В настоящее время необходимость в инженерах, способных свои знания и возможности воплотить в реальность, возрастает. Текстильная и легкая промышленность в сфере малого бизнеса «начинает новую жизнь». При этом объем информации, сложность учебного материала при изучении инженерных дисциплин в вузах увеличивается, в то время, как время на его освоение ограничено объёмом часов.
В настоящих условиях привычные методы обучения студентов необходимо совершенствовать. Для этого, с целью полноценного и качественного усвоения студентами знаний, получения навыков, а также умения эффективно и творчески их использовать, возникла необходимость создания комплекса технических дисциплин, позволяющего регулировать организацию внеаудиторной работы студентов, предполагающую самостоятельную работу. Преподаватель должен не только трактовать известные постулаты науки, но и подходить творчески, используя современные методы образования, исходя из совместного общения — «преподаватель — наука (теория + практика) — студент», таким образом можно прийти к общему решению поставленных целей и задач. При этом, также, необходимо создать максимально доступные и комфортные условия для самостоятельной работы студентов, в том числе для профессионального развития и образования.
Организация учебного процесса подготовки студентов в системе высшего образования, в частности в области швейного производства, несомненно, должна быть систематизирована. Помимо формирования у студентов общего комплекса знаний, умений и навыков профессиональной подготовки соответствующего направления, следует уделить непосредственное внимание на овладение методами и принципами самостоятельной работы по интеграции получаемых в процессе обучения знаний. Таким образом, привычная модель обучения в рамках групповой аудиторной работы студентов под руководством преподавателя в большей мере должна быть ориентирована на реализацию и подкрепление полученных знаний путем самостоятельного поиска.
Учитывая специфику профессиональной деятельности инженеров швейного производства, необходимо организовать учебный процесс подготовки таким образом, чтобы при изучении известных научно-исследовательских проектов существовала постоянная возможность реализовывать все более современные технологии обучения. Непосредственное взаимодействие ВУЗа с действующими предприятиями отрасли с целью улучшения качества подготовки студентов является одним из этапов эффективного освоения программы подготовки. Как известно, теоретическое обучение должно быть неразрывно связано с практическим. При этом, в процессе практического применения полученных знаний представляется возможность самореализации, воплощения инженерно-творческих идей в реальность и т. д.
Специфика обучения студентов дисциплинам технического направления подготовки от гуманитарного в большей степени отличается насыщенностью работы с различными формулами, таблицами, схемами, графиками, диаграммами, чертежами и т. д. В этом случае не станет лишним дополнительная графическая подготовка будущих инженеров. Учитывая сокращение аудиторного времени занятий с преподавателем в рамках учебного процесса, актуальным будет сочетание самоподготовки с применением освоенного материала и полученных знаний в практическом применении.
В последнее время для оптимизации учебного процесса с целью доступности получения знаний максимально высокого уровня большую часть текстовой информации заменяют на графическую с использованием мультимедийного оборудования. Такой способ имеет преимущественные показатели качества обучения инженеров, т. к. в графическом виде предоставленная студентам информация усваивается более эффективно в силу своей ясности, точности и лаконичности. Тем более, что в условиях современных компьютеризированных способов общения и передачи информации создание мультимедийных учебных пособий не представляет особых трудностей.
Учитывая, что для передачи информации с использованием графических средств необходимо активизировать процессы мышления, позволяющие оценить сущность изучаемого материала, способы применения его в практической деятельности, используя инженерно-творческий рациональный подход. В этом случае, анализируя образное мышление студента, логику его восприятия, можно добиться полного понимания представленного материала. Такая форма обучения является доминирующей при подготовке студентов инженерных направлений.
В последние годы среди молодежи отмечается повышенная активность совмещения трудовой деятельности с учебной. В этом случае немаловажным фактором является способность студента, не пренебрегая ни одной из форм проявления своих возможностей, достичь поставленных целей. В этой связи, как одной из форм обучения является дистанционное общение, предполагающее замену прямого личностного общения между преподавателем и студентом на индивидуальную деятельность обучающегося, учитывая возможность саморазвития и самообучения, согласно графика учебного процесса по направлению профессиональной подготовки. Используя современные средства взаимной передачи информации и ее обмена, студент может самостоятельно изучить учебный материал, сам себя проверить, при этом у преподавателя существует реальная возможность для оценки теоретических знаний, а также оценить умения и навыки в практической деятельности. Этому способствует неразрывная связь администрации ВУЗа с потенциальными работодателями, предлагающими широкий спектр деятельности студентов для прохождения производственной практики.
