В статье излагаются особенности ассимиляции раннего Рима и эллинской цивилизации. Автор рассмотрел греческие колонизации, как один из факторов взаимодействия двух территорий. В статье рассматриваются представители римских «Гераклидов», как потомков Геракла, оставившего немалый след в истории и развитии Рима.
Ключевые слова: ранний Рим, эллинская цивилизация, великая греческая колонизация, колонии, Геракл
История раннего Рима активно впитывала в себя влияния различных цивилизаций. Одной из влиятельных — была эллинская, ассимиляция с которой происходила особенно тесно, в первую очередь благодаря великой греческой колонизации.
Великая греческая колонизация шла по трем основным направлениям:
1) западному (побережье и острова Ионийского моря к северо-западу Греции, Италия, Сицилия, Корсика, Южная Галлия и Испания);
2) северо-восточному (северное побережье Эгейского моря, Геллеспонт, Пропонтида и Боспор Фракийский, берега Черного моря);
3) юго-восточному (южный берег Малой Азии, восточное побережье Средиземного моря, Африка).
Одновременно с этрусской иммиграцией, а, может быть, несколько позднее — между 800 и 600 годами до нашей эры — происходит греческая колонизация побережья Южной Италии и Сицилии, идущая по путям, проложенным греками в эпоху древней критской и микенской культуры. Адриатическое море становится ареной колониальной деятельности греков с VI века до нашей эры, видимо потому, что связи с карфагенской экспансией торговля в западном Средиземноморье стала для греков слишком опасным и трудным занятием.
В 774 году до н. э. на небольшом островке Питекусса у западного берега Италии появилось поселение халкидян и эретрийцев. Этот год можно считать началом Великой греческой колонизации. Область, где появились эти города (Кампания), была одной из самых плодородных в Италии, но все же в эвбейской, особенно халкидской, колонизации был очень силен торговый аспект. Через Питекуссу халкидяне вели активную торговлю с этрусками и западными финикийцами. Для контроля над морским путем между Грецией н Этрурией они основали колонии по обе стороны пролива, отделяющего Италию от Сицилии,— Регий и Занклу. Эретрийцы вывели колонию на о-в Керкира, занимавший важное положение на пути из Греции в Италию и Сицилию. Активное участие приняли жители Эвбеи и в колонизации Сицилии.
В Сицилии важнейшим греческим городом стали Сиракузы. Они были основаны в 733 году до н. э. коринфской экспедицией под руководством Архия, который вынужден был покинуть родину из-за раздоров. По пути они вытеснили эвбейцев с Керкиры, а прибыв в Сицилию, создали поселение на островке Ортигия вблизи сицилийского побережья. Позже Сиракзы шагнули и на Сицилию но Ортигия долго оставалась крепостью и административным центром города. В дальнейшем времени Сиракузы стали крупнейшим центром Сицилии и всего западного эллинства. Под их руководством возникла мощная держава соперничавшая с Карфагеном и стремившаяся к власти над всеми западными греками.
Приняли участие в колонизации Сицилии и другие греки. Мегарцы основали севернее Сиракуз Мегару Гиблейскую, а родосцы и критяне — Гелу на южном берегу. Появились и другие греческие города.
Аграрные города и области Греции предпочли плодородные земли Южной Италии. Тут в VIII — начале VII в. до н. э. жители Ахайи основали Кротон и Сибарис, прославившийся роскошью; спартанцы — Тарент; локрийцы — Локры Эпизефирийские. Экспедицию из более развитых городов сюда послал Колофон: под угрозой лидийского завоевания часть колофонцев отправилась в Италию, где ими был создан Сирис, богатства и привольная жизнь которого вызвали зависть поэта Архилоха. Скоро в Южной Италии появилось так много греческих городов, что эту часть Апеннинского полуострова стали называть Великой Грецией.
