В Концепции по модернизации образования в России выдвигаются основные социальные требования, предъявляемые к системе образования. Они должны подготовить образованных, современных, предприимчивых молодых граждан, которые будут способны к самостоятельному принятию ответственных решений в ситуациях выбора, будут отличаться динамизмом, мобильностью, конструктивным потенциалом. Эти требования находят отражение в государственных федеральных общеобразовательных стандартах, которые позволяют следить за уровнем подготовки выпускников средних школ через личностно-ориентированный подход. Этот подход включает универсальные знания, касающиеся важнейших сфер социальной жизни, а также основных видах человеческой деятельности, о возможности достигнуть успеха в какой-то деятельности, ценностные ориентиры этой деятельности; навыки и умения, позволяющие заниматься типичными видами деятельности [1]. В её реализации весьма важная роль отводится урокам английского языка.
Основная часть образовательной программы по английскому языку служит для формирования общей культуры, духовного, нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития обучающихся, для создания основ самостоятельной учебной деятельности, которая обеспечивает развитие способностей к творчеству, социальную успешность, самосовершенствование и саморазвитие, сохранение и дальнейшее укрепление здоровья учеников.
Согласно ФГОС новой редакции эффективность современного учебного и воспитательного процесса должна быть обеспечена за счёт инновации образовательной среды — системы инструментов, ресурсов, и технологий, которые бы обеспечивали выполнение требований, предъявляемых к итогам освоения основной программы образования в образовательном учреждении.
Однако, зачастую требования ФГОС мало соответствуют реалиям сельских школ, где преподавание иностранных языков — это огромная проблема. Связано это, главным образом, с катастрофическим недостатком образованных преподавателей. В настоящее время эти места занимают по большей части совместители либо учителя, имеющие образование на разных, дополнительных курсах (к основной своей профессии), имеющие вследствие этого недостаток компетентности в сфере свободного общения на иностранных языках.
Помимо этого, во время перехода на ФГОС нового образца в сёлах выявились такие проблемы: недостаточное полное овладение проектной деятельностью и формами взаимодействия, а также навыками в коллективном планировании, недостаток оснащенности школьных классов современными техническими инструментами, низкая мотивация школьников в сфере изучения предмета, невозможности общаться с непосредственными носителями языков [3].
В результате перед учителями английского языка в сельских школах встает педагогическая, организационная, и методическая задача: с учётом особенностей (достоинств и недостатков) сельских школ отыскать способы по решению указанных выше проблем для исполнения требований ФГОС. Здесь и способны оказать помощь инновационные технологии.
Одна из последних тенденций — использование при обучении английского языка современных разработок и информационных технологий — электронных учебников, обучающих компьютерных игрушек и пр. Эти меры помогают значительно повысить интерес школьников работе по усвоению новой информации, способствуют повышению увлекательности урока и в некоторой степени увеличивают его темп. Но последнее вовсе не всегда возможно достичь в сельских школах, которых далеко не должным образом технически обеспечены.
Поэтому желательно применять на уроках английского инновационные технологии, которые не требуют значительных материальных затрат. К таким технологиям можно отнести игровые методы обучения, интегрированные уроки, и т. п. Один из путей по реализации ФГОС — интегрированные уроки. В старших классах школы особенно важно проведение интегрированных уроков, поскольку они способствуют обучению школьников применению своих знания в практической жизни. На этом этапе обучения продолжают формировать исследователя, целенаправленно готовят к успешному обучению в стенах ВУЗов и дальнейшему интеллектуальному труду, т. е. создают оптимальные условия для самостоятельной реализации нравственности личности.
Интегрированные уроки направлены на развитие потенциала обучающихся, способствуют побуждению к активному изучению окружающего мира, к нахождению и осмыслению причинных следственных связей, развивают речь, формируют умение обобщать и сравнивать. Формы проведения таких интегрированных уроков должны быть нестандартны и увлекательны. Использование разных типов работы способствует поддержанию внимания учеников на высоком уровне, а это позволяет делать вывод об эффективности развивающей составляющей подобных уроков. Они способствуют снятию утомляемости, перенапряжения обучающихся за счёт возможности переключиться на разные виды деятельности, за счёт повышения познавательного интереса. А это как раз один из возможных путей по реализации системного деятельного подхода в сфере образовании при внедрении ФГОС [2].
Использование так называемых игровых методов во время уроков английского языка способствует воспитанию игровой культуры, оно оправдывает требование учителей общаться только на английском языке, как с учителем, так и одноклассниками. Это позволяет создать для учеников коммуникативно значимые фразы, основой которых являются простейшие с грамматической точки зрения модели, психологически оправдано и даёт эмоциональную привлекательность повторению стандартных диалогов и однотипных речевых моделей.
Новые технологии изменяют роли для участников всего образовательного процесса. Например, учитель отныне должен не просто ретранслировать информацию, но и организовать действия учеников в образовательной инновационной среде. Ученики не получают готовую информацию, а осуществляет следующие действия: выбор, поиск, анализ, систематизация, презентация информации. Указанные интерактивные методы по обучению английскому языку полностью соответствуют требованиям, содержащимся в ФГОС.
Литература:
- Даутова О. Б., Крылова О. Н., Матина Г. О., Пивчук Е. А. Управление введением ФГОС основного общего образования. — М.: КАРО, 2013. — 160 с.
- Куряева Р. О научном подходе к методике преподавания английского языка. — М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2012. — 72 с.
- Пассов Е. И. Урок иностранного языка / Настольная книга преподавателя иностранного языка / М. – Глосса-пресс Феникс-2010. — 640 с.