, газеты, видеоматериалы.

Группа , улица.

Достопримечательности района.

Рисунки, фотоматериалы, слайды, плакаты, газеты, видеоматериалы.

Группа , улица.

Моя семья – часть большого города.

Рисунки, фотоматериалы, слайды, плакаты, газеты, видеоматериалы.

Мини музей в группе.

История культуры и народов г.Москва.

Рисунки, фотоматериалы, слайды, плакаты, газеты, видеоматериалы.

Краеведческий музей.

История города в его архитектурных памятниках.

Рисунки, фотоматериалы, слайды, плакаты, газеты, видеоматериалы.

Группа , улица.

Традиции родного города.

Рисунки, фотоматериалы, слайды, плакаты, газеты, видеоматериалы.

Группа.

Праздники родного города.

Рисунки, фотоматериалы, слайды, плакаты, газеты, видеоматериалы.

Группа.

Традиции и праздники семьи.

Рисунки, фотоматериалы, слайды, плакаты, газеты, видеоматериалы.

Мини музей в группе.

Полезные ископаемые края.

Плакаты, фотоматериалы, слайды, натуральные объекты.

Краеведческий музей.

Экология города.

Рисунки, фотоматериалы, слайды, плакаты, газеты, видеоматериалы.

Группа,улица.

Московские писатели и поэты.

Рисунки, фотоматериалы, слайды, плакаты, газеты, видеоматериалы.

Группа.

Транспорт моего города.

Рисунки, фотоматериалы, слайды, плакаты, газеты, видеоматериалы.

Группа.

Городские жители на фронтах Великой Отечественной войны.

Рисунки, фотоматериалы, слайды, плакаты, газеты, видеоматериалы.

Краеведческий музей.

Промышленность г.Москвы.

Рисунки, фотоматериалы, слайды, плакаты, газеты, видеоматериалы.

Группа.

Современная Москва в архитектурных сооружениях.

Рисунки, фотоматериалы, слайды, плакаты, газеты, видеоматериалы.

Город, группа.

 

  Каждое занятие по краеведению имеет несколько блоков и проводится не один раз. Начиная со средней группы , помимо игровой зоны и патриотического уголка, организовывается мини-музей , который носит название «Мой город, я и моя семья». Так как в каждой возрастной группе обучается не более 10 детей с недостатками зрения, у каждого ребенка есть возможность привнести в музей свой вклад ,музей пополняется на протяжении всего года, после занятий воспитателя, педагога по изо- деятельности  ,посещений выставок. В музее проходят совместные занятия вместе с родителями, например, «выращивание» семейного дерева не обходится без помощи взрослый, это увлекательное занятие ,которое способствует сплочению, развитию общности интересов    детей и взрослых. Дерево «выращивается» на альбомных листах каждой семьёй отдельно, после чего объединяется со всеми остальными деревьями на листе формата А1 и носит название «Семья нашей группы» , на каждом дереве изображены самые близкие родственники ребенка, мама, папа, бабушки, дедушки, братья, сестры, так после такого занятия у ребенка появляется интерес к истории своей семьи ,её традициям и к истории традициям своего родного края.

Литература.

1.Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка //Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семь, детском саду, начальной школе.-М.:Школа-Пресс, 2001

2.Ермаков В.П. Графические средства наглядности для слабовидящих. – М.: ВОС, 1988.

3.Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. -М, 1998 .

4.Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1980.

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): краеведческий музей, плакат, слайд, фотоматериал, видеоматериал, газета, группа, ребенок, рисунок, нарушение зрения, родной край.


Похожие статьи

Подготовка педагогического коллектива к решению задач здоровьесбережения в условиях учреждения дополнительного образования детей

Проблемы формирования профессиональной компетенции педагога-психолога в области общения с подростками

Консультативно-просветительская работа с родителями детей, имеющих недостатки речевого развития, в условиях дошкольного образовательного учреждения

Особенности социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения воспитанников детского дома в условиях малого города

Методические рекомендации для будущих педагогов по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

Педагогические условия формирования толерантного отношения к студентам с ограниченными физическими возможностями

Особенности взаимоотношений старшеклассников со взрослыми

Методы и приёмы коррекции нарушений письма у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Особенности адаптации маломобильных групп граждан в городской среде

Подготовка будущих социальных педагогов к профилактике девиантного поведения среди подростков в условиях педагогического колледжа

Похожие статьи

Подготовка педагогического коллектива к решению задач здоровьесбережения в условиях учреждения дополнительного образования детей

Проблемы формирования профессиональной компетенции педагога-психолога в области общения с подростками

Консультативно-просветительская работа с родителями детей, имеющих недостатки речевого развития, в условиях дошкольного образовательного учреждения

Особенности социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения воспитанников детского дома в условиях малого города

Методические рекомендации для будущих педагогов по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

Педагогические условия формирования толерантного отношения к студентам с ограниченными физическими возможностями

Особенности взаимоотношений старшеклассников со взрослыми

Методы и приёмы коррекции нарушений письма у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Особенности адаптации маломобильных групп граждан в городской среде

Подготовка будущих социальных педагогов к профилактике девиантного поведения среди подростков в условиях педагогического колледжа

Задать вопрос