В Южную и Среднюю Италию колонии выводились до начала VII в. до н. э. Так новые эллинские города позже создавались здесь уже существующими колониями. В VI в. до н. э. отдельные города Греции пытались обосноваться в этих районах: книдяне закрепились на Липарских островах, самосцы — в Дикеархии. Появившиеся на грани VII—VI вв. до н. э. граждане Фокеи, предпочли двинуться дальше на запад [1, c.351–368].
Ранний Рим испытывал в своем развитии различные влияния. Через Этрурию, куда посылались учиться юноши из знатных семей, в него проникали греческие веяния.
Географические особенности Апеннинского полуострова способствовали переселениям и вторжениям, а уязвимым для проникновения этот край делала длинная береговая линия. Поэтому неизбежно было влияние иноземцев на культуру и судьбу народов, населявших тогда Италию. Не исключено и раннее перемещение племен на полуостров. Первыми переселенцами принято считать микенцев, присутствие которых на Сицилии и Липарских островах относят к 1400 году до Р. Х. Они расположились колонией в Таренте, откуда вели морскую торговлю с Адриатикой, а по суше торговали вплоть до Луни в Этрурии. Но кроме микенцев на Сицилии также селились финикийцы, позже торговавшие с италийскими народами, в основном из своей колонии в Карфагене.
Однако именно греки оказались первыми заморскими гостями, оказавшими заметное и продолжительное влияние на италийские народы. Присутствие их восходит к 800 году до Р. Х. В течение последующих двухсот лет они обосновались на Сицилии и на западном побережье материка между Тарентом (Таранто) и Неаполисом (Неаполем). На острове они главенствовали над сикулами и сиканами, основными туземными племенами, и основали множество поселений, включая те, что на Наксосе под Таорминой, в Акрагасе (Агридженто), Селине (Селинунте), Катане (Катания), Сиракузах и Мессине. Немало поселений было основано греками на материке. Особо следует отметить поселения расположенные в районах Кум Неаполиса и Посидонии (Пестум). Множество городов было также вдоль «итальянского каблука» — Сибарис (Сибари), Кротон (Кротоне) и Регий (Реджо в Калабрии), которые иногда упоминаются как Великая Греция (Magna Graecia).
Греки, как и италийские народы, попали под римское владычество, но внесли немалый вклад в развитие страны. Именно они ввели в систему развития сельского хозяйства культуру виноградарства и выращивания олив. Так же греки участвовали в развитии письменного языка: они ввели усовершенствованный алфавит, который был принят в той или иной степени большинством италийских народов.
Именно они придумали само название «Италия», происходящее от «Fitalia», «земля скота», — так греки называли юго-западное побережье полуострова в V веке до Р. Х.; к I веку до Р. Х. слово «Италия» стало названием всего края.
Велико влияние греков и на становление культуры и искусства на Апеннинском полуострове. Греческие мастера переселялись в различные части страны, усовершенствуя местные знания и умения. При греках развивалась и философия: Пифагор и Элей жили в Кротоне. В военном деле греки научили использовать фалангу, то есть пеший строй гоплитов, который сменил впоследствии основной прием ведения битвы — спонтанные атаки неорганизованной толпы отважных воинов. Греки ввели важные усовершенствования в способы укрепления городов, по достоинству оцененные этрусками, когда те предприняли попытку распространить свое влияние на территорию «греческой зоны». Быть может это воздействие и стало одним из самых важных, оказанных на раннюю итальянскую историю.
Греки, несомненно, превосходили местные народы в развитии, но ими не было оказано более сильного политического влияния. Причиной этому послужила постоянная вражда греческих городов между собой, внутри них постоянно возникали междоусобные стычки, что свидетельствовало о нехватке у них единства. Вся энергия, которую греки могли бы направить на более полное проникновение вглубь Апеннинского полуострова, растрачивалась во внутренних распрях [c.9–36].
Несомненно яркий след в истории Италии оставил Геракл. На редкость многочисленно было его потомство. Согласно каноническим спискам Аполлодора, у Геракла было 68 сыновей (Apollod. II. 7. 8), а по спискам Гигина — 24 (Hyg. Fab. 162).
