Глобальные экологические проблемы, связанные с изменением климата, потерей биологического разнообразия, опустыниванием и другими негативными для окружающей среды процессами, возрастанием экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф, загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, а также морской среды, затрагивают интересы Российской Федерации и её граждан.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации [1].
Экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности.
Для официальной оценки состояния окружающей среды в Российской Федерации на протяжении более 20 лет используется Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды. Начиная с Госдоклада за 2012 год он готовится Минприроды и экологии России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2012 № 966 «О подготовке и распространении ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды» [2]. Данным постановлением Правительства установлена необходимость использования для оценок показателей, характеризующих взаимосвязь состояния окружающей среды и показателей социально-экономического развития Российской Федерации (показателей экологической эффективности). В качестве основы для определения показателей экологической эффективности предусмотрено использование показателей, рекомендованных решениями Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) и Организации экономического сотрудничества и развития.
Рассмотрим текущую экологическую ситуацию в стране. В 40 субъектах Российской Федерации более 54 процентов городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. По данным Росстата, число зарегистрированных случаев высокого загрязнения атмосферного воздуха за 2012, 2013 и первые 10 месяцев 2014г. представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Число зарегистрированных случаев высокого загрязнения атмосферного воздуха за 2012, 2013 и первые 10 месяцев 2014г. [3]
Согласно данным Доклада Минприроды и экологии России за 2012 г. среднегодовое значение озона было на 3,2 % ниже нормы во всех регионах, кроме Восточной Сибири, где за год отклонение от нормы составило около 4 %. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Интенсивно развиваются процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов Российской Федерации на площади более 100 млн. гектаров. Количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение, возрастает. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности [4].
Объём сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных, остается высоким. По данным Росстата, число зарегистрированных случаев экстремально высокого загрязнения поверхностных вод за 2012, 2013 и первые 10 месяцев 2014 г. представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Число зарегистрированных случаев экстремально высокого загрязнения поверхностных вод за 2012, 2013 и первые 10 месяцев 2014 г. [3]
Средняя годовая температура воздуха на территории Российской Федерации в 2013 году, согласно данным Росстата, превысила норму за 1961–1990 года на 1,07 градуса; последствием продолжения изменения абсолютных температур являются таяние ледников, повышение уровня воды в морях, наводнения, засухи и ряд других явлений.
Итак, основными проблемами в сфере охраны окружающей среды и природопользования на современном этапе являются следующие:
‒ темпы роста потребления природных ресурсов превышают темпы роста их восстановления, а также ухудшение структуры запасов минерально-сырьевой базы;
‒ увеличение нарушений и недостаточная эффективность использования природных ресурсов природопользователями;
‒ техническое несоответствие производственной инфраструктуры необходимому уровню безопасности жизнедеятельности человека и защищенности окружающей природной среды, населения и объектов экономики;
‒ риски угроз техногенного характера;
‒ обеспечение преемственности власти при передаче субъектам РФ полномочий по управлению природоресурсной и природоохранной сферами;
‒ несовершенство законодательства в сфере охраны окружающей среды в части нормирования негативного воздействия на окружающую среду, а также отсутствие законодательных механизмов по обязательному экологическому страхованию, экологическому аудиту, нормированию качества окружающей среды, внедрению наилучших экологически безопасных технологий.
Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды. Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.
В соответствии со «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются [5]:
‒ сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты;
‒ ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
В рамках «Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации до 2018 года в качестве приоритетов экологической политики выделены» [6]:
‒ создание современной системы экологического нормирования, стимулирующей снижение удельных показателей выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образования отходов;
‒ поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья;
‒ формирование системы стимулирования организаций к предупреждению и сокращению образования отходов, их вовлечению в повторный хозяйственный оборот;
‒ обеспечение учета экологических требований и стандартов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
‒ решение проблем ликвидации накопленного экологического ущерба;
‒ увеличение площади Российской Федерации, занятой особо охраняемыми природными территориями.
Охрана окружающей среды и государственные расходы в этой сфере регламентируются множеством нормативно-правовых актов, ключевое значение из которых также имеют: «Экологическая доктрина РФ», утверждённая постановлением Правительства РФ от 31.08.2002 г. № 1225-р; «Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 г»., утверждённые указом Президента РФ от 30.04.2012 г.; Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; государственная программа РФ «Охрана окружающей среды на 2012–2020 годы», утверждённая постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 326.
