Философско-эстетическая природа киноискусства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №1-2 (13) январь-февраль 2010 г.

Статья просмотрена: 3069 раз

Библиографическое описание:

Макиенко, М. Г. Философско-эстетическая природа киноискусства / М. Г. Макиенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 1-2 (13). — Т. 2. — С. 112-115. — URL: https://moluch.ru/archive/13/1205/ (дата обращения: 19.12.2024).

            На сегодняшний день кинематограф это искусство, которое активно развивается в современном мире, формирует собственные методы и приемы выразительности. Как известно, кинематограф является искусством синтетическим, которое берет свое начало из театра, фотографии, музыки, живописи и других видов искусства. У каждого из вышеперечисленных видов существуют собственные выразительные и художественные средства. Благодаря синтезу искусств в кинематографе происходит формирование собственного языка, в виде выразительных и художественных элементов, которые выделяют кино среди других. Большинство современных исследований в этой области наполнено эстетической составляющей. Эстетика современного киноискусства является неизученным вопросом в современном философском дискурсе. Как пишет В. В. Бычков: «Эстетика – наука о таком опыте освоения реальности, который основан на созерцании или выражении в чувственно воспринимаемой форме абсолютных ценностей, не поддающихся адекватному словесному выражению, но явленных субъекту в переживании им сопричастности полноте бытия» [1, с. 21]. Эстетическая природа происхождения кинематографа заключается в наличии художественного образа, символа, мимесиса, художественной формы и содержания и так далее. Благодаря целому ряду выразительных средств, кинематограф может переносить зрителя в определенные исторические эпохи и пространства, из настоящего в прошлое, будущее и так далее. Философская природа фильма обусловлена такими категориями как пространство и время, реальность и движение. Непосредственно можно сделать вывод, что благодаря всему вышеперечисленному кино на наш взгляд обретает философско-эстетическую природу повествования и выразительности. Остановимся более подробно на понятийном аппарате. Итак, перейдем к определению пространства и времени. А. Г. Спиркин в своем труде «Философия» пишет: «Можно сказать, что философия – это все единосущее, «схваченное в мыслях»; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты» [2, с. 11]. Философия так же выступает в качестве центрального решения при создании аудиовизуального, художественного произведения. Пространство наполняет весь фильм, в нем разворачивается определенное действие картины, взаимодействуют актеры, декорации и сюжет. Пространство наполняет каждый кадр в фильме, делает его объемным и глубоким. В зависимости от кинематографического жанра используются различные методы и приемы создания художественного пространства и времени, задействуются для этой цели разнообразные съемочные и монтажные технологии. Можно сказать, что технические аспекты оказывают влияние на формирование философско-эстетической концепции фильма. Философская природа кино раскрывает смысл, который заложен в сюжете произведения, доносит до зрителя информацию и формирует в его восприятии логически завершенный сюжетный ряд. Если говорить о единице философско-эстетической концепции кинофильма, то на наш взгляд ей будет являться кинокадр. В нем собраны пространственно-временные значения, которые соединены между собой философским волокном и эстетическими и художественными приемами. Как пишет Л. Козлов: «Ракурс отдельного кадра есть лишь «клеточка», в которой просвечивает целое – единая кинематографическая точка зрения, движущееся и утверждающаяся на протяжении всего фильма» [3, с. 57]. Кадр выступает как единица художественного текста, который сплетается в единое целое посредствам художественных и выразительных приемов. Перед зрителем предстает художественно-выразительная линия, состоящая в своей структуре из кадров, а каждом из которых запечатлен кинокамерой оператора выразительный момент. Следовательно, в кадре происходит фиксация движения, времени и пространства.

