В данной статье раскрывается сущность иностранных инвестиций, рассматривается значимость и необходимость привлечения их в экономику России. Проанализирована динамика поступлений капиталовложений в экономику страны за рассматриваемый период, определены причины изменений.
Ключевые слова: иностранные инвестиции, прямые иностранные инвестиции, инвестиционный климат, привлечение инвестиций
Проблема привлечения инвестиций в экономику страны существует уже многие десятилетия, сохраняя свою актуальность и научную значимость на современном этапе в условиях глобализации. Понятие инвестиции трактуется как денежные средства, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли и (или) достижения полезного эффекта, выступающие также в виде ценных бумаг или имущества, имущественных и иных прав, которые имеют денежную оценку. [5, с. 50]
Инвестиции способствуют экономическому росту, обеспечивают благоприятный финансовый климат страны, являются дополнительным источником капиталовложений в национальное производство товаров и услуг. Иностранные инвестиции являются отличным дополнительным источником финансов, материальных ценностей и иного имущества, способствующих расширению и обновлению основного капитала; реализации инвестиционных проектов и программ, обеспечивающих подъем экономического благосостояния, а также насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами; происходит внедрение прогрессивных технологий, современных методов управления и маркетинга, а также ноу-хау; все это сопровождается повышением квалификации сотрудников, так как инвестиции имеют направление на определенные конкретные цели и объекты. За счет этого эффективно используются новые технологии, рыночные механизмы, международные контракты и т. д.
Сегодня Российская Федерация находится в состоянии нестабильного экономического положения, тем самым связывая себя с необходимостью привлечения иностранных инвестиций, обеспечивающих создание долговременного цивилизованного общества с высоким уровнем жизни населения. Трудно поверить, что только одно инвестирование способно так поднять экономику нашей страны. Однако привлечение иностранного капиталовложение способно стимулировать развитие и рост внутреннего инвестирования. Их приток важен для выхода из современного кризисного состояния, вызванного дестабилизацией национального хозяйства на фоне политической нестабильности на Украине и Ближнем Востоке, введением санкций и резким падением цен на «черное золото».
При этом российские общественные интересы не совпадают с интересами иностранных инвесторов, следовательно, важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных мотиваций, одновременно направляя действия последних на благо общественных целей. [2, с. 181] Для решения этой проблемы необходимо определить настоящие российские условия для привлечения иностранных инвестиций, рассмотреть экономическую и законодательную базу, которые обеспечивают и формируют инвестиционный климат в стране.
В первую очередь необходимо уделить внимание именно инвестиционному климату страны, т. к. тут можно наблюдать своеобразный парадокс: с одной стороны он является основным инструментом и фактором, влияющим на привлечение зарубежного капитала, с другой, причиной, сдерживающей инвесторов от крупных вложений.
Инвестирование — это многогранный процесс. По своей сути они являются долгосрочные вложения средств в различные отраслевые структуры хозяйства с целью получения прибыли. Но необходимо учитывать, что инвестирование должно иметь взаимовыгоду, принося прибыть и субъекту (инвестору), и объекту.
В современной мировой экономике выделяются три основные формы иностранных инвестиций:
- Прямые (реальные) инвестиции. Чаще размещаются в промышленности, торговле, сфере услуг — непосредственно в предприятии.
- Портфельные (финансовые) инвестиции (в иностранные акции, облигации и другие ценные бумаги).
- Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и иным финансовым учреждениям.
Прямые иностранные инвестиции — это вложения капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса. [4, с. 196] По определению Международного валютного фонда, прямые иностранные инвестиции — это такая форма инвестирования, когда инвестор обладает управленческим контролем над объектом, в которой вложен капитал. Прямыми считаются инвестиции, которые охватывают более 10 % акционерного капитала и дают право контроля над предприятием. [4, с. 197]
Главной целью портфельных инвестиций является получение прибыли или в иных случаях — защита средств от негативного влияния и последствий инфляции. В данном случае инвестор вкладывает свои деньги в ценные бумаги наиболее рентабельные и надежные действующие предприятия.
