Арт-ПИФ как инновационный инструмент коллективного финансирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 193 раза

Библиографическое описание:

Евдокимова, А. С. Арт-ПИФ как инновационный инструмент коллективного финансирования / А. С. Евдокимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 284-286. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35916/ (дата обращения: 15.11.2024).



Арт-ПИФ как инновационный инструмент коллективного финансирования

Евдокимова Анастасия Сергеевна, студент

Научный руководитель: Жданова Ольга Александровна, кандидат экономических наук, доцент

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова (г. Москва)

В статье рассматривается паевой инвестиционный фонд художественных ценностей в качестве инструмента коллективного финансирования. Рассмотрено функционирование фонда в России, его доходность и отличительные особенности.

Ключевые слова: рынок коллективного финансирования, паевой инвестиционный фонд, художественные ценности

Mutual fund of art values as an innovative investment tool

Evdokimova Anastasia Sergeevna, student

Supervisor: Zhdanova Olga, associate Professor

Plekhanov Russian University of Economics (Moscow)

The article analyzes mutual investment fund of art values as a collective investment tool. The functioning of fund of art values in Russia, its profitability and distinctive features are considered.

Keywords: market of collective investment, mutual investment fund, art values

С давних времен инвестирование в художественные произведения являлись популярным способом размещения капитала, однако коллективные или так называемые «массовые» инвесторы заинтересовались этим направлением инвестирования всего несколько десятилетий назад. Существует множество примеров выгодного вложения денег в искусство, но остановимся на примере банкира Андре Левеля, который скупив в свое время более 100 картин французских художников, выгодно распродал их во время Первой Мировой войны. Полученная от таких несложных операций прибыль почти в 4 раза превысила первоначальные вложения банкира.

Такие примеры, а также стремительное развитие индустрии искусства, появление новых художников, подтолкнуло к развитию нового экономического феномена — арт-ПИФа, или по-другому, закрытого паевого инвестиционного фонда художественных ценностей.

Арт-ПИФы представляют собой закрытые паевые фонды с фиксированным количеством инвестиционных паев в своем составе, предлагающие инвесторам вложить средства на стадии формирования фонда, а погасить паи по истечении срока действия договора доверительного управления. Механизм работы подобного фонда довольно прост. Активы арт-ПИФа достаточно разнообразны, к ним относятся как денежные средства, в том числе иностранная валюта, на счетах и во вкладах в кредитных организациях, так и художественные ценности в привычном для нас понимании.

К допустимым художественным ценностям относятся:

− картины и рисунки, выполненные в любом жанре и в любой технике;

− скульптуры из любых материалов, в том числе рельефы;

− оригинальные художественные композиции;

− иконы;

− почтовые марки, как отдельно, так и в полноценных коллекциях;

− гравюры, эстампы, литографии;

− художественные изделия из таких материалов, как стекло, керамика, дерево, металл, ткань и другое;

− фото-,видеозаписи;

− старинные издания, которые представляют особый интерес, в том числе редкие рукописи и документальные памятники;

− уникальные музыкальные инструменты;

− различные предметы коллекционирования, например, медали, монеты, ордена.

При внесении коллекций фотографий, картин и прочих активов в качестве оплаты за паи закрытого паевого инвестиционного фонда художественных ценностей инвестор обязан подписать акт, по которому он удостоверяет происхождение и владение объектами в соответствии с действующим российским законодательством.

Необходимо также учесть, что существует обязанность страховать художественные ценности, которые входят в состав активов ПИФа. При этом обязательства страховщика по страховым выплатам должны быть в обязательном порядке перестрахованы иностранной страховой организацией, имеющей установленный международный рейтинг долгосрочной кредитоспособности.

При эффективном управлении рост стоимости чистых активов инвестиционного фонда обеспечивается за счет повышения рыночной стоимости активов в портфеле фонда и за счет получения прочих доходов от операций, например, от выставочной деятельности и публикаций. Как показывает практика, хотя предметы искусства и не отличаются высокой ликвидностью, а скорее даже низколиквидны, их стоимость в отличие от привычных акций сравнительно стабильна. Если картина обладает ценностью, то ее стоимость лишь вырастет в будущем.

Арт-фонды являются экспериментальным явлением на российском рынке. Первый такой фонд был сформирован в 2010 году под названием «Атланта Арт» и на сегодняшний день является, к сожалению, единственным функционирующим фондом указанного типа в России. Сумма его активов — 133,3 млн руб., содержание — рисунки и акварели Карла Брюллова, известные искусствоведам как «альбом Стефании Витгенштейн».

