К вопросу о создании, функционировании и прекращении деятельности общественных объединений в Республике Казахстан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 316 раз

Библиографическое описание:

Сатылганов, Е. Т. К вопросу о создании, функционировании и прекращении деятельности общественных объединений в Республике Казахстан / Е. Т. Сатылганов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 501-504. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36000/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье проведен анализ норм специализированного законодательства, регламентирующего отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, а также в связи с созданием, функционированием и прекращением деятельности общественных объединений в Казахстане.

Ключевые слова: право на объединение, организационная структура общественного объединения, правовое положение филиалов и представительств, порядок формирования, компетенция и сроки полномочий руководящих органов, руководящий орган общественного объединения

Согласно п. 1. ст. 23 Основного закона РК, граждане Казахстана имеют право на свободу объединений [1]. В Казахстане действует специальное законодательство, регулирующее отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, а также в связи с созданием, функционированием и прекращением деятельности общественных объединений. Отметим, что это, прежде всего, Конституция РК, Закон от 31 мая 1996 г. «Об общественных объединениях в РК» [3], Закон от 2 июня 1996 г., и в редакции от 11 июля 1997 г. «О политических партиях» [4], Закон от 9 апреля 1993 г. «О профессиональных союзах» [5].

Общественным объединением является добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов. Общественными объединениями признаются политические партии, массовые движения, профсоюзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские организации, научные, технические, культурно-просветительские, культурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, ассоциации и другие объединения граждан [3].

Следует обратить внимание на то, что особым статусом обладают кооперативные и иные организации, имеющие коммерческие цели либо содействующие извлечению прибыли другими предприятиями и организациями, а также религиозные организации, органы территориального общественного самоуправления, а также органы общественной самодеятельности населения, к примеру, народные дружины, товарищеские суды [2].

Так, действие Закона «Об общественных объединениях» не распространяется на школьные, студенческие объединения, деятельность которых увязывается с учебным процессом. В Казахстане также действуют международные, республиканские, региональные и местные общественные объединения. К республиканским относятся общественные объединения, деятельность которых распространяется на территории всех или большинства областей республики и которые имеют в них свои отделения. Соответственно, к региональным относятся такие общественные объединения, которые имеют свои представительства менее чем в половине областей Казахстана. Местные же общественные объединения действуют в пределах одной области [3].

Верно отмечено авторами научно-правового комментария Конституции РК, что созданные в Казахстане общественные объединения могут добровольно объединяться в самые различные по характеру и содержанию ассоциации (союзы). Так, граждане объединяются в различные союзы и ассоциации в целях реализации и защиты политических и иных прав и свобод, развития активности и самодеятельности, участия в управлении государственными и общественными делами, равно как и для удовлетворения профессиональных и любительских интересов, развития научного, технического и художественного творчества, охраны жизни и здоровья людей, экологической безопасности населения, участия в благотворительной деятельности, проведения культурно-просветительской, спортивно-оздоровительной работы, охраны природы, памятников истории и культуры, патриотического и гуманистического воспитания и т. д. [2, с. 142]

При этом, к числу принципов создания и функционирования объединений можно отнести, прежде всего, добровольность, равноправие их членов, самоуправление, законность и гласность.

В числе ограничений, закрепленных на конституционном уровне следует выделить: запрет на создание и деятельность общественных объединений, в уставах или программных документах которых провозглашены либо же на практике реализуют идеи расовой, национальной, религиозной, социальной, классовой и сословной ксенофобии, равно как и методы насильственного изменения существующего конституционного строя, нарушение территориальной целостности Казахстана, ведущие пропаганду войны, и допускающих нарушение прав человека, осуществляют действия, противоречащие Конституции и не совместимые с нормами международного права [1].

Согласно ст. 5 Закона РК «Об общественных объединениях» также на территории Республики Казахстан запрещается создание общественных объединений по типу военизированных формирований, имеющих военизированную структуру, форму, специальные знаки отличия, гимны, флаги, вымпелы, особые условия внутренней дисциплины и управления, оружие, в том числе имитационное.

