«Школа игры на фортепиано» впервые издана 1951 году. В первую часть, предназначенную для учащихся первого года обучения, рассматриваемую нами, входят два раздела. В первый раздел состоит из девять глав, материал которых изложен последовательно и систематично.
В предисловии школы, отмечены необходимость воспитания в учениках любви к музыке, дисциплины, умения работать, приобщения их к народному творчеству.
Значительное место в “Школе”, уделено изучению переложений народных песен: обработки А. Аронова, И. Берковича, А. Николаева, Т. Салютринской, Н. Улановой, П. Чайковского и других авторов. В пособие, включены произведения русских, зарубежных и современных композиторов.
В подборе музыкального материала, авторы стремились «обеспечить органическую связь между воспитанием художественного мышления ученика, его музыкального слуха, памяти, чувства ритма и задачами овладения исполнительскими приемами, ознакомления с музыкальной грамотой и элементами строения произведений. Поэтому пьесы чередуются с ансамблями, этюдами и упражнениями, помогающими совершенствовать различные технические навыки» [1, с.3].
Пьесы и этюды, расположены в порядке постепенного усложнения музыкально-исполнительских задач. Для закрепления полученных музыкально-слуховых навыков, на нескольких примерах, в разных вариантах, предлагается повторить предыдущее задание.
В пособии, приводятся подготовительные упражнения к игре гамм, аккордов, коротких арпеджио. Методические указания для освоения этих видов техники, таблица гамм, аккордов и арпеджио, словарь музыкальных терминов, помещены в приложении ко второй части.
Указания, адресованные педагогам, даются в «Предисловии» и «Методических пояснениях».
Музыкальным материалом первой главы «Пение по слуху. Клавиатура и названия звуков. Подбирание на фортепиано выученных мелодий. Ноты, их различная длительность и расположение на нотоносце», служат примеры для пения и подбора по слуху на фортепиано, в виду слабой ориентации начинающих пианистов на клавиатуре инструмента, построенные на одном и том же, повторяющемся звуке. Затем, используются мелодии с поступенным движением звуков и более широкими интервалами. Занимаясь с учеником, педагогу следует сыграть или спеть музыкальный пример, а затем предложить повторить его. При этом, в пении или исполнении, «необходимо добиваться выразительности, чистоты интонации и ритмической точности» [1, с.7].
Глава знакомит маленьких пианистов с правилами посадки за инструментом и первоначальными игровыми движениями. Рассматривая посадку ученика за фортепиано, составители говорят о том, что локти и предплечье играющего, должны находиться не ниже уровня клавиатуры (маленьким по возрасту ученикам надо регулировать высоту сидения и ставить под ноги скамейку).
Важнейшим условием для развития правильных игровых навыков, авторы считают плавные движения всей руки, собранное положение пальцев и отсутствие мышечных напряжений в кисти, ладони и пальцах при подъеме и опускании ее на клавиатуру фортепиано.
Здесь, выявляется связь между развитием внутреннего слуха юного пианиста и его игровыми движениями, иначе говоря, верные игровые движения проверяются звуковым результатом. Первые примеры исполняются несвязно (non legato) третьим пальцем, затем, осуществляется постепенный переход к использованию второго и четвертого пальцев.
Теоретический материал главы, знакомит начинающего с названиями звуков, расположением их на нотном стане, интервалами, октавами, строением клавиатуры, длительностями, ключами, тактами, размерами, паузами, лигой. Все музыкально — теоретические сведения даны в сочетании с нотным текстом.
Во второй главе «Примеры для исполнения мелодий разными пальцами (не связно)", осуществляется знакомство с этюдами, графическими обозначениями crescendo, diminuendo, акцентов, tenuto, темповыми указаниями. Составители, советуют, совмещать исполнение этюдов и пьес с упражнениями, которые помогут ученику овладеть первоначальными исполнительскими приемами. Авторы, считают, что предлагаемые упражнения, педагогу, следует рассматривать, как примеры, на основе которых, он может, создавать разнообразные варианты, помогающие его воспитаннику в преодолении всевозможных пианистических задач и использовать в их процессе обучения. Рекомендуется подбор упражнений от разных звуков, в том числе и от черных клавиш, исполнение их различной аппликатурой.
Третья глава «Знаки изменения высоты звуков (альтерации)" — знакомит обучаемого со знаками альтерации. Приводится рисунок, изображающий клавиатуру и расположение на ней диезов и бемолей. Здесь же, помещены упражнения для развития гибкости игрового аппарата — перенос руки через две октавы от разных звуков клавиатуры (№ 31. Упражнение).
Навыку игры legato, посвящена четвертая глава «Связное исполнение мелодий (legato)". Авторы, акцентируют внимание на развитии двигательно-слуховых представлений ученика. В упражнениях на связывание двух, трех и четырех звуков, внимание юного пианиста должно быть направлено, на умение вслушиваться в плавный переход одного звука в другой и соединения их без лишних движений: толчков руки, чрезмерного поднятия пальцев.
Последующие главы «Школы»: «Восьмые ноты», «Басовый ключ», «Более сложный ритмический рисунок», «Затакт», «Шестнадцатые ноты», содержат упражнения для закрепления полученных знаний предыдущих глав.
Авторы предлагают упражнения для развития гибкости рук — переносы терций через две октавы дугообразным движением, освоение навыка беззвучной смены пальцев на клавише, использующее второй-первый, четвертый-третий, пятый-четвертый пальцы. Данные упражнения, способствуют выработке юным пианистом техники игры legato.
Музыкальный материал второго раздела первой части «Школы»: «Закрепление и развитие полученных знаний и навыков на более сложном материале», знакомит ученика с приемами имитационного развития музыкального материала (№ 93. Этюд. Е.Гнесина),
первыми упражнениями на двойные ноты (№ 94. Этюд. Е. Гнесина, № 95. Упражнение),
умению вслушиваться в мелодический материал произведения и добиваться его выразительной и естественной фразировки (№ 98. «Колыбельная». И.Филипп),
звучаниям различных регистров фортепиано (№ 103».Казахская народная песня». Обработка А. Аронова, № 135. «Эхо». А. Парусинов),
точнейшему выполнению ритма (№ 120. «Ригодон». А. Гедике),
самостоятельным движением обеих рук (№ 125. «Русская народная песня». А. Гедике),
плавным подкладыванием первого пальца (№ 133. Этюд. Д. Левидова, № 163. «Волынка». Л. Моцарт),
выработке staccato и других игровых движений (№ 137. «В садике». С. Майкапар),
полнозвучного аккордового звучания и навыка переноса аккордовых комплексов на большие расстояния (№ 150».Прелюдия». Э. Тетцель),
острому синкопированному ритму и позиционной технике (№ 169. «Мазурка» А. Гречанинов).
Произведения подобраны составителями по принципу контрастного чередования музыкальных характеров: певучие, медленные, подвижные, печальные, веселые, построенные на плавном и скачкообразном мелодическом движении.
Следует отметить, что пояснения, обращенные к ученику, изложены довольно сухо, порой формально, без ориентации на образование и закрепление важной связи между его слуховым представлением и пианистическим действием.
Это пособие, пользуется большой популярностью, во многом, благодаря репертуару, помещенному в нем. “Школа игры на фортепиано”, опирается на сложившиеся педагогические традиции в области начального обучения игре на фортепиано.
Литература:
- Школа игры на фортепиано. Составители Э. Кисель, В. Натансон, А. Николаев, Н. Сретенская. Под общей редакцией А. Николаева. М.: Музыка, 1964. — 220 с.