Арт-фонд «Атланта Арт» в ближайшем будущем планирует последовать примеру крупнейших и наиболее успешных иностранных фондов художественных ценностей и по аналогии с ними разделит фонды по направлениям, так как стратегии и потенциальная доходность для фондов «старых мастеров» и современного искусства разные.

Если рассмотреть динамику стоимости инвестиционного пая этого ПИФа с момента открытия фонда по 30 сентября 2016 года, тое его стоимость выросла с 500000 рублей до 604341,16 рублей, а стоимость чистых активов увеличилась с 133103531,16 рублей до 177028446,35 рублей. [1] Динамика финансовых показателей положительна, но не впечатляет своим ростом. Тем не менее, арт-ПИФам есть, что предложить своим инвесторам.

В первую очередь, не являясь юридическим лицом, художественный ПИФ не обязан раскрывать информацию о своих пайщиках, что обеспечивает анонимность для инвесторов, желающих оставаться инкогнито. Также, такой фонд может быть создан для сохранения имущества заинтересованного в этом лица: арт-ПИФ не может обанкротиться, а значит и на его имущество не может быть наложен арест. Не стоит забывать и про такой очевидный плюс, как налоговые каникулы для пайщиков всех фондов, в том числе и фонда художественных ценностей.

Говоря о налоговых каникулах, подразумевается, что в соответствии с законодательством паевой фонд в процессе своей деятельности не платит налог на прибыль, поскольку не является юридическим лицом. Доход, возникающий в момент продажи пая, облагается налогом в соответствии с общепринятыми ставками в зависимости от категории инвестора. Налог взимается с положительной разницы между суммой, полученной от погашения паев и суммой, направленной на их приобретение. [2] Что же касается индивидуальных собственников произведений, то в случае их продажи они имеют право на имущественный налоговый вычет, если эти произведения находилось у них в собственности три года и более, но для этого требуется документальное подтверждение.

На современном этапе ПИФу художественных ценностей еще предстоит долгий путь развития, так как существуют некоторые барьеры для столь «экзотического» для российского рынка института. К таким барьерам относится высокий порог входа: в соответствии с пунктом 1.5.1 Приказа ФСФР РФ от 28.12.2010 г. № 10–79/пз-н «О составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов» номинальная стоимость имущества, на которую выдается один инвестиционный пай при формировании ПИФа художественных ценностей не может быть менее 500000 рублей. Это более чем весомая сумма денежных средств для мелкого инвестора. [3] Стоит также отметить и проблему оценки и переоценки предметов искусства, которая возникает из-за того, что отсутствуют общие теоретические принципы экономического обоснования, которые нужны для того, чтобы создать методику стоимостной оценки произведений искусства и антиквариата.

С современной тенденцией к популяризации культуры и искусства, арт-ПИФ весьма перспективен не только как институт инвестирования свободных средств, но и как средство просвещения. Проводимые в рамках деятельности фонда выставки не только приносят участникам фонда прибыль, но и просвещают население, прививают любовь к искусству, а такой положительный эффект нельзя игнорировать.

Литература:

  1. Официальный сайт ПИФа «Атланта Арт» URL: http://www.atlantauk.ru/CEF_Atlanta_Art_asset_value
  2. https://www.ingosinvest.ru/services/corp/zpif/
  3. Жданова О. А. Паевые инвестиционные фонды художественных ценностей на российском рынке коллективного инвестирования // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 655–657.
  4. Информационный портал о паевых инвестиционных фондах. URL: pif.investfunds.ru
Основные термины (генерируются автоматически): ценность, коллективное финансирование, фонд, актив, закрытый паевой инвестиционный фонд, инвестиционный пай, инвестор, паевой инвестиционный фонд, Россия, юридическое лицо.


Ключевые слова

паевой инвестиционный фонд, художественные ценности, рынок коллективного финансирования

Похожие статьи

Венчурный капитал как источник финансирования инновационных проектов

В статье изучены понятие и специфика венчурного капитала как источника финансирования инновационных проектов. Были исследованы отличия венчурного капитала от традиционных форм финансирования, а также рассмотрены этапы венчурного финансирования.

О коллективных инвестициях и будущие возможности их роста

Статья посвящена вопросам экономической ситуации в паевых инвестиционных фондах России. Автор поднимает проблему сохранения капиталов внутри страны и рассматривает в качестве инструмента инвестирования ПИФы. Проведен анализ стоимости чистых активов у...

Особенности и проблемы современного правового регулирования инвестиционных фондов в РФ

В статье проведен анализ законодательства в сфере деятельности паевых инвестиционных фондов, выявлены основные проблемы правового регулирования деятельности ПИФов в современных условиях функционирования финансового рынка.

