В данной статье будут рассмотрены трудности составления бюджета субъектов РФ в связи с начислением налога на доходы физических лиц. Предлагаются пути, улучшающие механизм начисления и уплаты НДФЛ.
Ключевые слова: бюджет, налог на доходы физических лиц, налоговый контроль, доходы физических лиц, облагаемые доходы, налоговые проверки
НДФЛ — важный инструмент формирования бюджетов федерального, регионального и муниципального бюджета, обеспечения источников финансирования и регулятор процессов экономики. Поступления в бюджеты всегда анализируются для того, чтобы эффективность их собираемости возросла.
После принятия в Налоговом кодексе второй части, объем поступающих от плательщиков и агентов налогов увеличился и стал играть значительную роль. К ним относятся:
− налог на добычу полезных ископаемых (входит в федеральный бюджет);
− налог на добавленную стоимость (имеет высокий уровень возмещения);
− налог на прибыль организаций.
Удельный вес НДФЛ в консолидированном бюджете РФ:
− в 2008 г. составлял 21 %, а в консолидированных бюджетах субъектов федерации — 38,1 %;
− в 2009 г. данные показатели имели значение 26,5 % и 44 %, соответственно;
− в 2010 г. — 23,3 % и 39,9 %.
Очень хорошую почву в развитии торговли и сферы финансов имеют города и регионы, где, в ходе деятельности промышленности, людям начисляется высокая зарплата. В связи с этим, поступления НДФЛ в субъекты РФ имеют разный объем.
Г. Москва входит в первые места по обеспечению поступлений НДФЛ в бюджет (1/5 от всего объема НДФЛ в бюджетах РФ).
Такие показатели связаны с тем, что в г. Москва достаточно большое количество плательщиков и налоговых агентов, которые зарегистрированы в налоговой службе и имеют высокий доход. Система контроля помогает обеспечить правильное и полное исчисление НДФЛ и следит, чтобы данный налог поступал в полном объеме и своевременно. Однако, такая система эффективна при изучении отчетности об уплате НДФЛ.
Удельный вес НДФЛ, который поступает в бюджет г. Москва, имеет тенденцию увеличения:
− в 2006 г. поступления НДФЛ в бюджет г. Москвы составили 40 %;
− в 2007 г. поступления НДФЛ в бюджет г. Москвы составили 45 %;
− в 2008 г. поступления НДФЛ в бюджет г. Москвы составили 35 %;
− в 2009 г. произошло увеличение удельного веса в доходах бюджета с 31 % до 39 %.
Были внесены изменения в Налоговый кодекс в 2012 г., результатами которого являются:
− стандартный вычет за первого и второго ребенка повысился с 1000 до 1400 р. и произошла отмена ежемесячного стандартного вычета в сумме 400 по НДФЛ;
− разрешено перенесение на три налоговых периода вычета налога на имущество при покупке пенсионерами жилья;
− руководители, их заместители и главные бухгалтера получают компенсацию при увольнении, превышающую трехкратный размер среднемесячного дохода. При обложении НДФЛ не учитываются в период трудоустройства, которые не должны превышать среднемесячный заработок за три месяца. Для людей, которые работают в районах Крайнего Севера и прилежащих к ним местностях, выходные пособия и среднемесячный заработок не должны превышать среднемесячный заработок за шесть месяцев.
При реализации государством социальной политики изменился Налоговый кодекс РФ. Группировка происходит по основным направлениям, способствующим реализации социальной политики:
− не облагается НДФЛ материальная помощь, выделенная для детей, оставшимся без попечения родителей;
− освобождаются от НДФЛ средства, участвующие в формировании и пополнении целевого капитала некоммерческих организаций;
− затраты, направленные на операции с ценными бумагами в результате расформирования целевого капитала, отмены пожертвований или при ином возврате ценных бумаг признаются те, которые понесены физлицом до указанной передачи;
− получение физическим лицом социального вычета при перечислении денежных средств от благотворительности организаций или социальной деятельности некоммерческих организаций;
− возврат добровольно пожертвованных средств, за минусом социального вычета. Сумма вычета входит в состав базы НДФЛ и рассчитывается на период возврата суммы пожертвования.
Необходимо провести анализ направлений по обложению НДФЛ, благодаря которым роль данного налога при формировании доходов бюджета возрастает:
- смена состава доходов, которые налогом не облагаются;
- повышение суммы вычета налога;
- четкое определение понятия «дивиденды» и понятия «оплата труда»;
- формирование методов точного определения «обезличенных доходов», которые взимаются в натуральной форме.
При смене состава доходов, необлагаемых налогами необходимо применять термин «компенсация», в связи с возникающими спорами между органами налогообложения и работодателями. Определение термина «компенсация» указано в Трудовом кодексе РФ и означает выплаты денежных средств, при возмещении затрат работников в результате трудовой деятельности [2].
Стимулирующая функция налоговых вычетов не реализуется в достаточной мере, так как стандартные вычеты гораздо меньше прожиточного минимума. При их формировании не учитываются особенности ценообразования в регионах. При замене части заработной платы дивидендами у работников, которые являются акционерами, появляются проблемы.
Выделяют признаки «переквалификации»:
− дивиденды выплачиваются по итогам месяца или чаще, если отсутствует чистая прибыль;
− прибыль распределяется в зависимости от оклада работника;
− неоднократное повышение суммы дивидендов над суммой зарплаты.
Возникают сложности с определением конкретной суммы дохода, получаемой работниками в результате корпоративных мероприятий [3].
Некоторые налоговые органы при расчете облагаемого дохода распределяют расходы исходя из пропорции количества работников мероприятия. Данный способ не соответствует методике, предлагаемой в Налоговом кодексе РФ [4].
Необходимо принять новую методику расчета НДФЛ, которая будет определять наличие «обезличенных» доходов, и закрепить данную методику при реализации учетной политике налогообложения.
Заключение.
Были рассмотрены меры, которые помогут упростить механизм начисления и выплат НДФЛ и повысить роль НДФЛ при формировании налоговых доходах бюджетов.
Литература:
- Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение. М.: Юрайт, 2015. — 353 с.
- Марчева И. А. Налоги и налогообложение: М.: Юнити-Дана, 2013. — 122 с.
- Плахов А. В. Системный анализ механизма налогового регулирования отраслей экономики // Регион: системы, экономика, управление. 2011. № 3 (14). С. 23–27.
- Черник Д. Г. Налоги. М.: Юрайт, 2014. — 509 с.