В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.
Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Патриотизм— это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.
К. Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».
Понимая важность этого вопроса, одним из приоритетных направлений ДОУ является работа по нравственно-патриотическому воспитанию, задача включена в годовой план: приобщать воспитанников к культурным ценностям своего народа, базовым национальным ценностям российского общества, формирование у них российской гражданственности.
Поэтому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городе; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по следующим направлениям:
1. Методическое сопровождение. 2. Работа с детьми 3. Работа с родителями
Все направления связаны между собой и включают в себя:
- Знакомство с родным городом, его историей
- Знакомство с родным краем и Россией
- Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.
- Знакомство с былинными героями и их подвигами.
- Знакомство с государственной символикой города, края.
Для решения этой значимой задачи в ДОУ составила перспективный план на год. В него вошли консультации:
‒ «Система патриотического воспитания в ДОУ, обзор программ и технологий»;
‒ «Как знакомить дошкольников с историческим прошлым России. Содержание работы, методы и приёмы»;
‒ «Дошкольникам о защитниках отечества».
В результате, эти консультации повысили уровень педагогической грамотности воспитателей.
Взаимопосещение занятий познавательного цикла, включающих в себя вопросы патриотического воспитания дошкольников помогли молодым педагогам перенять практические методические приёмы для подачи дошкольникам сложного материала. Все педагоги ДОУ показали серию открытых занятий на высоком профессиональном уровне. Такие занятия как «Наши предки — славяне», «Богатыри земли русской», «Дошкольникам о Великой Отечественной войне» прошли с интересными презентациями. Подведение итогов конкурса уголков патриотического воспитания показало, что педагоги нашего ДОУ понимают значимость вопроса и создают условия для детей впитывать эти чувства с детства. В ходе конкурса на лучшую игру по патриотическому воспитанию воспитатели проявили творчество. В результате пополнились картотеки игр по группам, воспитатели обменялись опытом по созданию интересных игр.
В рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы в МДОБУ детский сад № 1 города Лабинска были проведены следующие беседы:
Беседа, посвящённая освобождению Лабинского района и Кубани от немецко-фашистских захватчиков с целью воспитания патриотических чувств у дошкольников на примере героических судеб в годы войны, событий в период оккупации немецкими захватчиками родного края — Кубани;
Беседа «Защитники Земли русской;
«Шаг к великой победе; Беседа «Ратные поля России; Беседа, посвящённая победе советских войск под Сталинградом; Беседа, посвящённая 73 годовщине высадке десанта советских войск на малую землю в городе Новороссийске». В беседах были использованы презентации. Воспитатели совместно с родителями собрали интересный материал о подвигах земляков, русских солдат. В группах организовали выставки пионеров — героев, прочитаны рассказы об их подвигах. В ДОУ оформили выставку детских работ по теме «Достойны памяти героев». Авторам лучших работ были вручены призы. При проведении игры «Зарница», дети получили положительные эмоции, они с удовольствием проходили препятствия и чётко докладывали о выполнении задания главнокомандующему. В конце игры наши воспитанники с достоинством принимали медали от главнокомандующего (военнослужащего воинской части. Воспитатели вели игру в военной форме. Всё это приближало обстановку к настоящим событиям, дети вжились в роль и стремились победить). Особенно детей тронула встреча с ветераном ВОВ с Шариным П. А. В заключении месячника дети посмотрели мультфильм «Мальчиш-Кибальчиш», вспомнили песни военных лет на музыкально — литературной композиции.
Организуя работу по патриотическому воспитанию в современных условиях, мы знакомим не только с историей, но и не забываем о происходящих событиях. Олимпиада Сочи -2014 войдет в историю — дети должны испытывать гордость за наших спортсменов, за нашу страну и также за свою республику. Нравственное формирование личности происходит прежде всего в процессе деятельности, в результате которой возникают коллективные отношения между людьми. В труде и в учении развиваются физические и духовные силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за успехи коллектива и свои личные, крепнет воля, складывается характер. В игре как бы моделируются сложные жизненные ситуации, которые требуют определенной линии поведения спортсменов, взаимопонимания, товарищеских отношений, взаимовыручки.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей в нашем ДОУ — это тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенна трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации), мы поставили цель — вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах).
В результате чего родился замечательный проект семьи Бондаревых «Я горжусь своим дедом». После представления презентации на родительском собрании в ДОУ, многие родители прониклись этой проблемой и проявляют большой интерес к нашим мероприятия с детьми, предлагая свои услуги в организации и проведении. Родители принимают самое активное участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков и поделок, на лучшее оформление группы к новому году, лучшая елочная игрушка и т. д.