В статье приводится анализ использования общественного транспорта на примере крупного населённого мегаполиса (Москва), среднестатистического мегаполиса России — города миллионера (Нижний Новгород), а также средне населённого города России (Вологды). В работе особое внимание уделено преимуществам и недостаткам использования транспорта, а также причинам возникновения пробок и заторов в мегаполисах.
Ключевые слова: автобус, метро, транспорт, такси, пассажиры, мегаполис, город, населенный пункт
The article deals with the analysis of the use of public transport on the example of big town metropolis (Moscow), the average of the metropolis of Russia — millionaire (Nizhny Novgorod) and medium populated cities of Russia (Vologda).In the work special attention is paid to the advantages and disadvantages of using transport and causes traffic congestion in Metropolitan areas.
Keywords: bus, subway, transportation, taxi, passengers, metropolis, city, town
В современном мире, особенно в крупных мегаполисах России, все чаще люди сталкиваются с проблемой поездок внутри города. Причиной тому может быть много факторов.
Во-первых, загруженность городских дорог, особенно в утренние часы, когда люди торопятся на работу на своем личном транспорте. Загруженность городских дорог в летнее время во время ремонта дорог спецслужбами, а также в зимнее время во время уборок снега коммунальными службами.
Также одной из важных проблем городских условий обычного обывателя, то есть жителя города, будь то провинциального или мегаполиса, является регулярная загруженность потоков общественного и личного транспорта. Ведь в нашей стране не каждый гражданин может иметь свой личный транспорт, автомобиль, или же водителя с автомобилем, а заказ такси или другого заказного вида транспорта может являться для многих не средством передвижения, а уже роскошью.
В этой ситуации, чтобы добраться от пункта А до пункта В, за неимением финансовой возможности заказать такси, жителя города может выручить только общественный транспорт.
Существуют различные виды общественного транспорта. Например, в городах с населением не более или чуть более 100000 человек, таких как Павлово, Арзамас (Нижегородская область) или Муром (Владимирская область) в основном курсируют только маршрутные автобусы, модели производства ПАЗ или других производителей: МАЗ, Hyundai и др. В крупнонаселённых городах, приближенных к мегаполисам, таких как Владимир, Дзержинск, Пенза и др., помимо автобусов можно встретить такие виды транспорта, как троллейбусы, а также маршрутные такси: газели, форды и микроавтобусы других марок.
Иная ситуация в мегаполисах — городах, население которых превышает 1 000 000 человек (статистика для России). В качестве примера можно привести такие города, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань и др. В этих крупнонаселенных пунктах можно встретить такие виды общественного транспорта, как метро, трамвай, поскольку остальные, вышеперечисленные, виды транспорта не полностью справляются с потоками внутри города.
Инфраструктура мегаполиса с каждым годом развивается все быстрее, следовательно, в мегаполисах возрастает и численность населения. Общественный транспорт, особенно в густонаселённых городах, не справляется с интенсивным потоком населения, а также постоянными пробками.
Исходя из данной проблемной ситуации, большинству горожан приходится пользоваться альтернативными видами транспортов. Так, главной транспортной артерией многих мегаполисов остается метро [1].
По сравнению с другими общественными видами транспорта метрополитен обладает рядом преимуществ.
Во-первых, метрополитен обладает быстрой провозной способностью, от 65000 человек и выше в час, во-вторых, в связи с расширением веток метрополитена, в Москве наблюдается увеличение скорости пассажиропотока в отношении данного вида транспорта. Однако у метро имеется один важный недостаток: пассажиры лишены возможности в случае аварии или другого стихийного бедствия покинуть такой вид транспорта [2].
Если житель в мегаполисе имеет свой автомобиль, то ему, конечно, бы желательно хоть иногда пользоваться услугами общественного транспорта (ОТ), поскольку первоочередная задача ОТ заключается в борьбе с автомобильными пробками и заторами. Так, в Москве личный транспорт еще на начало 2000 гг. перестал удовлетворительно выполнять функции проезда внутри города горожан, например от дома до работы и обратно. Кроме того, по статистике 96 % загрязнения окружающей среды происходит от испарений и выхлопных газов, вызываемых использованием личного транспорта. [2]
Сегодня аналогичную ситуацию можно встретить не только в Москве, но и в других мегаполисах и населенных пунктах России. Если в Москве нет проблем с общественным транспортом, но есть проблемы с пробками, то в Нижнем Новгороде ситуация и с пробками и общественным транспортом в последнее время усложнилась, поскольку наблюдается сокращение муниципальных автобусов, в том числе и коммерческих. «Нижегородпассажиравтотранс» сокращает маршруты из-за сильной изношенности автобусного парка, а деньги на обслуживание транспорта отсутствуют [3].
