В статье рассмотрен инновационный метод моделирования одежды со спиральными винтовыми швами. Предложены несколько способов получения конструкции в данной технике: расчетный, шаблонный, наколки, макетный. Рассмотрены варианты оформления полученных изделий позволяющие усилить эстетические характеристики проектируемых изделий.
Ключевые слова: инновационные методы моделирования, винтовой крой, способ наколки ткани, макетный способ, спиральный шов
Из-за постоянного стремления человека к совершенству и новизне в моде постоянно происходят изменения со сменой материалов, цвета, силуэта, кроя и линий. Современная мода отличается богатством идей и свободой выбора. Сложные конструкции в одежде можно отнести к неизменным и приоритетным модным тенденциям. Однако, при решении творческой задачи создания актуальных модных коллекций, применение традиционных методов проектирования и конструирования не дает возможности развития новым креативным решениям. [1]
Поиск конструктивных решений новых форм авангардного направления в одежде, часто приводит к необычным вариантам, полученным инновационными методами конструирования. Одним из таких методов является «винтовой крой». Бесшовная система обертывания, окутывания фигуры куском материала известна с самых ранних этапов развития человечества, но лишь в современных условиях развития швейного производства, технологии и конструирования, когда-то бесшовная система превратилась в сложную конструкцию со спиральным швом, окутывающим фигуру сверху до низа. Конструктивные линии одежды (боковые и плечевые швы, швы пройм, вытачки и др.) переводятся в декоративные витые линии.
Существует множество вариантов расположения винтовых рельефных швов в изделии. Шов может быть один, проходящий через все изделие, или несколько швов, начинающихся из разных отправных точек. Используя этот метод можно создавать оригинальную нарядную и повседневную одежду: платья, юбки, брюки, блузки, купальники. Эта техника в меру сложна, интересна, позволяет осуществлять творческий поиск и эксперименты с одеждой.
В данном направлении можно выделить несколько способов получения оригинальной конструкции изделия. Это расчетный способ, способ наколки и макетный.
К расчетному способу, основанному на измерения фигуры человека и параметрах основного материала, следует отнести модульное проектирование, где элементом является полоса различной ширины. Данный метод довольно прост, но в то же время актуален, так как позволяет уйти от традиционного кроя, развивает пространственное мышление, полученные в результате изделия, удобны, технологичны, соответствуют конкретному ассортименту. Конструкции, полученные способом обертывания, по спирали довольно просты, часто это прямые формы платья, юбки, рукава, брюки. Широкие резинки, эластичное кружево, ленты, кожа могут стать самостоятельным материалом для создания модели, а не только элементами декора.
Работать можно с полосой различенной ширины, но в пределах максимального значения главного размерного признака. Например, обхват бедер это главный и максимальный по размеру признак для создания юбки и платья. Аналогично обхват плеча для рукава, обхват груди для топа, обхват бедра для брюк. Все главные размерные признаки необходимо принимать в расчет с рекомендованными прибавками для различных видов одежды.
Рассмотрим на примере юбки возможный вариант кроя. Данные для примера Об = 100 см, Ш полосы = 20, Дюб = 80 см. Для выбранных параметров можно приблизительно рассчитать необходимую длину полосы по формуле (1).
Дполосы = (Дюб / Ш полосы + 1)∙ Об, (1)
Дполосы = (80/ 20 + 1) ∙ 100 = 500 см.
Полоса представляет из себя довольно длинный прямоугольник АВСD. Если из точки А на стороне ВС выполнить засечку R = Об, то получим точку Е. То есть отрезок АЕ = 100 см., расположенный горизонтально, это верхний уровень изделия, линия талии, а угол DАЕ это угол наклона винтового шва относительно горизонтали. Убрать излишнюю ширину по талии можно с помощью различных конструктивных приемов: закладыванием вытачек, проектированием кокетки или занизив линию талии и т. п.
Соединив точки А и Е начинаем выполнять винтовой шов соединяя стороны DА и ВС. Полученный ∆АВЕ отрезаем (если линия талии по модели прямая), или используем для оформления. То же происходит и с нижним срезом.
Если использовать вогнутую полосу ткани, выкроенную с определенным радиусом, то можно получить изделие с расширением внизу. Причем чем меньше радиус, тем больше расширение.
Недостатком данного способа является невозможность поместить в винтовой шов раствор вытачки, выполнить приталивание, так как произойдет искажение модуля и нарушится сопряженность одноименных контуров. При выполнении конструкций брюк, рукава, платья появляется необходимость достраивания конструкции в верхней части уже с помощью традиционных контуров (пройма, горловина, окат рукава, средний срез брюк). Но, тем не менее, изделия от этого не перестают быть оригинальными и интересными.
Моделирование сложных форм с рельефными винтовыми швами возможно и с помощью шаблонного моделирования базовой конструкции. Линии рельефных швов наносятся на базовые лекала основы изделия с учетом возможного перевода вытачек в рельефные швы. Шаблоны разрезаются по новым рельефным линиям, затем соединяются по вытачкам, боковым, плечевым срезам. Полученные детали кроя проверяются на сопряженность одноименных срезов, на них наносится необходимое количество контрольных надсечек, конструктивные линии груди, талии и бедер, это значительно упростит дальнейшую сборку изделия. Данный способ, как и предыдущий, не дает наглядного представления о расположении спиральных линий на уже готовом изделии.