            В каждом кинематографическом жанре своя собственная философско-эстетическая концепция. Движение, время, пространство, образы, монтажные приемы и прочее все это определяет динамический и выразительный ряд будущего фильма. Если говорить о недавно вышедшем фильме «Аватар» 2009 г., режиссера Джеймса Кэмерона, то он, безусловно, относится к такому жанру как «фантастика». Кинофильм "Аватар" студии 20th Century Fox переносит зрителей в сюжеты и события, героем которых является бывший морской пехотинец, парализованный Джейк Салли, сохранивший в своей душе чувства доброты, любви и верности. Вследствие научного экспериментального опыта он становится аватаром, звеном между людьми и пришельцами, живущими на планете. Джейк Салли прибывает на планету Пандора, которая населена уникальной расой На'ви. Он оказывается в центре этнического конфликта родной и правящей культур, означающем начало опасного приключения, в которое втягивается каждый зритель, сидящий в кинозале. Фантастическая реальность, в которую переносятся зрители, является на наш взгляд «будущей действительностью». Образа Аватара, созданного с интеллектом и человеческими чувствами, является выразительным и наполненным эстетическим содержанием. На наш взгляд в фильме очень четко прослеживаются такие линии как «добро и зло», «хорошо и плохо». У главного героя в фильме сформировано философское восприятие виртуальной действительности. В жизни он передвигается с помощью инвалидной коляски, лишен возможности передвигаться с помощью своих собственных ног. Его аватар, существующий в виртуальной действительности, передвигается на собственных ногах и это, безусловно, радует главного героя – Джейка. Став аватаром, Джейк знакомится с уникальной расой На'ви, наставницей, а в последующем и девушкой Нейтири. Она знакомит его с обычаями, традициями, обрядами, учит говорить и ходить, так, как ходят они. Существует еще один художественный элемент, он выражается в образных загадочных цветах, которые растут на «дереве жизни». Они, по истории, садятся только на тех, у кого чистая душа, главный герой не исключение. Вот здесь и раскрывается философско-эстетическая природа фильма, в этот момент в восприятии зрителя проносятся такие понятия, как верность, любовь, дружба, добро, единение, жизнь, прекрасное, трагическое, душа и так далее. На наш взгляд в этом фильме собрано большое количество образов, которые раскрывают философскую природу данного фильма. «Дерево жизни» – это уникальный философский образ, который вызывает у зрителей яркий ассоциативный ряд с продолжением жизни, традициями, самобытностью, культурой и вечностью. Это живая память народа На'ви, дело в том, что в дереве жизни живут голоса предков, оно обладает уникальной энергией, которая в будущем спасет планету Пандора. Война между народом На'ви и землянами, прилетевшими на планету Пандора, разгорается из-за редкого минерала, который позволит Земле решить вопрос с «вечной энергией». Главный герой по сюжету фильма должен вторгнуться в доверие пришельцам и стать одним из них, узнать как можно больше, а потом нанести поражающий удар вместе со всеми, кто остался в том мире – «не виртуальном». Знакомясь с традициями, ценностями и бытом жизни На'ви, Аватар понимает что для этого народа важными являются такие понятия, как память о предках, уважение своих культурных традиций и ценностей, духовность, единство, уникальная самобытность, нравственность, истина. Благодаря художественным и выразительным приемам режиссер прекрасно раскрывает эти понятия и создает философско-эстетическое единство всего фильма. Фильм воспринимается зрителем как единая философская материя, которая пронизывает мир действительный и реальный. Аватар в конце фильма предпочитает мир виртуальный, остается с народом Пандоры, становится одним из них, принимает их традиции, обычаи и культуру. Философская и эстетическая природа фильма выстраивается благодаря киноязыку, монтажным приемам, фантастическому динамизму движения кадров, переносу человека из реального состояния в образ, созданный искусственно с привитием ему всевозможных человеческих качеств.

            Следует сделать акцент на техническом совершенстве кинофильма, выполненного в формате 3D. Современные цифровые технологии наполняют фильм дополнительным чувством реальности, делая воспроизводимую картинку объемной, естественной. Благодаря этому зрители воспринимают увиденную картинку на экране более эмоционально, создается ощущение, что пространство, которое окружает зрителя, едино с экраном и благодаря этому приему формируется чувство доверия к экрану. Зритель оказывается вовлеченным в целостную художественную систему и существует в ней наряду с главными героями.     

            Эстетическая природа кинематографа обусловлена, прежде всего, тем, что кино является искусством синтетическим, которое на пути своего формирования очень многое заимствовало у смежных искусств. Видя перед собой кинематографическое произведение, зритель невольно использует эстетическую память и эстетическое восприятие и опыт. В.В. Бычков дает следующее определение: «Каждый конкретный акт эстетического восприятия – это целая и целостная, особая и неповторимая жизнь для субъекта восприятия, протекающая в своем пространственно временном континууме, не коррелирующем и несоизмеримом с физическим континуумом, в котором он реально находится» [1, с. 112]. Эстетическое восприятие в сознании зрителя формирует определенное эстетическое удовлетворение, включая во внимание эстетический опыт и сознание. Эстетическая природа кинематографического произведения является неповторимой и уникальной в каждом отдельно взятом случае. Кинофильм для зрителя раскрывает прекрасное, эстетическое, возвышенное, не будем отрицать иногда безобразное и трагическое, но все вышеперечисленное формирует эстетическую оригинальность и атмосферу кинофильма.

