Согласно официальным данным, за весь период осуществления политики ограничения рождаемости Китаю удалось предупредить около 400 млн. рождений [1]. Политика «Одна семья — один ребенок» была вынужденной мерой в условиях острого дефицита ресурсов в расчете на душу населения, в особенности — невосполнимых. Если данная политика не была бы своевременно проведена, то общая численность населения, согласно оценкам демографов, превысила бы сегодняшний показатель на 297 млн. человек (22 %), выйдя за рамки допустимого максимального показателя — 1,6 млрд. Таким образом, демографическая ситуация в Китае представляет собой беспрецедентный случай, так как ни в одной стране мира не имело место настолько быстрое снижение уровня рождаемости, за исключением периодов войн и стихийных бедствий.
С приходом к власти нового руководства во главе с председателем КНР Си Цзиньпином, было объявлено о смягчении демографической политики. В декабре 2013 г. руководство страны приняло меры по ослаблению семейной политики, разрешив заводить двоих детей семьям, в которых хотя бы один из супругов был единственным ребенком в семье своих родителей. Реакция общественности на данное решение была довольно сдержанной. Большое количество семей, получивших право на второго ребенка, отказались от этой возможности, сославшись на высокий уровень давления и большие финансовые затраты, связанные с рождением и воспитанием ребенка. За два года лишь 30 тыс. семей или 6,7 % от общего числа тех, кому это было разрешено, решили воспользоваться данной возможностью.
Политика «одного ребенка», когда-то названная «Великой стеной планирования семьи», — одна из самых смелых стратегий нашего времени, направленная на регулирование демографического роста населения. Но спустя 35 лет существования она привела к появлению ряда нежелательных побочных эффектов. Многие из сегодняшних социальных проблем в долгосрочной перспективе будут представлять собой опасную угрозу как легитимности власти Коммунистической партии Китая, так и стабильности китайского общества в целом.
Драматические изменения демографической структуры Китая наиболее явно проявляются в проблемах старения населения и дисбаланса полов. Стремительное старение населения всего мира является результатом одновременного сокращения доли людей молодого возраста, как следствие снижения коэффициента суммарной рождаемости, и увеличения доли пожилых вследствие снижения коэффициента смертности и увеличения средней продолжительности жизни [2, с. 311].
Возрастная структура китайского населения претерпела значительные изменения. Благодаря улучшению ситуации в сфере здравоохранения и повышению качества жизни увеличилась средняя продолжительность жизни, которая в 2012 году составила 75,2 года [3]. В результате увеличения доли пожилых и снижения уровня рождаемости численность трудоспособного населения сократилась на 3,45 млн. человек в 2012 г., на 2,44 млн. в 2013 и на 3,71 млн. в 2014 г, составив 916 млн. человек [4]. Продолжение этой тенденции неблагоприятно сказывается на экономическом развитии и конкурентоспособности экономики Китая, так как именно избыточность рабочей силы была локомотивом бурного экономического роста страны.
Согласно прогнозам МВФ, китайская экономика достигнет «поворотной точки Льюиса» между 2020 и 2025 гг. Кроме того, население страны стареет, соответственно, растет и показатель среднего возраста населения. Медиана возрастного состава населения — возраст в годах, который делит население страны на две численно равные группы. На сегодняшний день медиана возрастного населения Китая — около 37 лет — на год меньше показателя США. Согласно прогнозам ООН, к 2050 г. медиана возрастного населения США составит 42 года, в то время как в Китае достигнет 50 лет.
Численность старших возрастных когорт увеличивается гораздо стремительнее, чем общая численность населения. Соответственно, увеличение доли нетрудоспособного населения становится глобальным бременем для государства, так как требует увеличения расходов в социальной сфере. На сегодняшний день пенсионная система находится на начальной стадии своего развития и является серьезной проблемой, как для нынешних руководителей страны, так и для будущего их поколения.
Согласно нормам пенсионного законодательства Китая, мужчины достигают пенсионного возраста в 60 лет, женщины, занятые в административной сфере, — в 55 лет, занятые физическим трудом — в 50 лет. Для жителей сельской местности государственная пенсия не предусмотрена.
У китайского народа бытует поговорка «养儿防老», что в переводе означает «вырастить сына, чтобы обеспечить свою старость». Однако в современных условиях молодому поколению становится все сложнее исполнять свои обязанности и поддерживать феномен 4–2-1 [5], который явился результатом политики «Одна семья — один ребенок». Проблема единственных детей состоит в том, что по достижении трудоспособного возраста они должны заботиться о своих родителях и четырех бабушках и дедушках. Многие исследователи считают, что так называемая «политика одного ребенка» привела к серьезным изменениям в обществе. Современные молодые супружеские пары, являясь единственными детьми в своих семьях, несут ответственность за родителей обоих супругов. Учитывая увеличение средней продолжительности жизни, необходимо отметить, что зачастую необходим уход за еще более старшими родственниками.
В июле 2013 г. правительство внесло поправки в Закон КНР «О защите прав и интересов пожилых людей», которые обязывают детей трудоспособного возраста, проживающих отдельно от родителей, заботиться о них. Согласно законодательству, именно семья должна нести ответственность за материальное положение и здоровье своих родителей. В рамках программы поддержки пожилого населения государство планирует уделить больше внимания пожилым людям, соблюдавшим политику планирования семьи и потерявшим своего единственного ребенка. Несмотря на все усилия правительства, в процессе трансформации семейных ценностей появляется все больше так называемых «пустых гнезд» — одиноких людей преклонного возраста, лишенных кормильца. В период с 2000 по 2010 г. в городах их доля возросла с 42 % до 54 %, а в сельских регионах — с 37,9 % до 45,6 % [6].