Основными направлениями государственной политики в области экологии являются [7]:
а) обеспечение устойчивого природопользования;
б) снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение;
в) сохранение и восстановление природной среды.
Необходимо отметить, что стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Вышеобозначенное показывает целесообразность применения следующих подразделов классификации государственных расходов в сфере охраны окружающей среды:
‒ экологический контроль;
‒ сбор, удаление отходов и очистка сточных вод;
‒ охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания;
‒ прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды;
‒ другие вопросы в области охраны окружающей среды.
Рассматривая политику государственных расходов в сфере охраны окружающей среды, следует обратиться к государственной программе РФ «Охрана окружающей среды на 2012–2020 годы», которая включает в себя следующие Подпрограммы, в том числе федеральные целевые программы:
‒ подпрограмма 1. Регулирование качества окружающей среды;
‒ подпрограмма 2. Биологическое разнообразие России;
‒ подпрограмма 3. Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды;
‒ подпрограмма 4. Организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике;
‒ подпрограмма 5. Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы;
‒ федеральная целевая программа 6. Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 годы.
Ответственным исполнителем программы является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Задачами программы являются:снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики; сохранение и восстановление биологического разнообразия России; повышение эффективности функционирования системы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды; организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике [4].
Целесообразным видится рассмотреть виды государственных расходов на охрану окружающей среды. Согласно перечню видов (групп, подгрупп, элементов) расходов классификации расходов бюджета в приказе Минфина РФ от 01.07.2013 г. № 65н «Об утверждении указаний о порядке применения классификации Российской Федерации» к видам государственных расходов на охрану окружающей среды относятся [8]:
‒ расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами;
‒ закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд;
‒ капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности;
‒ межбюджетные трансферты;
‒ предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям;
‒ иные бюджетные ассигнования.
Отметим, что в сфере охраны окружающей среды предусматриваются и некоторые бюджетные доходы. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным, и к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
а) выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
б) сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
в) загрязнение недр, почв;
г) размещение отходов производства и потребления;
д) загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
е) иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Таким образом, несмотря на применение ряда мер по повышению качества охраны окружающей среды в диапазоне определённых показателей и статистических данных, на текущий момент состояние экологии РФ можно назвать лишь удовлетворительным. Состояние окружающей среды в значительной степени определяет благосостояние нации. Поэтому важным является поддержание этой сферы на определённом уровне. Для этого необходимо вести грамотную политику в данном направлении, в том числе и в части государственных расходов. Проанализируем государственные расходы РФ на охрану окружающей среды во второй главе курсовой работы.
Литература:
- Конституция Российской Федерации // Справочно-правовая система «Гарант». Версия от 12.11.16
- Государственный доклад Минприроды РФ«О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2012 году» [Электронный ресурс]: 2014. — Режим доступа: http://www.ecogosdoklad.ru/. — Версия от12.11.16
- Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]: статистика раздела охрана окружающей среды и официальные публикации за 2012 и 2013г. — Официальный сайт Федеральная служба государственной статистики РФ, 2014. — Режим доступа: http://www.gks.ru. — Версия от12.11.16
- Государственный доклад Минприроды РФ«О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2012 году» [Электронный ресурс]: 2014. — Режим доступа: http://www.ecogosdoklad.ru/. — Версия от12.11.16
- Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014, N 326 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». — Версия от12.11.16
- Доклад Минприроды и экологии РФ «О ходе реализации в 2013 году мероприятий, предусмотренных планом действий по реализации «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»» [Электронный ресурс]: 2014. — Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/upload/iblock/b6b/2423_1.doc. — Версия от12.11.16
- Об утверждении указаний о порядке применения классификации Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ Минфина РФ от 01.07.2013 г., № 65н // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». — Версия от12.11.16
- О подготовке и распространении ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 24.09.2012, № 966 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». — Версия от12.11.16
- Кирюшкина А. Н. Анализ влияния импорта, экспорта и уровня инфляции на ВВП США, России, Японии и Китая на основе построения эконометрических моделей [Текст] / А. Н. Кирюшкина //Азимут научных исследований: серия экономика и управление. Тольятти: НП ОДПО «Институт направленного профессионального образования». — 2014. — № 4 (9). — С. 32–34.
- Потапова Е. А. Проблемы развития особых экономических зон на территории Российской Федерации/ Е. А. Потапова // «Экономика и социум» [Электронный ресурс]. — 2013. — № 4 (9). — Режим доступа: http:/www.iupr.ru.