Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технологиями.
Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука», то есть — «наука о мастерстве».
В образовательном процессе ДОУ используются следующие технологии:
- Здоровьесберегающие технологии.
- Технологии проектной деятельности.
- Технологии исследовательской деятельности.
- Информационно-коммуникационные технологии.
- Личностно ориентированные технологии.
- Технология портфолио.
- Социоигровые технологии.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
ЗАДАЧ:
- Овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья;
- Увеличение резервов здоровья.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:
- Пальчиковая гимнастика;
- Гимнастика для глаз;
- Дыхательная;
- Артикуляционная;
- Музыкально-дыхательные тренинги;
- Динамические паузы;
- Релаксация;
- Арттерапия, сказкотерапия;
- Двигательная терапия, музыкотерапия;
- Цвето-, звукотерапия, песочная терапия.
ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.
ЗАДАЧА:
- Развитие и обогащение социально-личностного опыта через вовлечение детей в сферу межличностного взаимодействия.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:
- Работа в группах, парах;
- Беседы, дискуссии;
- Социально-активные приемы: метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод сравнения, наблюдения.
ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ЗАДАЧА:
- Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
− эвристические беседы;
− постановка и решение вопросов проблемного характера;
− наблюдения;
− моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
− опыты;
− фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
− «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
− подражание голосам и звукам природы;
− использование художественного слова;
− дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
− трудовые поручения, действия.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
ЗАДАЧИ:
- Стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ;
- Сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Особенности использования ИКТ.
Требования к компьютерным программам ДОУ:
− Исследовательский характер;
− Легкость для самостоятельных занятий детей;
− Развитие широкого спектра навыков и представлений;
− Возрастное соответствие;
− Занимательность.
Классификация программ:
− Развитие воображения, мышления, памяти;
− Говорящие словари иностранных языков;
− Простейшие графические редакторы;
− Игры-путешествия;
− Обучение чтению, математике;
− Использование мультимедийных презентаций.
Преимущества компьютера:
− Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
− Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
− Обладает стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
− В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
− Позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:
− Недостаточная методическая подготовленность педагога;
− Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;
− Бесплановость, случайность применения ИКТ;
− Перегруженность занятия демонстрацией.
ИКТ в работе современного педагога:
− Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
− Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
− Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
− Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
− Создание презентаций в программе Рower Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
ЗАДАЧИ:
- Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ;
- Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный подход к воспитанникам.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ;
- Игры, спортивные досуги, НОД;
- Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность;
- Гимнастика, массаж, тренинг, образно-ролевые игры, этюды.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО.
ЗАДАЧИ:
- Учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности;
- Является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:
- ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ.
- РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
- ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА.
- РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
СОЦИОИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
ЗАДАЧИ:
- Развитие взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок-взрослый» для обеспечения душевного благополучия.
- Коррекция импульсивного, агрессивного, демонстративного, протестного поведения.
- Формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия.
- Решение задач «социального» закаливания.
- Развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребенку понять самого себя.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:
- Коллективные дела, работа в малых группах на НОД, тренинги на умение договариваться.
- Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры.
- Сказкотерапия.
- Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
- Тренинги, самопрезентации.
Технологический подход, т. е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников в период дошкольного детства, а также при дальнейшем обучении в школе. Каждый педагог — творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.
Литература:
- Микляева Н. В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция / Н. В. Микляева. — М., 2007.
- Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. — М., 2004.
- Об особенностях обучения по программе образовательной области «Технология»: Методическое письмо от 17.06.1997 № 760/14–12 // Вестник образования. — 1998. — № 10.
- Новиков А. М. Образовательный проект: методология образовательной деятельности / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. — М.: Эгвес, 2004.
- Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: учебное пособие / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. — М.: Педагогическое общество России, 2003.