Совершенствование практики использования доходов от целевого капитала

Работа посвящена финансированию образовательных учреждений с помощью механизма целевого капитала в России. Представлен анализ законодательных основ и практики деятельности фондов целевого капитала (эндаумент-фондов). Сделан вывод о возможности исполь...

Индивидуальный инвестиционный счет: проблемы и перспективы внедрения в России

В статье рассматриваются перспективы внедрения Индивидуального инвестиционного счета (ИИС) в России, рассматриваются основные проблемы внедрения ИИС в России.

Роль инноваций в банковском секторе

В рамках данной статьи рассматриваются понятия банковских инноваций. Автор определил их роль в данном секторе экономики. Также рассмотрена современная банковская бизнес-модель на примере ПАО «Сбербанк».

Частный инвестор как клиент коммерческого банка: проблемы взаимодействия и пути решения

Статья посвящена проблемам взаимодействия коммерческих банков как профессиональных участников рынка ценных бумаг и частных инвесторов. Почему частный инвестор идёт в банк, на чём строится интерес инвестора как клиента и как банки привлекают новых инв...

Размещение прямых иностранных инвестиций

В данной работе представлен обзор основных определений прямых иностранных инвестиций, представленные международными финансовыми институтами, современных подходов к изучению роли прямых иностранных инвестиций, роли и последствий их привлечения в реаль...

Альтернативное денежное обращение: история развития и современное состояние

Статья посвящена альтернативному денежному обращению. В процессе работы были выявлены виды и формы альтернативного денежного обращения. Проведен исторический анализ развития альтернативного денежного обращения, а также раскрыты особенности данного во...

Возможности и перспективы развития арт-менеджмента в условиях популяризации современного искусства в России

В статье рассматривается состояние современного искусства в России, а также арт-менеджмент и его регулирование на фоне возрастающего интереса к работам современного искусства в России, возможные пути развития и перспективы.

Похожие статьи

Венчурный капитал как источник финансирования инновационных проектов

В статье изучены понятие и специфика венчурного капитала как источника финансирования инновационных проектов. Были исследованы отличия венчурного капитала от традиционных форм финансирования, а также рассмотрены этапы венчурного финансирования.

О коллективных инвестициях и будущие возможности их роста

Статья посвящена вопросам экономической ситуации в паевых инвестиционных фондах России. Автор поднимает проблему сохранения капиталов внутри страны и рассматривает в качестве инструмента инвестирования ПИФы. Проведен анализ стоимости чистых активов у...

Особенности и проблемы современного правового регулирования инвестиционных фондов в РФ

В статье проведен анализ законодательства в сфере деятельности паевых инвестиционных фондов, выявлены основные проблемы правового регулирования деятельности ПИФов в современных условиях функционирования финансового рынка.

Совершенствование практики использования доходов от целевого капитала

Работа посвящена финансированию образовательных учреждений с помощью механизма целевого капитала в России. Представлен анализ законодательных основ и практики деятельности фондов целевого капитала (эндаумент-фондов). Сделан вывод о возможности исполь...

Индивидуальный инвестиционный счет: проблемы и перспективы внедрения в России

В статье рассматриваются перспективы внедрения Индивидуального инвестиционного счета (ИИС) в России, рассматриваются основные проблемы внедрения ИИС в России.

Роль инноваций в банковском секторе

В рамках данной статьи рассматриваются понятия банковских инноваций. Автор определил их роль в данном секторе экономики. Также рассмотрена современная банковская бизнес-модель на примере ПАО «Сбербанк».

Частный инвестор как клиент коммерческого банка: проблемы взаимодействия и пути решения

Статья посвящена проблемам взаимодействия коммерческих банков как профессиональных участников рынка ценных бумаг и частных инвесторов. Почему частный инвестор идёт в банк, на чём строится интерес инвестора как клиента и как банки привлекают новых инв...

Размещение прямых иностранных инвестиций

В данной работе представлен обзор основных определений прямых иностранных инвестиций, представленные международными финансовыми институтами, современных подходов к изучению роли прямых иностранных инвестиций, роли и последствий их привлечения в реаль...

Альтернативное денежное обращение: история развития и современное состояние

Статья посвящена альтернативному денежному обращению. В процессе работы были выявлены виды и формы альтернативного денежного обращения. Проведен исторический анализ развития альтернативного денежного обращения, а также раскрыты особенности данного во...

Возможности и перспективы развития арт-менеджмента в условиях популяризации современного искусства в России

В статье рассматривается состояние современного искусства в России, а также арт-менеджмент и его регулирование на фоне возрастающего интереса к работам современного искусства в России, возможные пути развития и перспективы.

Задать вопрос