Одной из задач любого образовательного процесса в современном обществе является процесс выявление и дальнейшее развитие творческой активности учащихся. Достижение данной задачи становиться возможным путем интеграции междисциплинарных связей с применением современных IT-технологий. Поэтому в системе образования все чаще используют информационные технологии и компьютерные телекоммуникации. Школа должна отвечать потребностям и интересам государства, общества и каждого школьника в частности. Учитывая, что в молодежной политике большое внимание уделяется развитию молодежным средствам массовой информации, а также стремление подростков к самовыражению и их интересу к современным технологиям, уже не вызывает сомнения необходимость освоения школьниками программ, предназначенных для создания и обработки видеоматериалов, фотографий и звуковых материалов. Актуальность данного направления заключается в том, что медиаиндустрия сегодня является ведущим языком самовыражения, что способствует раскрытию личности, повышению творческой активности, его духовного, культурного и интеллектуального развития.
Стремительное совершенствование технических средств и информационно-коммуникационных технологий ведет к изменению жизнедеятельности человека, появлению новых интересов, увлечений, видов досуга и творчества. Так, например, экранные технологии сегодня завоевали одно из важнейших мест в жизни каждого человека и продолжают упрочнять свое значение в развитии современного общества. Все больше людей проявляют интерес к созданию медиапродуктов с помощью компьютера в домашних условиях. Тем не менее, для получения качественного материала необходимо знать универсальные правила фото- и видеосъемки, а также освоить приемы и технологии обработки исходного материала в соответствующих программах.
В рамках лимитирования времени отводимого на изучение учебных дисциплин, отдельные приемы повышения творческой активности учащихся остаются не использованными. Одним из способов решения проблемы может быть организация «Учебной видеостудии».
Рассмотрим задачи, которые сможет реализовать данная видеостудия и деятельность учащихся: развитие устойчивого интереса к истории кино и видео технологии; изучение программных средств, для создания и обработки звука, фото и видео материалов; развитие познавательной активности в этическом и эстетическом компоненте культурного восприятия и передачи материала средствами видеоряда; приобретение и развитие практических навыков в использовании технических приемов создания видео фильмов.
Решение данных задач позволяет достичь расширения кругозора во многих сферах жизнедеятельности учащихся, способствовать профессионально-ориентированному выбору будущей трудовой деятельности, воспитанию внутренней потребности к поиску и закреплению новых знаний. Появление цифровой видеотехники позволяет снимать небольшие видеоролики непрофессиональным операторам, а возможности современных программ видеомонтажа — превратить снятый видео материал в достойный кинофильм. На сегодняшний день самой используемой и распространенной в категории программ для учебного монтажа является программа PinnacleStudio [1,4].
Возможности PinnacleStudio разнообразны, что привлекает большой интерес к данному видеоредактору у учителей информатики и самих учащихся. Это весомая причина для изучения PinnacleStudio в рамках дополнительного образования. Таким образом, у школьников будет возможность создавать достаточно серьезные видео материалы, с использованием современных технологий киноиндустрии.Программа ориентирована на формирование:опыта и культуры межличностного общения; устойчивого познавательного интереса; умения работы в коллективе; навыка публичных выступлений; умения воспринимать, учитывать замечания и советы; умения анализировать свою работу и работу товарищей; навыка самостоятельной работы;навыка творческой требовательности к себе; ответственности перед коллективом и зрителями;конкурентоспособности; стремления к успеху; стремления к самосовершенствованию и развитию кругозора; специальных знаний, умений и навыков.
Программа предусматривает интеграцию с различными школьными дисциплинами [2]:
– Информатика. Создание медиапродукта в первую очередь подразумевает получение первичного материала и его последующую обработку. Для этого необходимо обладать навыками и умениями работы с аппаратными и программными средствами, знать технологии работы с различными видами информации.
– Изобразительное искусство. Подбор цветовой гаммы при оформлении фильма позволяет сформировать у учащихся визуально-эстетических вкус.
– Музыкальное искусство. При обработке видеоматериала практически невозможно обойтись без звукового сопровождения фильма. Для качественной реализации данной задачи учащимся необходимо обладать музыкальным вкусом и развивать умения работы с аудиоинформацией.
– Русский язык. В зависимости от концепции фильма при его создании могут использоваться титры или озвучивание. Поэтому автор фильма должен быть грамотным, чтобы не испортить впечатление от фильма орфоэпическими или грамматическими ошибками.
– Основы безопасности жизнедеятельности. Занятия в видеостудии способствуют безболезненной социализации воспитанников, овладению ими искусством общения с другими людьми, их раскрепощению за счет развития потенциала и самореализации каждого ученика.
– Трудовое обучение. Работая над авторским фильмом, зачастую необходимо подготовить реквизит, бутафорию или костюмы.
– Технология. В рамках данной дисциплины изучаются информационные технологии, а именно технологии обработки мультимедийной информации, которые непосредственно используются при создании видеороликов.
Так же знания, полученные на уроках математики, физики, химии, литературы, истории, иностранного языка и других предметах могут быть использованы учащимися в процессе создания фильмов соответствующей тематики.
Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, являются базой для дальнейшего совершенствования навыков в области видеомонтажа, 3D моделирования, анимации, создания систем дополненной реальности. Выработка навыка изучения аппаратных и программных средств видеомонтажа позволит ученику успешно осуществлять самообразование в данной области.
Курс «Учебная видеостудия» лучше всего ввести для учащихся 8 − 10 классов в виде элективного курса. К освоению программы допускаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Программа рассчитана на один учебный год. На изучение курса предполагается одно занятие в неделю продолжительностью 1 академического часа, что в итоге составляет 51 час в учебном году. При этом занятие делится на два блока по 45 минут, между которыми предусмотрена перемена длительностью 5 минут [3]. Освоение программы подразумевает не только теоретическое обоснование темы и выполнение практических работ, но также включает итоговую зачетную работу, реализуемую с помощью метода проектов. В конце года каждый учащийся самостоятельно или в группе с другими учениками должен подготовить свой проект-фильм. Презентация проектов и защита данной зачетной работы учащимися предусмотрена в конце учебного года.
В зависимости от поставленных целей и решаемых задач формы занятий могут быть следующими:
– по приобретению новых знаний: разъяснение теоретического материала, демонстрация примеров;
– по формированию умений и навыков: самостоятельная работа учащихся (индивидуальная или групповая) под руководством учителя;
– по применению знаний и умений на практике: самостоятельная работа учащихся (индивидуальная или групповая), учитель выступает в роли тьютора или консультанта;
– по проверке освоения знаний, умений и навыков: самостоятельная работа учащихся (индивидуальная или групповая) без помощи учителя, презентация и защита собственных работ;
– комбинированные занятия: изложение нового материала с повторением уже изученного, самостоятельная деятельность учащихся (индивидуальная или групповая) под руководством педагога.
Для лучшего усвоения материала и овладения умениями и навыками необходимо преобладание практической деятельности учащихся с проработкой каждого этапа работы и акцентированием внимания на ключевых и проблемных моментах, с которыми зачастую сталкиваются начинающие кинематографисты. Во время одного занятия могут затрагиваться и освещаться различные темы учебно-тематического плана, так как работа по созданию фильма ведется по широкому спектру творческой деятельности.
Подростковый возраст — это самое благоприятное время для творческого развития. Учащиеся в этом возрасте тяготеют к решению проблемных ситуаций, к поиску нового, а также стремятся к самовыражению и самореализации. В старшем подростковом возрасте происходит становление личности подростка, что связано с реализацией творческого и интеллектуального потенциала, с поиском своего места в обществе со стремлением к самосовершенствованию и повышению культурного уровня. В это время происходит не только жизненное самоопределение, но и самоопределение в профессиональном аспекте. Поэтому важно дать подросткам возможность удовлетворить свои потребности и создать условия для их всестороннего развития, одной из сторон которого является творчество.
Работа по созданию мультимедийного контента непосредственно связана с творческим процессом. Сегодня существует множество разнообразных программ, позволяющих создавать конкурентоспособные продукты непрофессиональным пользователям. При этом необязательно досконально изучать каждую программу в отдельности, достаточно изучить основные способы, приемы и технологии работы с мультимедиа, овладеть навыками по созданию и редактированию звуков, фото и видео материалов в одной программе, на чем и основываются современные методики обучения. Главным здесь является именно творческий процесс, при котором изучение новых программ и их инструментов помогает воплотить идею в жизнь, а не является ключевым моментом образовательного процесса.
К сожалению, в школьной программе предусмотрено недостаточное количество часов для полноценной реализации данной задачи. Решением этой проблемы служит элективный курс «Учебная видеостудия», который отвечает запросам и потребностям учащихся, школы и общества в целом. В рамках данного курса изучается один из наиболее распространенных на сегодняшний день видеоредакторов PinnacleStudio. Знакомство с данной программой не требует специальных знаний, к тому же простота интерфейса и наличие подсказок упрощает процесс изучения. PinnacleStudio имеет массу интересных возможностей, незаметных при первом знакомстве с программой. Среди них и применение целых групп художественных видеофильтров, настройки сложных визуальных и звуковых эффектов, работа с технологией ChromaKey. Таким образом, знакомство с данным редактором обеспечивает учащимся возможность не только изучить основы видеомонтажа, но и раскрыть свой потенциал. Изучение PinnacleStudio может случить базой, для освоения более сложных, профессиональных программ, что способствует творческому и интеллектуальному росту воспитанников, их саморазвитию и самореализации в профессиональном аспекте.
Литература:
- Знакомство с программой Pinnacle Studio. Библиотека Razlib.ru. http://www.razlib.ru/kompyutery_i_internet/pinnacle_studio_11/p2.php.
- Методологические основы создания элективных курсов по предмету «Информатика и ИКТ» на профильном уровне. https://refdb.ru/look/1497710.html.
- Рабочая программа курса «Создание, обработка и монтаж видеоизображений при работе в мультимедийной программе Pinnacle Studio 14» для 7 класса, 1 год обучения. http://www.10.tchaik.ru/files/Pinnacle_Studio_14.pdf.
- Уроки видеомонтажа с помощью программы Pinnacle Studio. http://1vm.ru/html/pinnacle_studio_11/Studio-11_ru.html.