Римские «Гераклиды» являлись личностями вполне историческими. От Геркулеса, возлежавшего будто во рву с их прародительницей Виидуной, дочерью Эвандра, производили свой род Фабии, одни из влиятельнейших римских родов в царское и раннереспубликанское время. Представители их рода 9 раз занимали консульские должности, неоднократно исполняли должности цензоров [3, c.94], [4, c.199]. Бытует так же мнение о том,что Фабии, возможно, находились в родстве с двумя другими родами, связанными с культом Геркулеса на AraMaxima — Потициями и Пинариями [4, c. 150–151].
Помимо участия в политической деятельности, род Фабиев принимал участие в Луперкалиях [5, c.155]. Но относительно их организационной стороны известно не так уж много. Точно неизвестно, в частности, даже изначальное число луперков. Есть упоминание в эпиграфике лишь о том, что они пребывали в этом сане дважды, то есть выполнение обязанностей не носили, по-видимому, постоянного или пожизненного характера. Cтоит отметить, что первыми луперками считали близнецов Ромула и Рема, в которых видели косвенную связь с близнечным культом [6, c.128].
Риутал праздника включал в себя такие элементы, как прикосновение жреца жертвенным ножом, смоченным в крови жертвы, ко лбу двух юношей, а затем стирание крови шерстью, смоченной в молоке. Это являлось довольно символичным действием, свойственного церемонии инициации. Обязательным для юношей было смеяться во время всех этих действий. Так ритуальный обряд передавал символично смерть и возрождение участника в новом качестве. Стоит отметить, что данная процедура предполагает участие двух групп, двух возрастных классов — посвящающих и посвящаемых. Очевидно, что Фабиям здесь принадлежит роль руководителей инициации. Им доставалась жертвенная трапеза, как руководителям инициации.
Церемония Луперкалий, предполагающая деление на две группы с неравными культовыми обязанностями и правами, сильно напоминает церемониальные особенности культа Геркулеса, осуществляемого Потициями и Пинариями на AraMaxima. Плутарх сообщает, что начало Луперкалиям положили аркадяне с Эвандром. Его мнение разделяет и Ливий, признающий аркадское их происхождение, относя их введение к переселенцу из аккадского Паллантия Эвандру, поселившемуся на римском холме.
Главный город Фабиев традиция четко не определяет. По некоторым предположениям таковым является сабинский город Куры, родной город Тита Тация и Нумы Помпилия.
Таким образом, становится известно, что на самом деле римские «Гераклиды» оказываются сабинами по происхождению. Соответственно сам термин может употребляться лишь с некоторыми оговорками.
История Древнего Рима является одним из важнейших этапов всемирной истории. Одним из наиболее загадочных его периодов — является ранний Рим или Рим эпохи царей. Имеющиеся в нашем распоряжении источники в целом дают возможность считать начало царской эпохи вполне историческим временем и позволяют исследовать ряд важных для истории того периода вопросов.
В результате проведенного исследования можно утверждать, что Италия того времени испытывала на себе множество миграций. А именно рассмотренными нами — греками. Все это довольно пестрое население внесло свой вклад в последующую историю и культуру раннего Рима.
Литература:
- Циркин Ю. Б. Финикийская и греческая колонизация./История Древнего мира. Ранняя Древность. — М..-Знание, 1983
- Линтнер В. Италия. История страны / Валерио Линтнер; [пер. с англ. А. Демина]. — М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007
- Ковалев С. И. История Рима. Л., 1948
- Маяк И. Л. Рим первых царей: генезис римского полиса. М., 1983
- Коптев А. В. От praeposituscelerium к magisterequitum: Целер, Брут и проблема наследования царской власти в архаическом Риме // Античность Европы. Пермь, 1998
- Энман А. Легенда о римских царях, ее происхождение и развитие // ЖМНП. СПб., 1896