Под нравственным воспитанием мы понимаем систематическое воздействие на личность с целью передачи ей существующих в обществе нравственных ценностей, с целью развития ее способности к нравственному совершенствованию.Сущностью нравственного воспитания является совокупность нравственных отношений (к Родине, обществу, живой и неживой природе, коллективу, материальным и духовным ценностям, другим людям, к самому себе и т. д.). Причем эти отношения устанавливаются согласно общепринятым в обществе нормам, оцениваемым с позиций добра и зла. Достижения науки, культуры, труда, проявление лучших человеческих качеств (героизма, патриотизма, чувства долга, коллективизма и др.) оцениваются в нашем обществе как добро — они имеют общественно ценный результат. Проявление безнравственности, проступки, правонарушения, негативные качества личности (лживость, лицемерие, ханжество, мещанство, карьеризм и др.) оцениваются с позиций зла, так как несут с собой результат, отрицательный для людей. Цель нравственного воспитания -- формирование у учащихся системы отношений (к людям, обществу, Родине, самому себе), соответствующих моральным нормам. Отношение к труду в этой системе занимает особое место: оно в материализованном, наглядно-вещественном виде проявляет отношение к людям. Центральным является отношение к Человеку как к наивысшей ценности.
Поэтому нравственное воспитание может быть определено как единый процесс воспитания:
– нравственных чувств (совести, долга, веры, честности, ответственности, гражданственности, патриотизма),
– нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
– нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
– нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). [1]
Актуальность данной статьи заключается в том, что вопросы нравственного воспитания человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями.
Выбор темы связан со значительной проблемой влияния социального инфантилизма, скептицизма, нежеланием активно участвовать в общественных делах. Кто как не учитель истории и обществознания, имеющий возможность влияния на воспитание обучающегося должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
Объектом исследованиявыступает нравственное воспитание на уроках истории в группе студентов 1 курса по специальности «электрогазосварщики». Предметомявляется методика обучения нравственного воспитания по истории.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс исследовательских методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга: сравнительно-исторический анализ (изучение и анализ научной, психолого-педагогической и методической литературы, связанной с темой исследования); наблюдение за работой обучающихся во время эксперимента; анализ продуктов деятельности обучающихся.
Гипотеза исследования: мы предположили, что наиболее успешно формирование нравственной культуры будет происходить в следующих условиях:
- В содержание работы учителя будут включены компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления;
- Будет использоваться прием нравственного воспитания;
Источниковая база работыпредставлена беседой в устной форме со студентами 1 курса группы ЭГС-161 (электрогазосварщики) Алданского политехнического техникума г.Алдан. Всего в эксперименте проанализировано 20 ответов в анкетировании.
Опытно-экспериментальная работаосуществлялась в г.Алдан у студентов первого курса. Всего исследованием было охвачено 20 студентов.
Приемом была беседа на тему: «Нравственные понятия». [2] Ребята активно принимали участие в беседе, никто не остался в стороне. Студенты разбирали 13 нравственных понятий. Было предложено ответить на понимание этих терминов:
– Мудрость
– Добро
– Зло
– Совесть
– Справедливость
– Любовь к родине
– Гордыня
– Счастье
– Свобода
– Дружба
– Милосердие
– Долг
– Вина
Приложение № 1
Рис. 1. Ответы студентов группы ЭГС-161
Результат проделанной работы можно вынести к следующим выводам: уровень понимания и ценности нравственных понятий у студентов находится на недостаточном среднем уровне. В группах наблюдается понимания таких понятий, как дружба, зло, добро, любовь (любовь к родине, к родителям, к друзьям), счастье, совесть.
Малый процент занимает понимание души, милосердия, вины. Вот эти чувства у них не проявляется. Тревожным моментам стало то, что обучающиеся считают, что для них важны материальные ценности, у них не заполнена душа, моральные ценности ставят на второй план. Больше они ценят дружбу, любовь, добро;
Результаты методики показали, что у ребят сформировалась неустойчивая нравственная мотивация, из чего можно сделать вывод, что в дальнейшем они будут самосовершенствоваться в данном направлении. Молодые люди научились анализировать, объективно оценивать своё поведение и поведение других, приводили пример из жизни исторических личностей. Наблюдения и анализ поступков показали, что у обучающихся сформировались такие качества, как доброта, отзывчивость, искренность. Они умеют сопереживать и охотно приходят друг другу на помощь. После проработанного эксперимента студенты по-новому посмотрели такие чувства как: милосердие, вина, душа, оставив наилучшие пожелания в дальнейшем.
Литература:
- Педагогическая энциклопедия. М., 1999. С. 153.
- Михеев Б. Н. Формирование гуманистических чувств на уроках истории. // Преподавание истории в школе, 1989, № 5