В федеральном законе от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (статья 65) государственный экологический надзор определяется как деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности [1].
Экологический надзор на промышленных предприятиях в Российской Федерации проводится в соответствии со следующими нормативными документами:
– ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ФЗ № 294);
– Кодекс об Административных правонарушениях РФ (ФЗ № 195);
– ФЗ «Об охране окружающей среды» (ФЗ № 7).
Некоторые пункты в данных правовых документах, с нашей точки зрения, не способствует эффективности проводимых проверок. Так, в соответствии со статьёй 15 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» отсутствие руководителя предприятия служит ограничением к проведению любых проверок — плановых и внеплановых. По факту руководитель и уполномоченный представитель часто отсутствуют на рабочем месте [2]. Иногда это становится неразрешимой проблемой. Некоторые руководители различных организаций умышленно создают причины для их отсутствия на рабочем месте (болезни, командировка) либо не дают доверенность своим представителям.
В статьях 9, части 12, и 10, части 16, указаны сроки уведомления предприятия о проведении проверок: о проведении плановой проверки необходимо уведомить за три рабочих дня, а внеплановой не менее чем за 24 часа до начала ее проведения. Причем обозначено, что уведомить организацию необходимо «любым доступным способом» [2], но не указано, какой конкретно это должен быть способ — сообщение по сети «Интернет», телефонная связь либо какой-то другой. Тем не менее зачастую при вынесении судебного решения по обжалованию постановления органа государственного экологического надзора, данный факт имеет огромное значение. По нашему мнению, необходимо дать конкретику формулировке данного закона и указать, каким именно способом информация о дате проведения проверки должна быть донесена до поднадзорной организации.
При административном правонарушении составляется протокол осмотра места совершения, с обязательным присутствием двух понятых. На практике привлечение двух понятых на место совершения административного правонарушения часто бывает невозможно, по причине отсутствия граждан, их мнительности, беспокойства по этому поводу и т. д. [3]. Решить данную проблему можно следующим образом: сократить количество понятых до одного человека, в качестве понятого сотрудника организации привлечь человека из числа технического персонала.
ФЗ № 294 не описывает порядок, по которому указывается организация и проведение рейдовых проверок. Это приводит к тому, что возникает ситуация при которой проведение мероприятий по контролю становится трудновыполнимым [2].
В ФЗ № 294 ст.11 часть 5 указывается, что поднадзорная организация обязана направить необходимые документы в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса. В части 8 статьи 11 на предоставление пояснений в письменной форме при выявлении в ходе документарной проверки ошибок либо противоречий дается также десять рабочих дней. Сторона запроса может скрываться, не оставлять доверенных лиц, а ответы на запросы отправлять на пределе установленного срока. Как следствие, проверка срывается, так как её срок вышел [2].
Можно отметить также в некоторых отраслях избыточное государственное регулирование. В реестре проверок необходимо указывать все проверки субъектов предпринимательства.
Ежегодный план проведения плановых проверок предприятий различными органами государственного надзора и контроля в сфере безопасности публикуется в свободном доступе в сети «Интернет», что даёт предприятиям возможность заранее подготовиться к той или иной проверке. Таким образом, руководителю предприятия можно избежать наказания. Результаты таких проверок становятся менее достоверны.
Литература:
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. От 29.12.2014) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2015) [Электронный ресурс].
- Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ (действующая редакция, 2016).
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 08.06.2015) (с изм. и доп., вступ. В силу с 19.06.2015) [Электронный ресурс].