This article discusses various ways to preserve the health of the teacher in the conditions of a modern comprehensive school. Attention is drawn to a set of measures necessary in a primary school teacher for health preservation. The possible outcomes of health-activity.
Keywords: zdorovesberezheniya, primary school, secondary school, teacher, teacher
Профессиональное здоровье учителя настолько значимо в настоящее время, что появляется необходимость создания специального направления восстановления и профилактики здоровья педагога.
Ключевым понятием данного направления становится профессиональное здоровье. Концепция Никифорова Г. С. говорит о том, что профессиональное здоровье — это свойство организма сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие надежность и работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности. Если обратиться к определениям Пономаренко В. А., Разумова А. Н., Пискунова В. А., то можно заметить сходство: все они определяют профессиональное здоровье как процесс развития и сохранения регуляторных свойств человеческого организма, его психологического, физического и социального благополучия, обеспечивающий высокую продуктивность профессиональной деятельности и максимальную продолжительность жизни.
Сформулируем определение, включающее в себя значимые компоненты выше представленных, и ориентируем его на учителя начальных классов. Профессиональное здоровье учителя — это совокупность свойств организма, позволяющая активизировать и сохранять защитные, компенсаторные, регуляторные механизмы, обеспечивать высокую продуктивность педагогической деятельности, а также развитие личности педагога.
Основой профессионального здоровья учителя является его психическое здоровье как средство реализации себя автономным, активным субъектом жизнедеятельности. Психологическая работа с учителем имеет следующую цель — запустить новые механизмы, способные обеспечить формирование новых способностей к саморазвитию, к созданию интересов и мотивов быть здоровым.
Важно, достаточно ли осведомлен и грамотен учитель в вопросах здоровья и здоровьесбережения, ведет ли он здоровый образ жизни. Влияние учителя на ученика будет очень мало, если сам педагог не будет являться примером для подражания в ситуациях преодоления стресса, в рациональном подходе к питанию, в осуществлении и организации учебного процесса, в рациональном распределении учебной нагрузки, в предотвращении недостаточной физической активности.
Политика, направленная на сохранение физического благополучия педагога, требует реализации двух основных направлений здоровьесбережения:
- Сохранение здоровья учителей, более благополучных в этом отношении (физически крепких, молодых, ведущих здоровый образ жизни).
- Проведение целенаправленной профилактической работы с педагогами, имеющими хронические заболевания.
Каждому педагогу необходимо грамотно оценивать опасности, как своего здоровья, так и здоровья учеников, которые могут быть связаны с:
– нарушением гигиенических условий образовательного процесса (тепло, освещение, соответствие школьной мебели, чистота и порядок);
– невысоким качеством питания (в его содержательном и финансовом плане);
– ненормированным расписанием;
– недостаточной здоровьесберегающей направленностью технологий образовательного процесса;
– невысокой компетентностью учителя в вопросах здоровьесбережения;
– невозможностью в современных условиях организации учебного процесса реализовать индивидуальный подход к каждому ученику, учитывая их физиологические, психологические особенности, состояние здоровья.
Тем не менее, следует отметить первостепенную значимость некоторых мероприятий, свойственных только образовательным учреждениям:
– расширение спектра двигательной активности;
– рациональная организация образовательного процесса и нормирование учебной нагрузки ученика и учителя; акцент при нормировании делается не столько на уменьшение или увеличение объема нагрузки, сколько на изменение характера образовательной деятельности в сторону преобладания активности взрослого и ребенка в самопознании, самообразовании, самостоятельной деятельности;
– внедрение в учебный процесс систематической информации (теоретической и практической) о человеческом здоровье на разных этапах его жизни, формирование осознания ценности здоровья и здорового образа жизни;
– повышение роли психологической помощи учителям и школьникам в обучении, в создании определенной среды, благоприятной в плане психического, физического и социального благополучия всех участников учебного процесса;
– создание условий для систематической научно-методической работы со специалистами, педагогами и родителями, целью которой является повышение уровня умений и знаний в области здоровья и здоровьесбережения.
При этом значимая роль в руках педагогического состава образовательного учреждения, который обладает информацией, необходимой для совершенствования школьной программы «Здоровье педагога — здоровая нация», где важным и обязательным фактором становится интеграция благополучия взрослых и детей во всех области здоровья: психического, физического и социального.
Программа должна обеспечивать:
- Физическое развитие учеников и учителей (через культуру спорта, труда, игры, регламентацию жизни).
- Психологическоее благополучие (формирование определенного климата уважения, понимания, доверия и одобрения интересов и деятельности друг друга).
- Продуктивное социальное взаимодействие (через коммуникацию и сотрудничество как в школе, так и за ее пределами).
Согласно школьной программе «Здоровье учителя» модель здорового педагога представляется таким образом:
Современные школы ставят перед собой следующие цели, помогающие учителям:
– создание комплекса рекомендаций по сохранению здоровья учителя;
– формирование у учителя потребности к ведению здорового образа жизни;
– помочь каждому педагогу в организации своей деятельности в пределах рабочего дня без нанесения вреда его состоянию здоровья.
Для поддержки и сохранения здоровья учителя важно применять:
– Оздоровительные упражнения: для осанки, для позвоночника, для шейного отдела позвоночника.
– Наблюдать за своим физическим здоровьем: достаточный сон; правильное полноценное питание; соблюдение норм личной гигиены; верное соотношение отдыха и труда; занятия различными видами спорта.
– Контролировать психоэмоциональный баланс: оптимизм, позитивное мышление, доброжелательное отношение к окружающим; управление собственными эмоциями; любовь к самому себе.
Учитель, сохраняющий свое физическое и психологическое здоровье с успехом решает проблемы воспитания и обучения, подготавливает подрастающее поколение, удовлетворяющее социальному заказу общества (конкретным психологических качествам), мотивирован к педагогическому труду, открыт для постоянного самосовершенствования в профессии.
Анализ теоретических данных здоровьесбережения в условиях школьной среды позволяет нам сделать вывод, что реализация всех вышеперечисленных целей, задач и планов существенно сможет повысить шансы эффективного здоровьесбережения учителя, а также повысить эффективность его педагогической деятельности.
Литература:
- Губанихина Е. В. Здоровьесберегающий аспект профессиональной деятельности воспитателя детского сада. Детский сад: теория и практика. — 2014. — № 11(47). — С.92–97
- Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2006. — с. 607