Исходя из данной проблемы сокращения количества общественного транспорта, жители предпочитают альтернативу передвижения на своем личном транспорте, то есть автомобиле, или же такси. Такой фактор порождает новую проблему, такую как образование пробок и заторов внутри города, особенно в утренние часы, когда большинство граждан едет на работу, и в вечерние часы, когда жители города едут с работы домой.
Также проблема пробок и заторов в Нижнем Новгороде объясняется и отсутствием, в отличие от Москвы, специализированных полос только для общественного транспорта, за использование которых обычному водителю грозит солидный штраф.
Проблему создания специализированных полос будут пытаться решить только в 2017 г., когда будет проводиться подготовка к Чемпионату Мира по футболу 2018 года. Остается лишь проблема финансирования создания отдельных специализированных полос [3].
Проблемы с пробками и общественным транспортом присутствуют не только в крупнонаселенных мегаполисах, таких как Москва, или менее населенных, таких как Нижний Новгород, но также и в других средненаселенных городах России, с количеством жителей в 300–350 тысяч жителей.
В качестве примера мы можем привести такой город как Вологда. К примеру, если раньше общественный транспорт обеспечивал перевозками порядка 98 % жителей региона, то уже в период 2000–2008 гг. наблюдалось значительное снижение популярности общественного транспорта у населения (порядка снижение произошло на 28 %). [4]
Причиной данного обстоятельства является увеличение объема перевозок пассажиров среди субъектов малого предпринимательства (газели и другие коммерческие маршрутки), а также увеличение обеспеченности населения личными автомобилями. [4]
В целом, несмотря на отсутствие популярности общественного транспорта, в связи с его сокращением, он все равно пользуется популярностью у тех граждан, которые не имеют возможности передвигаться на своем личном транспорте, как автомобиль, в силу дороговизны его покупки (если дело касается хорошего автомобиля в хорошем рабочем состоянии), а также его обслуживания. Также общественный транспорт послужит альтернативой, если люди не имеют возможности передвигаться на заказном виде транспорта: такси или же автомобиля с персональным водителем, или же в целях экономии.
Общественный транспорт, например автобус, несмотря на несоблюдение расписания движения по маршруту, а в некоторых случаях и несоблюдение температурного режима внутри салона (например, в холодную погоду температура в салоне автобуса может быть равна температуре воздуха снаружи), будет пользоваться массовым спросом среди граждан России. Кроме автобусов, достаточно «холодным» видом транспорта являются и трамваи.
Также преимуществом общественного транспорта, в сравнении с личным транспортом или такси, является стоимость проезда. Если стоимость проезда на автобусе, троллейбусе или метро фиксирована, то в стоимость использования личного автомобиля будет входить стоимость горючих смазочных материалов (бензин, масла и т.п.), а также расходные материалы (запчасти, резина), а стоимость такси основывается на километраже, что, как правило, гораздо дороже, чем стоимость проезда на автобусе.
Исходя из вышеперечисленных преимуществ и недостатков общественного транспорта, в сравнении с использованием личного или заказного транспорта (такси), можно сказать, что на транспортную ситуацию может влиять множество факторов. Однако в этой ситуации будет играть роль только один важный фактор — финансовые возможности человека, а также его желание. Либо передвигаться с комфортом на своем автомобиле, но тратя денежные средства на бензин и запчасти, а возможно и ремонт (если нет возможности ремонтировать машину самому), или же ездить на автобусе, хоть и с отсутствием комфорта, но экономя значительные денежные средства в личном бюджете.
Литература:
- Балацкий Е.В., Гусев А. Б. Пределы роста мегаполисов. Федеральное интернет –издание «Капитал страны». Электронный ресурс// Ссылка: http://kapital-rus.ru/articles/article/predely_rosta_megapolisov/
- Программа развития наземного пассажирского транспорта Москвы. Комитет Москвичи за трамвай. Москва. 2003. Электронный ресурс// Ссылка: http://tram.ruz.net/committee/articles/project2003/
- Свистунова М. Последний автобус.// Газета «Новое дело, Неожиданный взгляд на мир». Электронный ресурс// Ссылка: http://www.novdelo.ru/post/view?id=57220
- Алиева Ш. Т. , Маланичева Н. А. Общественный транспорт в жизни современного общества. Электронный ресурс// Ссылка: http://pandia.ru/text/78/115/1848.php