Для самостоятельного обучения в настоящее время широко применяются контрольно-измерительные тесты по различным направлениям подготовки, в том числе техническим. Эта форма позволяет интенсифицировать процесс обучения, не снижая, при этом, качества приобретенных знаний.
Следует отметить, что авторы работ [1, 23] при разработке тестовых заданий ограничиваются четко определенной областью знаний, которые не в полной мере могут оценить общий профессиональный уровень подготовки студента.
Большинство используемых форм тестовых заданий не позволяют проверить уровень инженерного мышления, а лишь только производят контроль знаний. Специфика тестов по техническим дисциплинам состоит в том, что они составляются на своеобразном «языке техники». Они предполагают использование широкого инженерного кругозора, решения проблем технического характера, при этом способствуют развитию профессионально-творческого мышления. При этом, существует реальная связь между воображением и реальной действительностью. Таким образом, тестирование предполагает соединить воедино сознание, мышление и творчество.
На наш взгляд, целесообразно использовать в процессе обучения и проверки знаний системный многоуровневый подход, включающий объединение специальных (профильных) дисциплин с обобщающими.
Например, в процессе подготовки студентов по направлению «Технология изделий легкой промышленности» (технические науки) изучаются специальные дисциплины: «Технология изделий легкой промышленности», «Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности», «Конструирование изделий легкой промышленности», «Конструктивное моделирование одежды», «Муляжирование» и т. д. Этому должно предшествовать изучение большого количества общепрофессиональных инженерных и художественных дисциплин, называемых базовыми курсами. Такими, в первую очередь, являются: «Математика», «Физика», «Инженерная графика», «Рисунок», «Основы композиции» и т. д.
В результате у обучаемых должно сформироваться целостное восприятие направления их дальнейшей профессиональной деятельности с учетом полученных знаний и навыков. При этом для профессионального становления личности нельзя исключать возможность повышения квалификации за счет собственного опыта и личных творческих и инженерных способностей студента.
Таким образом, для оценки знаний тестирование должно подразумевать комплекс проверки таких составляющих личности, как сознание, мышление, творческий подход к решению поставленных задач. Решение тестовых заданий позволяет оценить полученные знания, а также выявить возможности для использования профессиональных навыков в дальнейшей деятельности студента.
Немаловажным является и то, что в настоящее время широко используются методики обучения с использованием современных информационных технологий. Они позволяют повысить эффективность обучения, предоставляя возможность, производить расчеты с максимально приближенными параметрами, снижая необходимость в реальном технологическом оборудовании [1]. При этом, студент изучает строение технологического оборудования, основными узлами, механизмами, их характеристиками и функциями, знакомится с режимами его работы.
С этой целью для создания интерактивных учебных пособий для освоения технических дисциплин с использованием компьютерной техники необходимо учитывать технические характеристики и параметры технологического оборудования, техническую и рабочую документацию для использования существующего оборудования. Возможно, также, использование профессионального пакета трехмерной графики программы 3D StudioMax компании Autodesk, позволяет реализовать расширенные возможности создания и управления моделей и их анимации, получать разнообразные световые эффекты, создать полную реалистичность изображения [4].
С учетом всех современных технологий обучения хочется отметить, что для формирования личности специалиста в профессиональной деятельности необходимо осуществить переход к высоким технологиям и интенсификации процесса обучения.
Использование в учебном процессе по техническим дисциплинам самостоятельной работы, контрольных тестов, интерактивных и мультимедийных учебных пособий для всех видов учебных занятий, является актуальным.
Литература:
- Потемкин А. Н., Викулов А. С., Романовский Б. В. Использование интерактивных учебных пособий в условиях непрерывного профессионального образования. Современные научные исследования. Выпуск 1. — Концепт. — 2013.
- Аванесов В. С. Форма тестовых заданий. М.: МИСиС. 1991.
- Васильев В. И., Демидов А. Л., Малышев Н. Г., Тягунова Т. Н. Методологические правила конструирования компьютерных тестов. М., 2000.
- Потемкин А. Н., Викулов А. С., Крупнова А. В. Особенности преподавания специальных технических дисциплин в условиях современного высшего профессионального образования. Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2014.