В настоящее время объем таких инвестиций увеличился, что является следствием роста количества частных инвесторов. Посредниками портфельных инвестиций в большинстве своем выступают инвестиционные банки, финансируя долгосрочные вложения. На их движение оказывает влияние разница в норме процентных ставок, которые выплачиваются по различным ценным бумагам.
Однако связывать инвестиции только с получением прибыли не стоит, так как возможна вероятность присутствия и других экономических целей: освоение определенных рынков, увеличение объема капитала т. д. Следовательно, в настоящее время получение социально эффекта, решение социальных задач становятся не менее важными, чем результат, который можно оценивать в денежном эквиваленте. Значимость данных аспектов можно определить, конкретно рассмотрев некоторые способы привлечения прямого иностранного капиталовложения (Рисунок 1).
Рис. 1. Способы привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что иностранный капитал, не оказывая почти никакого значительного воздействия на развитие национального хозяйства в целом, играет сейчас роль «катализатора роста» лишь в нескольких узких секторах производства, ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос.
Добиться существенного качественного и количественного увеличения прямых иностранных вложений средств в российскую экономику позволит создание комплексной государственной программы, способствующей привлечению иностранных инвестиций.
Учитывая опыт многих зарубежных стран, в число необходимых для России мер в этом направлении (помимо общего улучшения политической и макроэкономической ситуации) должны войти [1, с. 256]:
‒создание реально действующей системы льгот для иностранных инвесторов в отдельных отраслях и регионах (в частности, создание реально действующих свободных экономических зон);
‒четкое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами, а также между федеральными и местными властными структурами;
‒создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства;
‒снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов;
‒введение частной собственности на землю;
‒создание механизмов страхования иностранных инвестиций.
Таким образом, можно сделать вывод, что привлечение иностранных инвестиций в экономику России является важной проблемой на пути выхода страны из экономического кризиса, требующей незамедлительного решения, больших организационных и управленческих решений как от федеральных властей, так и от отдельных предприятий и финансовых институтов. В целом эти усилий должны быть направлены на:
1) улучшение состояния общего инвестиционного климата страны, стабилизацию экономической и законодательной ситуации и создание эффективного экономического законодательства;
2) организацию эффективного внутрироссийского рынка капиталов, обеспечивающего полноценную связь рынка ценных бумаг с реальным сектором.
На рисунке 2 можно увидеть, что в настоящее время происходит спад притока иностранных инвестиций в экономику России, вследствие сложной макроэкономической ситуации, снижения цен на товары сырьевой группы, и соответственно ослабление отечественной валюты.
В абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребностей российской экономики. Вывоз капитала по-прежнему во много раз превышает его ввоз. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности.
Рис. 2. Динамика объема притока иностранных инвестиций за 2009–2015 гг.
Для возобновления деловой активности необходимо дождаться стабилизации обстановки на Украине и Ближнем Востоке, для снятия санкций. Также необходимо заняться вопросом усовершенствования правоприменительной практики законодательной базы. Так можно повысить имидж Российской Федерации на международной арене, создав условия для эффективного инвестирования отечественных субъектов.
Литература:
- Булатов А. С. Макроэкономика: М.: Юрайт. 2015. 405 с.
- Маковецкий М. Ю. Международное движение капитала в условиях финансовой глобализации / М. Ю. Маковецкий // Омский научный вестник.-2015. -№ 1 (135).-С. 179–183
- Министерство экономического развития Российской Федерации.
- Федорова В. А. Государственное управление инвестиционным процессом как путь повышения конкурентоспособности / В. А. Федоров. –Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2003.- С.191–197
- Юзвович Л. И. Экономическая природа и роль инвестиций в национальной экономической системе // Финансы и кредит. 2010. № 9. С. 48–52.