Есть еще один аспект данной проблемы, это — миграция. В свою очередь, миграция может оказать большое влияние на региональное распределение пожилого населения. Основную массу мигрантов составляет сельская молодежь, которая постепенно покидает экономически отсталые провинции, в результате чего в сельской местности увеличивается доля пожилого населения.
Согласно расчетам экспертов, из 550 млн. жителей сельской местности трудоспособного возраста лишь менее 200 млн. моложе 35 лет. Если в Китае имеется почти 3 тыс. деревень в 17 китайских провинциях, то в каждых трех из четырех деревень (74 %) не осталось ни одного работоспособного человека [7]. Однако, в настоящее время приток рабочей силы из сельской местности замедляется. В 2005–2010 гг. рост численности рабочих мигрантов из села составил 4 %, в 2014 г. этот показатель снизился до 1,3 % [8]. Более высокий уровень воспроизводства населения в селе мог бы смягчить давление на крестьянские семьи, облегчил бы ношу обеспечения старшего поколения. По прогнозам демографов, доля пожилого населения в 2050 г. достигнет 27 % против всего 16 % молодого поколения в возрасте от 0 до 14 лет [9, с. 23].
Дефицит пенсионной системы неуклонно растет и оказывает губительное воздействие на экономику страны. Если в 2010 г. он составлял 2,6 трлн. долларов, то в 2013 г. достиг 2,9 трлн. долларов, а по истечении 20 лет будет составлять 10,9 трлн. долларов, что будет равнозначно 40 % ВВП Китая. По оценке специалистов, Китаю следует провести пенсионную реформу. Есть вероятность того, что с 2016 г. возраст выхода на пенсию будет увеличиваться, чтобы к 2045 г. достичь единой границы пенсионного возраста в 65 лет. Отсутствие полноценного механизма пенсионного обеспечения оказывает значительное влияние на рост социальной напряженности в китайском обществе. В связи с этим данный вопрос является одним из приоритетных на самом высшем уровне. Ослабление политики ограничения рождаемости — очевидный признак того, что руководство страны обеспокоено стремительностью старения населения и несовершенством пенсионной системы.
Вышеперечисленные социально-экономические проблемы китайского общества неизбежно принимают все более глобальный характер и несут угрозу стабильности экономического развития Китая и будущему страны в целом. В связи с этим руководство Коммунистической партии приняло решение взять курс на смягчение демографической политики. Это в значительной степени обусловлено экономическими, социальными и политическими причинами. Многие проблемы и противоречия, возникшие в ходе развития страны, тесно связаны именно с проблемами народонаселения. Демографический вопрос уже стал главным и ключевым фактором, сдерживающим социально-экономическое развитие Китая [10].
29 октября 2015 г. в Пекине прошел пятый пленум ЦК Компартии Китая 18-го созыва, который определил основные направления социально-экономического развития Китая на 2016–2020 гг. Правительство определило приоритеты 13-ой пятилетки: сделать инновации «ядром» развития, к 2020 г. увеличить в два раза показатель ВВП за 2010 г. и подушный доход городского и сельского населения, а также приняло решение, которое внесет серьезные коррективы в демографическую политику Китая. В рамках программы реформ было принято решение официально разрешить всем супружеским парам иметь двух детей и, таким образом, отменить политику «одна семья — один ребенок», которая действовала в Китае в течение более чем тридцать лет [11]. Данный пункт постановления пленума принят с целью обеспечения сбалансированного развития народонаселения, что, безусловно, является новой ступенью на пути либерализации государственной политики ограничения рождаемости. Принятое решение служит триумфальной демонстрацией готовности китайских лидеров решать накопившиеся в стране наиболее значимые проблемы. В то же время существует мнение о том, что оно идет вразрез с курсом Коммунистической партии Китая, который был выражен в словах Дэн Сяопина в конце 1970-х гг.: «Результаты экономического развития могут быть разрушены из-за демографического роста». Тем не менее, принятое решение вовсе не означает отказ от политики планирования рождаемости, поскольку именно «планирование семьи — основа государственной политики», что не раз подчеркивалось и ЦК КПК, и Госсоветом КНР.
Литература:
- Статистические данные. Национальная комиссия Китая по здоровью и планированию семьи, 2013 г. // http://www.nhfpc.gov.cn/
- Китай: угрозы, риски, вызовы развитию: монография / под ред. В. Михеева. — М.: Московский Центр Карнеги, 2005.
- Ли Сюецзюй, доклад пятого заседания Постоянного комитета ВСНП 10-го созыва / 羊城晚报, 2003.
- Population and Its Composition by the end of 2014, Statistical communiqué of the people's republic of china on the 2014 national economic and social development: National Bureau of Statistics of China. 2015.
- Life Expectancy Index 2014, United Nations Development Programme.// http://gtmarket.ru/ratings/life-expectancy-index/life-expectancy-index-info
- Данные Национального Бюро Статистики (NBS). // –http://www.stats.gov.cn/english/
- China’s social security system, 中国劳工通讯. // http://www.clb.org.hk/en/view-resource-centre-content/110107
- Aging China`s Empty Nests. // http://www.eeo.com.cn/ens/2013/0221/240187.shtml
- China’s Population: New Trends and Challenges, Population Bulletin 59, no. 2: монографияподред. Nancy E. Riley — Washington, DC: Population Reference Bureau, 2004.
- Demographic Consequences of China’s One-Child Policy [Текст]: Christine Chan, Melissa D’Arcy, Shannon Hill and Farouk Ophaso, 2006, Prepared for the International Economic Development Program, Ford School of Public Policy, University of Michigan.
- Информационноеагентство «Синьхуа», China to allow two children for all couples // http://news.xinhuanet.com/english/2015–10/29/c_134763749.htm