Для хорошего образования недостаточно только комфортных зданий. Нужна профессиональная, мотивированная работа учителя, прорывные новые обучающие технологии…
В. В. Путин
В последние годы профессиональный рост педагога стал одной из самых актуальных тем развития образования в нашей стране. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в условиях рыночной экономики возрастают требования к профессиональной подготовке специалистов во всех сферах трудовой деятельности человека.Развитие профессиональной компетентности — это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. И именно в результате процесса повышения профессиональной компетенции учителя происходит повышение качества образования учащихся.
Основная цель современного образования — соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
В. Г. Суходольский отмечает, что профессиональная компетентность педагога это — «способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками» [2].
Если посмотреть на программу развития профессионального потенциала педагога с практической точки зрения, то здесь на первый план выдвигается интегральное качество — учительское мастерство. Мастерство по Ю. П. Азарову — это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог как мастер своего дела — это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания» [1]. Изучение различных мнений, представленных исследователями природы компетентности (А. В. Хуторской, С. Е. Шишов, В. А. Кальней, В. Г. Суходольский) по определению сущности понятия «профессиональная компетентность», дает возможность представить ее как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность педагога эффективно выполнять профессиональную деятельность и включают профессионализм и педагогическое мастерство учителя.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога: работа в методических объединениях, творческих группах; исследовательская, экспериментальная деятельность; инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях; обобщение собственного педагогического опыта; использование ИКТ.
Но ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает значимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
Развитие профессиональной компетентности — это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование. Компетентность учителя — это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приемов, методов обучения) и искусства (актерство и ораторство).
Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через педагогические умения. Модель профессиональной готовности целесообразно строить от наиболее общих к частным умениям. Таким наиболее общим умением является умение педагогически мыслить и действовать, теснейшим образом связанное с умением подвергать факты и явления теоретическому анализу. Доведение умения до теоретического уровня анализа — одна из важнейших задач обучения будущих учителей педагогическому мастерству. В идеале полное соответствие учителя требованиям квалификационной характеристики означает сформированность интегрирующего в себе всю совокупность педагогических умений умения педагогически мыслить и действовать.
В результате модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения здесь объединены в четыре группы.
- Умения «переводить» содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи.
- Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему.
- Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие.
- Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности [3].
В настоящей работе рассматривается уровень профессиональной подготовки педагогических работников образовательных учреждений города Арзамаса. На основе статистических данных нами был составлен собирательный портрет педагога г. Арзамаса Нижегородской области. В целом в городе с населением около 105 тысяч человек работает более тысячи педагогов. Педагоги-женщины составляют 88,3 %, мужчины — 11,7 % от общего количества работающих педагогов. Высшую категорию из них имеют 23,4 %. В возрасте до 35 лет в городе Арзамасе педагогами работает 26,30 % человек, 56 % старше 35 лет, 17,7 % работают в пенсионном возрасте.
Нами была проанализирована курсовая подготовка руководящих и педагогических работников ОО г. Арзамаса за 3 учебных года (2013–2015гг). На рисунке 1. представлены процентные показатели курсовой подготовки руководящих и педагогических работников ОО г. Арзамаса в сравнении с руководящими и педагогическими работниками ОО других городов Нижегородской области в период с 2013 по 2015 учебный год. В дополнительном образовании г.Арзамаса этот показатель равен 83 %, в дошкольном образовании — 77,09 % и в общем — 83 %, тогда как по области показатели распределились следующим образом: в дополнительном — 69,59 %, в дошкольном — 71,38 %, в общем — 74 %.
Рис. 1. Курсовая подготовка руководящих и педагогических работников ОО г. Арзамаса за 3 года (2013–2015 гг.)
Данные показатели свидетельствуют о том, что педагоги и руководящие работники ОО г.Арзамаса более активны и достигают больших результатов в повышении квалификации, чем педагоги руководящие работники ОО других городов Нижегородской области. А это в свою очередь свидетельствует о непрерывном повышении качества образования в городе Арзамасе.
Также были проанализированы итоги аттестации педагогических работников в 2015–2016 учебном году (см. рис.2).
Рис. 2. Итоги аттестации педагогических работников в 2015–2016 учебном году
Как показал анализ данных, высокий уровень профессиональной подготовки выявлен у 76 человек, получивших высшую категорию, у 169 человек, получивших I категорию. Меньшую долю составляют педагоги, получившие подтверждение соответствия занимаемой должности (СЗД), не соответствующие I категории и не получившие подтверждение соответствия занимаемой должности. Это свидетельствует о высоком качестве подготовки педагогических работников в 2015–2016 учебном году. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов города может свидетельствовать о повышении качества образования города в целом.
В исследовании выявлена доля педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию по всей Нижегородской области. В городе Арзамасе она составила 23,4 %, тогда как наивысший показатель — 38,2 % в Советском районе г. Н.Новгорода и наименьший — 22,0 % в Воскресенском районе.
Несмотря на невысокий показатель большинство педагогов города Арзамаса стремятся постоянно повышать свой профессиональный уровень, готовы работать в инновационном режиме; есть педагоги, которые представляют итоги своего труда на семинарах, конференциях разного уровня, повышают свой уровень профессиональной компетентности, участвуя в конкурсах профессионального мастерства. Например, участие педагогов в конкурсе приоритетного национального проекта «Образование» способствовало получению гранта Губернатора 9 педагогам в 2015–2016 учебном году, гранта Президента — четырем педагогам. Благодаря высокому уровню профессиональной подготовки педагогических работников города Арзамаса возросло количество выпускников 11 классов, получивших медаль «За особые успехи в учении», они составляют 16,26 % от всех учащихся, что превышает долю выпускников в 2013–2014 учебном году — 13,25 %.
Муниципальная сеть образовательных организаций города Арзамаса состоит из 16 общеобразовательных организаций, 34 дошкольных организаций и 5 учреждений дополнительного образования детей. Каждая из них имеет в своих направлениях дальнейшей деятельности работу по улучшению качества образования путем повышения уровня профессиональной компетентности педагогов.
Таким образом, оценивая уровень профессиональной подготовки педагогических работников города Арзамаса, мы можем с уверенностью сделать вывод о том, что его повышение играет немаловажную роль в организации качественного образования учащихся. Развитие профессионально-педагогических способностей непосредственно связано с педагогическими умениями и навыками, которыми должен владеть каждый компетентный преподаватель.
Литература:
- Азаров Д. П. Мастерство воспитателя. — М.: Просвещение, 1971. — 46 с.
- Кухарев И. В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990. –74 с.
- Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 228 с.