Не допускается деятельность политических партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе, а также финансирование политических партий и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями.

Не допускается создание и деятельность общественных объединений, посягающих на здоровье и нравственные устои граждан, а также деятельность незарегистрированных общественных объединений [3].

Специальным законодательством также детализируются и регламентируются вопросы образования общественных объединений. Общественное объединение создается по инициативе группы граждан Республики Казахстан не менее десяти человек.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения, за исключением политических партий.

Учредителями общественного объединения являются физические и (или) юридические лица — общественные объединения, за исключением политических партий, созывающие учредительный съезд (конференцию, собрание), на котором принимается устав и формируются руководящие органы. Учредители общественного объединения — физические и юридические лица имеют равные права и несут равные обязанности.

Профессиональный союз может являться учредителем профессионального союза. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента его регистрации в порядке, установленномзаконодательными актами РК.

В соответствии со ст. 12 указанного закона, Устав общественного объединения должен предусматривать:

1) наименование, предмет и цели деятельности общественного объединения;

2) членство (участие), условие и порядок приобретения и утраты членства, права и обязанности членов общественного объединения;

3) организационную структуру общественного объединения, правовое положение структурных подразделений (филиалов и представительств) и территорию, в пределах которой осуществляют свою деятельность;

4) порядок формирования, компетенцию и сроки полномочий руководящих органов, местонахождение постоянно действующего руководящего органа общественного объединения;

5) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений (филиалов и представительств) по управлению имуществом;

6) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

7) порядок реорганизации и ликвидации общественного объединения, судьбу имущества общественного объединения в случае ликвидации.

В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.

Принятие устава, внесение в него изменений и дополнений относятся к исключительной компетенции высшего органа общественного объединения — съезда (конференции, собрания) [3].

В соответствии со ст. 12–13 анализируемого закона, Государственная регистрация республиканских, региональных общественных объединений, структурных подразделений (филиалов и представительств) иностранных и международных некоммерческих неправительственных объединений осуществляется Министерством юстиции Республики Казахстан.

Государственная регистрация местных общественных объединений, филиалов и представительств осуществляется территориальными органами юстиции.

Государственная регистрация и перерегистрация общественных объединений производится в порядке и сроки, предусмотренныезаконодательством о государственной регистрации юридических лиц.

Для регистрации общественного объединения в регистрирующий орган в двухмесячный срок со дня его образования подается заявление. К заявлению прилагаются устав, протокол учредительного съезда (конференции, собрания), принявшего устав, сведения об инициаторах образования объединения, и документы, подтверждающие место нахождения общественного объединения, а также уплату сбора за государственную регистрацию юридических лиц.

Пропущенный по уважительным причинам срок, установленный для подачи заявления о регистрации общественного объединения, восстанавливается органом, осуществляющим регистрацию.

В случаях, предусмотренных законодательством, общественное объединение подлежит перерегистрации.

За регистрацию и перерегистрацию общественных объединений взимается сбор за государственную регистрацию юридических лиц в порядке, определяемомНалоговым кодексом РК [3].

Структурные подразделения (филиалы и представительства) общественных объединений подлежат учетной регистрации.

Учетная регистрация филиалов и представительств иностранных и международных некоммерческих неправительственных объединений производится Министерством юстиции Республики Казахстан.

Учетная регистрация структурных подразделений (филиалов и представительств) общественных объединений производится в территориальных органах юстиции.

Порядок и сроки прохождения учетной регистрации регулируются законодательством о регистрации юридических лиц [3].

Согласно ст. 17 указанного закона, реорганизация общественного объединения (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) производится по решению органа общественного объединения в порядке, предусмотренном его уставом изаконодательством Республики Казахстан.

Ликвидация общественного объединения производится по основаниям и в порядке, предусмотренномзаконодательством Казахстана.

Следует особо обратить внимание на предпринимательскую деятельность объединений, которая подразумевает, что последние, согласно ст. 20 могут осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению уставных целей. Предпринимательская деятельность общественными объединениями осуществляется в соответствии сзаконодательством Республики Казахстан.

Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений подлежат налогообложению в соответствии сзаконодательством Казахстана.

Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами общественных объединений и должны использоваться для достижения уставных целей. Допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели.

Помимо прочего, следует отметить, что деятельность общественного объединения может быть приостановлена на срок от трех до шести месяцев по решению суда на основании представлений органов прокуратуры, внутренних дел или заявлений граждан в случаях нарушения Конституции и законодательства Республики Казахстан или неоднократного совершения общественным объединением действий, выходящих за пределы целей и задач, определенных его уставом.

В случаеприостановления деятельности общественного объединения ему запрещается пользоваться всеми средствами массовой информации, вести агитацию и пропаганду, проводить митинги, демонстрации и другие массовые мероприятия, принимать участие в выборах. Приостанавливается также его право пользоваться банковскими вкладами, за исключением расчетов по трудовым договорам, возмещения убытков, причиненных в результате его деятельности, и уплаты штрафов.

Если в течение установленного срока приостановления деятельности общественное объединение устраняет нарушения, послужившие основанием приостановления его деятельности, то после окончания указанного срока общественное объединение возобновляет свою деятельность. В случае неустранения общественным объединением нарушений либо в случае повторного нарушения законодательства органы прокуратуры, внутренних дел, а также граждане вправе обратиться в суд с заявлением о его ликвидации [3].

И, наконец, резюмируя, отметим, что общественные объединения Казахстана в соответствии с их уставами могут поддерживать международные связи, заключать соответствующие соглашения, вступать в качестве коллективных членов в международные некоммерческие неправительственные объединения, за исключением религиозных.

Общественные объединения Казахстана могут создавать свои структурные подразделения (филиалы и представительства) в иностранных государствах на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров и законодательств соответствующих государств [3].

Литература:

  1. Конституция Республики Казахстан — Алматы: Издательство Норма-К, 2007. 62 с.
  2. Конституция Республики Казахстан. Научно-правовой комментарий. / Под ред. Г. С. Сапаргалиева. — Алматы, Нур-Пресс, 2004. — 560 с.
  3. Закон РК от 31 мая 1996 г. «Об общественных объединениях в РК».
  4. Закон РК от 2 июня 1996 г., и в редакции от 11 июля 1997 г. «О политических партиях» http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1005615#pos=187;-298.
  5. Закон РК от 9 апреля 1993 г. «О профессиональных союзах» http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1005615#pos=187;-298.
Основные термины (генерируются автоматически): общественное объединение, Казахстан, объединение, государственная регистрация, деятельность, предпринимательская деятельность, лицо, представительство, устав, учетная регистрация.


Ключевые слова

порядок формирования, право на объединение, организационная структура общественного объединения, правовое положение филиалов и представительств, компетенция и сроки полномочий руководящих органов, руководящий орган общественного объединения

Похожие статьи

К вопросу о пределах административно-правового регулирования предпринимательской деятельности

Переход Российской Федерации к рыночной экономике, а также введение экономических санкций зарубежными государствами предопределили в качестве основного регулятора рынок, который посредством спроса и предложения определяет направления развития предпри...

Правовое регулирование акционерных обществ в отдельных сферах предпринимательской деятельности

В данной статье рассмотрены основные направления правового регулирования акционерных обществ в отдельных сфера предпринимательской деятельности. Проведен правовой анализ существующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормат...

Правовая основа осуществления общественного контроля

В работе приводятся и раскрываются источники правового регулирования общественных отношений, связанных с организацией и осуществлением общественного контроля. Установлены и охарактеризованы положения Конституции РФ, составляющие основу правового регу...

Правовой статус ОАО «Российские железные дороги» и актуальные вопросы его компетенции

В данной статье изучается система организационно-правовых аспектов, связанных с образованием и развитием открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Автор изучает ряд правовых актов, которые повлияли на создание и развитие этой орга...

