The article considers the problem of organization of physical exercises in primary school, their impact on the body of pupils and as a consequence on the learning process, examples of physical exercises.
Keywords:primary school, physical exercises, juniorpupils, exercise, physical exercise, classification physical exercises
Продолжительная и относительно однообразная умственная деятельность вызывает длительное возбуждение определённых участков головного мозга, при утомлении это возбуждение сменяется внутренним торможением, в результате чего внимание детей ослабевает и они отвлекаются. Справится с этим помогут короткие физические упражнения — физкультминутки, которые усиливают кровообращение и дают отдохнуть участкам головного мозга, находящимся в перенапряжении. После такого отдыха внимание школьников повышается и улучшается восприятие учебного материала.
Физкультминутки представляют собой комплекс физических упражнений для разных групп мышц, направленный на оздоровление организма ребёнка — снятие утомления, повышение умственной работоспособности и внимания, предупреждение нарушения зрения и осанки. Наиболее благоприятное время для проведения физкультминутки — вторая половина занятия, когда дети начинают утомляться.
Не любое физическое упражнение можно провести на уроке, поэтому учителю необходимо придерживаться ряда условий при подборе физкультминуток. Их содержание необходимо варьировать в зависимости от преобладающей на уроке деятельности. Следует помнить, что упражнения должны проводиться на начальном этапе утомления, быть короткими, знакомыми детям и простыми в исполнении, удобными для выполнения в ограниченном пространстве, связанными с подтягиванием и выпрямлением позвоночника, нельзя забывать о разминке глаз, кисти рук, шеи. Важно учесть и то, как быстро дети смогут вернуться к учебной деятельности, поэтому не стоит выбирать упражнения, которые не только приведут в тонус мышцы, но и перевозбудят класс, который надо будет успокаивать и только потом продолжать урок.
Стоит отметить, что физкультминутки проводятся по определённой схеме, в основе которой лежит принцип постепенного возрастания физической активности и чередования работы отдельных мышечных групп. Разминку лучше начать с подтягивающих упражнений, а закончить успокаивающими, направленными на постановку правильной осанки или концентрацию внимания. Движения должны отличаться от привычных школьнику движений и положений, выполняемых при учебной деятельности, это вовлекает в работу мышцы, находящиеся в статической нагрузке. Упражнения следует выполнять одно за другим, без остановок, сопровождать их выполнение счётом, звуками на вдохе и выдохе, специальной музыкой.
Существует классификация физкультминуток: оздоровительные — танцевально-ритмические, упражнения для глаз и пальцев рук; двигательно-речевые — дыхательная и артикуляционная гимнастики; физкультурно-спортивные — общеразвивающие упражнения, подвижные игры; когнитивные — дидактические игры с движениями, психогимнастика, артикуляционная гимнастика, развивающие игры, двигательные действия и задания; креативные — гимнастика ума, пантонимимическая и пальчиковая гимнастики, сюжетно-ролевые игры. Все они могут быть тематическими, подобранными для конкретного урока с определённой темой. Приведём примеры таких физкультминуток.
Например, двигательно-речевая физкультминутка «Кошка», в ходе которой младшие школьники проговаривают текст и выполняют указанные в нём движения, будто они и есть кошки.
Кошка утречком проснулась,
Вверх изящно потянулась,
Вниз красиво наклонилась,
Вправо-влево покрутилась,
И тихонько удалилась!
Лёгкая для запоминания и не требующая тяжёлых физических нагрузок, она нравится детям, которые с лёгкостью могу повторить простые слова и движения и при этом быстро успокоиться.
Чтобы отдохнули глаза, можно предложить школьникам не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Положительным фактором является использование стихотворного текста, который сопровождает разминку.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано –
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Затем быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Такие задания необходимо повторить 4–5 раз.
Примером креативной физкультминутки может быть сюжетно-ролевая игра «Волшебный цветок» — детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов, они выбирают, кто каким цветком будет, далее под музыку показывают, как цветок распускается, при этом ребята медленно поднимаются в полный рост, раскрывают руки, сложенные «бутоном». Затем каждый ребёнок рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает, что любит и так далее.
Упражнения для пальцев рук также эффективно сопровождать стихотворным текстом.
Пальчики в замок сцепили,
Вправо, влево покрутили.
Кисти вниз, потом подняли.
Так недолго помахали.
Каждый пальчик на руке
Помассировать в руке.
Пальцы в кулачки сомкнули,
Кисти рук слегка стряхнули.
В приведённых примерах физкультминуток для учащихся младших классов нами были рассмотрены некоторые возможности учителя по организации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Физические упражнения помогают снять эмоциональное и физическое напряжение, взбодриться и с новыми силами взяться за работу, но важно помнить, что всё хорошо в меру, поэтому к организации физкультминуток следует подходить также осознанно, как и к организации урока, частью которого она и является. Младшие школьники порой гиперактивны и поэтому проходящие на занятии физические нагрузки вызывают у них большой интерес, но учитель должен учитывать степень напряжённости и интенсивности урока, применять те упражнения, которые направлены на разминку всех групп мышц или тех частей тела, которые задействованы меньше всего.
Организация учебной деятельности с использованием физкультминуток позволит обеспечить наиболее комфортные условия для личностного и физического развития каждого ученика, также это снизит влияние негативных факторов, которые могли бы нанести вред его здоровью.
Литература:
- Андржеевская И. Физкультминутки: 50 упражнений для начальной школы / И. Андржеевская. — М.: Вита-Пресс, 2012.–32 с.
- Диченскова А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе / А. М. Диченскова. — Ростов н/Д: Феникс, 2014.–62 с.
- Гараева Е. А. Здоровьесберегающие технологии в профессионально-педагогическом образовании: учебное пособие / Е. А. Гараева; Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург: ОГУ, 2013. — 175 с.