Климатическая доктрина РФ представляет собой систему взглядов на цель, принципы, содержание и пути реализации единой государственной политики РФ в отношении изменений климата. В целях осуществления скоординированных действий всех органов государственной власти и местного самоуправления, направленных на обеспечение безопасного и устойчивого развития РФ в условиях изменяющегося климата, необходимо принятие специального нормативно-правового акта, который на официальном уровне зафиксирует основы политики и технологического развития, позволяющие сохранять и сберегать столь важное для гармоничного развития всего человечества явление как климат. Нормативное закрепление основ экологической политики в области климата позволяет обеспечить защиту климата планеты от излишнего антропогенного воздействия. Климат служит показателем состояния всей окружающей среды. На современном этапе развития юридическая наука и практика должны внести свой вклад в сохранение климата [6].
С учетом размеров территории нашего государства, его географического положения, исключительного разнообразия климатических условий, структуры экономики, демографических проблем и геополитических интересов глобальное изменение климата создает для России крайне опасную ситуацию, которая обуславливает необходимость заблаговременного формирования всеобъемлющего и взвешенного подхода государства к проблемам климата и смежным вопросам, который можно реализовать только на основе комплексного научного анализа экологических, экономических и социальных факторов. Кроме этого, наличие юридической и иной ответственности за вред, причинённый климату планеты, несёт в себе не только карательную функцию, но и позволяет подтолкнуть предприятия различных форм собственности к внедрению в производство нового оборудования и техники, причиняющей меньшее воздействие на нормальное существование климата [7].
На основе анализа Доктрины можно выделить два сценария развития климатической ситуации — позитивный и негативный. В п.27 Доктрины указано, что к одним из отрицательным последствий ожидаемых изменений климата для России относятся деградация вечной мерзлоты в северных регионах с ущербом для строений и коммуникаций [2]. Представляется необходимым разработка и принятие субъектами РФ, на территории которых присутствует вечная мерзлота (к примеру, Республика Саха и Камчатский Край), совместно с федеральными министерствами специальных программ, которые будут направлены на минимизацию последствий изменения климата, а также на недопущение излишнего климатического воздействия промышленных объектов на региональном уровне. Развитие нормативно-правовой базы в области изменений климата является основной предпосылкой создания и эффективного функционирования механизма реализации политики в этой области. Органами государственной власти субъектов РФ, на которых находятся территории опережающего социально-экономического развития, создаются особые условия для экологически безопасного осуществления предпринимательской деятельности. Реализуя ст. 23 ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ», региональные власти могут установить особые, более высокие нормативы по выбросу вредных веществ в атмосферу [1].
Организация работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации конкретных мер, направленных на предотвращение и преодоление угроз национальным интересам в области изменений климата, требует дальнейшего совершенствования законодательства России в указанной области и обеспечения строгого его соблюдения всеми хозяйствующими субъектами. В связи с этим особое значение для предотвращения необратимого изменения климата имеют региональная политика РФ.
Что же касается позитивных последствий изменения климата, упомянутых в Доктрине, то наиболее значимым для развития экономики является улучшение ледовой обстановки, а также условий транспортировки грузов в арктических морях, облегчение доступа к арктическим шельфам и их освоения. «Основами государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» среди главных национальных интересов РФ в Арктике названы сохранение уникальных экологических систем Арктики, а также использование Северного морского пути как национальной единой транспортной коммуникации РФ в Арктике [4]. Для экономики РФ, основу которой составляет нефтегазовый экспорт, разработка новых арктических месторождений является огромным преимуществом на мировых энергетических рынках. Однако недопустимо рассматривать это как абсолютно положительное явление, поскольку одновременное с изменением климата увеличение несбалансированной нагрузки на арктический шельф может вызвать иные, более опасные необратимые экологические, в том числе климатические изменения [5].
Несомненное достижение Доктрины состоит в том, довольно четко закрепляет приоритетные направления научного обеспечения разработки мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат [3]. Условно их можно разделить на:
- доктринальные, т. е. закрепленные в тексте Распоряжения Президента РФ;
- нормативные, т. е. закрепленные в других актах.
Климатической доктриной РФ устанавливаются различные уровни по уменьшению антропогенного влияния на климат. Ценность Климатической доктрины состоит в том, что она позволяет количественно распределить нагрузку по уменьшению влияния на различных уровнях и субъектах, к которым в п.39 Доктрины отнесены федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов и органы местного самоуправления, общественные организации, средства массовой информации, а также домашние хозяйства. Наибольший интерес с точки зрения правоприменения вызывает увеличение доли альтернативных (в том числе неуглеродных) источников производства энергии. Энергетическая стратегия РФ на период до 2030 г. указывает на то, что Россия не только будет сохранять свои позиции на мировом энергетическом рынке как крупнейший поставщик энергоносителей, но и качественно изменит характер своего присутствия на нем за счет диверсификации товарной структуры и направлений российского энергетического экспорта, активного развития новых форм международного энергетического бизнеса и расширения присутствия российских компаний за рубежом. Однако научно-технический прогресс обуславливает развитие более экологически безопасных средств энергообеспечения человека, которые обладают минимальным негативным воздействием на климат. В этой связи мы можем говорит о новом типе общественных отношений, требующий определенного правового регулирования общественных отношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением неуглеродных источников энергии. Климатическая доктрина в данном случае является первым отправным основополагающим актом, который говорит о необходимости внедрения подобных технологий.
Таким образом, Климатическая доктрина РФ — это акт государства, регулирующий на уровне принципов политику государства в отношении климата, а также устанавливающий базовые правила противодействия антропогенному изменению климата.
Литература:
- Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации от 5 января 2015 г. N 1 (часть I) ст. 26.
- Распоряжение Президента РФ от 17 декабря 2009 г. № 861-рп “О Климатической доктрине Российской Федерации”
- Распоряжение Правительства РФ от 25 апреля 2011 г. № 730-р»Об утверждение комплексного плана реализации Климатической доктрины РФ на период до 2020 г».
- Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу: утв. Президентом РФ Д. Медведевым // Совет Безопасности Российской Федерации: офиц. интернет-сайт. 2008. 18 сентября. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/98.html (дата обращения: 02.12.2016).
- Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года // Правительство России: офиц. интернет-сайт. 2013. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/news/432 (дата обращения 02.12.2016).
- Тихомиров Ю. А. Сохранение климата — актуальная задача права // Право экономка. — 2016. — № 6. С. 4–8.
- Хабриева Т. Я. БРИКС: контуры многополярного мира/ Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. «Юриспруденция». 2015.