Кино является искусством, которое отражает реальную социальную, политическую и историческую действительность, используя большое количество выразительных и художественных компонентов. Как пишет Юрий Борев: «Кино передает динамику эпохи; оперируя временем как средством выразительности, оно способно передать стремительную смену событий в их внутренней логике» [4, с. 289]. Время выступает в качестве философской категории и входит в структуру философско-эстетической природы кинофильма. С помощью художественного времени осуществляется фактический перенос зрителя из реального пространства в кинематографическое.

Если говорить об эстетической природе кинематографа, стоит обратить на наш взгляд внимание на такие понятия как художественный образ, символ и мимесис. Вышеперечисленные понятия находят яркое отражение в кино, поскольку это искусство синтетично, то оно из ряда смежных искусств заимствовало множество выразительных компонентов, формировало свои художественные средства, которые бы отличали его от других искусств. Художественный образ в кинематографе выступает как элемент, который наполнен эстетическим содержанием, отражает внутренний мир героя. Художественный символ выступает в качестве смыслообразующего художественного центра, он расставляет художественные акценты на протяжении всего кинематографического произведения. Символ и образ формируют единую выразительную кинематографическую систему. Мимесис – это художественное подражание действительности посредством выразительных средств, создание художественной реальности. Мимесис как эстетический принцип искусства с помощью художественного символа и образа пытается приблизить кинематограф как можно ближе к реальности, тем самым вовлечь зрителя в философско-эстетическое пространство кино. Эстетическую природу кинематографического произведения представляют художественный символ и образ, мимесис, каждый из вышеперечисленных элементов вносит свой художественный вклад в формирование выразительных, эстетических, философских особенностей киноискусства. Обладая уникальной философско-эстетической природой, кинематограф может переносить зрителя в определенное место действия через призму художественного пространства и времени, используя монтажные приемы, выразительные решения.

В кинематографе можно управлять временем и пространством, используя определенные монтажные и технические приемы, которые позволяют вернуть зрителя к определенным воспоминаниям главного героя, перенести на несколько лет вперед или назад, задать определенный ход кинематографического события. Благодаря техническим достижениям кинематограф приобретает новые выразительные и художественно-эстетические элементы и образы.

Говоря о философско-эстетической природе киноискусства, следует сказать о том, что оно стало приобретать канонические рамки. В.В. Бычков дает следующее определение вышесказанному: «Обычно этим термином обозначают систему достаточно строгих внутренних правил и норм, имманентных искусству какого-либо культурно-исторического периода или художественного направления, определяющего главные принципы художественного мышления, закрепляющих основные структурные и конструктивные закономерности конкретных видов искусства, задающих матрицу творческому процессу» [1, с. 284]. Канон в философско-эстетической концепции кинематографа выступает в виде художественных границ или рамок, для каждого жанра они индивидуальны. Это некий свод художественных правил и принципов, по которым следует создавать кинематографическое произведение. Художественный канон позволяет выразить эстетический идеал киноискусства, раскрыть внутреннее содержание художественного образа и символа. Как показывает практика нельзя нарушать границы того или иного кинематографического жанра, это приводит прежде всего к тому, что нарушается художественная концепция кинофильма, художественное пространство и время теряет смысловую и выразительную нагрузку, что влечет к поверхностному осознанию увиденного материала зрителем, а соответственно формируется негативное отношение.

Художественная матрица философско-эстетического единства кинопроизведения формируется на основе грамотного применения выразительных эффектов, монтажных приемов, грамотного использования элементов синтетического пространства и времени.

Говоря о философско-эстетической природе фильма, следует сказать о том, что на восприятие зрителя влияет множество разнообразных факторов, которые в сознании зрителя формируют философскую и эстетическую концепцию. Художественно-выразительные средства благодаря своим особенностям и структуре создают уникальную природу кинофильма, в котором находят отражение, а также реализуются философско-эстетические категории.

Литература

  1. Бычков В.В. Эстетика: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2009. – 452 с. – (Gaudeamus);
  2. Философия : учебник / А. Г. Спиркин. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2008. – 736 с;
  3. Вопросы киноискусства. Ежегодный историко-теоретический сборник. Выпуск 5. Издательство академии наук СССР. Москва. 1961 г. С. 306;
  4. Эстетика: / Юрий Борев. – М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005. – 829, [3] с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): зритель, главный герой, кинематографическое произведение, время, художественный образ, искусство, кинематографический жанр, художественное пространство, художественный символ, эстетическое восприятие.


Задать вопрос