Способ наколки. Наколка — это технический прием создания макета с помощью ткани и булавок, работая с манекеном, на котором нанесены основные конструктивные и модельные линии. Благодаря наличию рельефных винтовых швов достигается хорошая посадка изделия на фигуре, но в то же время происходит ограниченность силуэтных форм. Модели, выполненные данным методом, имеют прилегающий силуэт в торсовой части, так как происходит как бы слепок с манекена.
Перед началом работы на манекене наносятся тесьмой линии предполагаемых швов через контрольные точки на груди, талии, бедрах, лопатках, плече. Количество и конфигурация швов может быть различным. Работать следует куском ткани достаточно большой площади, так как направления движения куска в случае с винтовым кроем не всегда предсказуемы. Это довольно усложняет работу.
После подготовки манекена необходимо определить отправную точку дальнейшей наколки (начало, как правило от предполагаемой долевой) и примерное поведение куска в работе, чтобы по возможности избегать надставок ткани. Затем, приложить ткань к выбранной точке или началу линии винтового шва и накалывать ткань по выделенным сегментам. При возникновении напряжения ткани на вогнутых участках, после прикрепления ткани булавками, надсечь ткань или срезать излишки, освобождая ткань от натяжения для дальнейшего продвижения по манекену.
Принцип наколки состоит в том, что накалывается полоса с рельефными краями и производится наколка ткани одновременно с двух сторон. На выпуклых и вогнутых участках ткань меняет свое направление, происходит деформация и натяжение ткани, Поэтому необходимо ее надсекать, срезая излишки, чтобы дать возможность ткани без заломов располагаться на поверхности манекена. Линия низа оформляется согласно модели и может быть расширена. Когда наколка закончена, на полученный макет наносятся конструктивные линии и необходимое количество пронумерованных монтажных знаков. Макет раскалывается и снимается с манекена, полученные детали выкладываются на плоскости для проверки. [2]
В одном из винтовых швах проектируется застежка в области талии, при необходимости в горловине. Если это предусмотрено моделью можно на протяжении всего шва расположить декоративную молнию, которая решит проблему застежки и подчеркнет особенности сложного кроя.
Одним из недостатков данного способа является то, что одноименные срезы верхней и нижней детали могут находиться под разными углами наклона к нити основы. Это может привести к нарушению сопряженности уже при выполнении наколки, так как элемент в косом крое подвержен большему растяжению, чем элемент близкий к долевому направлению. Поэтому для наколки таких моделей рекомендованы ткани с более устойчивой структурой в косом направлении (полотняного переплетения, с высокой линейной плотностью).
Макетный способ. Для получения конструкции данным способом, необходимо предварительно изготовить макет базовой основы изделия из плотной тонкой хлопчатобумажной ткани, любой силуэтной формы, но желательно с классическими конструктивными линиями. На манекен надевается макет и на нем рисуются модельные линии различной конфигурации, но проходящие через все основные конструктивные точки (выпуклости груди, плеча, лопатки, бедер, линию талии). Это, довольно творческий процесс, с применением основных технологических принципов.
‒ все контрольные точки на груди, талии, бедрах, плече, пройме, лопатках должны быть обозначены и учтены;
‒ рельефные линии проводятся через все эти контрольные точки;
‒ на макете отмечаются конструктивные линии и монтажные контрольные знаки.
Количество монтажных надсечек зависит от сложности конфигурации полученных контуров. На особо сложных участках или в местах важных сопряжений следует поставить больше монтажных знаков, чем на более пологих участках. Монтажные знаки на одноименных срезах разных деталей желательно пронумеровать 1–1; 2–2 и тд. Наличие конструктивных линий середины переда и спинки на полученных деталях, значительно упростит дальнейшую сборку изделия
Макет снимается и разрезается по намеченным рельефным винтовым линиям. Если все правила соблюдены, полученные детали кроя легко укладываются на плоскости. [3]
Выполнив коническое или параллельное разведение полученных деталей кроя соответственных сопрягаемых деталей можно при сборке изделия добиться довольно интересных объемных форм в разных местах конструкции.
Данный способ, как и предыдущий, дает наглядное представление о расположении спиральных линий на уже готовом изделии, но является довольно трудоемким из-за необходимости изготовления макета.
Оформление срезов, элементов и деталей конструкции, является важным окончательным этапом в творческом поиске оригинального вида изделия. Точно найденные приемы позволят усилить стилистические характеристики проектируемых изделий. Проделанные усилия конструктора не должны остаться незамеченными и скрытыми от окружающих за темными, поглощающими швы тканями. Линии винтовых швов желательно выполнить более заметными, декорированными кантом, отделочными строчками, притачными молниями. Если это несколько деталей, то их можно выполнить контрастными по цвету и по фактуре.
Мода в одежде с использованием геометрических сложных членений, придающих ей четкий контур, ритм, фактурность, часто меняется, но такая одежда всегда остается востребованной из-за своей оригинальности.
Литература:
- Медведева Т. В. Конструирование одежды: технологии проектирования новых моделей одежды. — М.: Форум, 2010. — 304 с.
- Ермилова В. В., Ермилова Д. Ю., Моделирование и художественное оформление одежды. — М.: Академия 2010. -180 с.
- Кочедыкова М. Н. Винтовой крой // Ателье. — 2005. — № 5. — С. 46–48.