Правовое регулирование библиотечной деятельности

В статье рассматриваются актуальные вопросы, посвященные современному правовому регулированию деятельности библиотек на территории Российской Федерации. Автор выявляет особенности правового механизма регулирования библиотечной деятельности в России, ...

Правовые особенности привлечения граждан для оказания содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования отношений, возникающих между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и гражданами с целью оказания помощи и содействия указанным органам. Основные особенности нормативного ...

Правовое регулирование деятельности филиалов страховых организаций

В настоящее время наблюдается тенденция к укрупнению страховых организаций и, как следствие, создание крупными страховыми организациями филиалов в различных населенных пунктах. В статье будут рассмотрены основные особенности правового регулирования д...

Основные изменения в правовом регулировании института гражданства в Российской Федерации

Статья посвящена исследованию правового регулирования института гражданства в Российской Федерации в контексте изменений, внесенных в 2023 году в связи с принятием Федерального закона от 28 апреля 2023 года № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федераци...

Правовые основы и особенности прохождения службы в органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

В статье дана характеристика основных нормативных правовых актов регламентирующих правоотношения связанные с поступлением и прохождением службы в органах уголовно-исполнительной системы России. Кроме того, статья раскрывает особенности процедуры пост...

Особенности профессиональных навыков руководителей государственных органов власти в Республике Башкортостан

В статье рассмотрены понятие, нормативные основы и особенности профессиональных навыков руководителей государственных органов власти в Республике Башкортостан на основе квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для...

Похожие статьи

К вопросу о пределах административно-правового регулирования предпринимательской деятельности

Переход Российской Федерации к рыночной экономике, а также введение экономических санкций зарубежными государствами предопределили в качестве основного регулятора рынок, который посредством спроса и предложения определяет направления развития предпри...

Правовое регулирование акционерных обществ в отдельных сферах предпринимательской деятельности

В данной статье рассмотрены основные направления правового регулирования акционерных обществ в отдельных сфера предпринимательской деятельности. Проведен правовой анализ существующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормат...

Правовая основа осуществления общественного контроля

В работе приводятся и раскрываются источники правового регулирования общественных отношений, связанных с организацией и осуществлением общественного контроля. Установлены и охарактеризованы положения Конституции РФ, составляющие основу правового регу...

Правовой статус ОАО «Российские железные дороги» и актуальные вопросы его компетенции

В данной статье изучается система организационно-правовых аспектов, связанных с образованием и развитием открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Автор изучает ряд правовых актов, которые повлияли на создание и развитие этой орга...

Правовое регулирование библиотечной деятельности

В статье рассматриваются актуальные вопросы, посвященные современному правовому регулированию деятельности библиотек на территории Российской Федерации. Автор выявляет особенности правового механизма регулирования библиотечной деятельности в России, ...

Правовые особенности привлечения граждан для оказания содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования отношений, возникающих между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и гражданами с целью оказания помощи и содействия указанным органам. Основные особенности нормативного ...

Правовое регулирование деятельности филиалов страховых организаций

В настоящее время наблюдается тенденция к укрупнению страховых организаций и, как следствие, создание крупными страховыми организациями филиалов в различных населенных пунктах. В статье будут рассмотрены основные особенности правового регулирования д...

Основные изменения в правовом регулировании института гражданства в Российской Федерации

Статья посвящена исследованию правового регулирования института гражданства в Российской Федерации в контексте изменений, внесенных в 2023 году в связи с принятием Федерального закона от 28 апреля 2023 года № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федераци...

Правовые основы и особенности прохождения службы в органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

В статье дана характеристика основных нормативных правовых актов регламентирующих правоотношения связанные с поступлением и прохождением службы в органах уголовно-исполнительной системы России. Кроме того, статья раскрывает особенности процедуры пост...

Особенности профессиональных навыков руководителей государственных органов власти в Республике Башкортостан

В статье рассмотрены понятие, нормативные основы и особенности профессиональных навыков руководителей государственных органов власти в Республике Башкортостан на основе квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для...

Задать вопрос