В статье рассматриваются особенности развития внимания младших школьников в учебной деятельности. Также рассказано о роли учителя и современного урока в развитии данных способностей. Показана взаимосвязь требований современного ФГОС с развитием способностей младшего школьника.
Ключевые слова: внимание, младшие школьники, современный урок, ФГОС, атенционные способности, современный учитель, ораторское искусство, произвольное внимание
Одной из задач современного начального общего образования является реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). ФГОС устанавливает определенные требования к учащимся, освоившим основную образовательную программу, такие как личностные, предметные и метапредметные. Метапредметные требования включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями [1, с.5]. Для успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников необходимо развивать определенные способности, такие как мышление, память, воображение, внимание и др. Обратимся к определению способностей, которое дал В. Д. Шадриков. «Способности — это свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности» [6, с.50]. Иными словами, это то, что помогает нам быть успешными в каком-либо деле. Чем больше у нас способностей, тем больше шансов на успех.
Основной деятельностью младшего школьника является учебная. Ее успешность напрямую зависит от совокупности способностей, которым обладает каждый конкретный ученик. Одними из наиболее важных являются способности внимания (аттенционные процессы). Аттенционные способности — это свойства функциональных систем, реализующих функцию внимания, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности [2, с.99]. Под вниманием понимают не один психический процесс, а определенную сторону психических процессов — направленность, сосредоточенность сознания на объектах или явлениях, предполагающую повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности [2, с.99]. Традиционно внимание характеризуется рядом свойств:
– сосредоточенностью, концентрацией, проявляющейся в отвлечении от всего постороннего, в торможении побочной деятельности и тесно связанной с интенсивностью внимания, которая, в свою очередь, является основой помехоустойчивости;
– объемом, характеризуемым количеством объектов, на которое может быть направлено внимание при условии их одновременного восприятия;
– распределением, обусловливающим возможность одновременного выполнения двух и более видов деятельности (или нескольких действий в процессе одной деятельности);
– переключением — способностью быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям;
– устойчивостью — длительностью сосредоточения на объекте или явлении.
Иногда избирательность внимания выделяют как отдельное его свойство, но большинство исследователей относят избирательность внимания к сущностным его характеристикам и включают в свойство концентрации [2, с.99–100].
Проблема внимания нашла отражение в трудах известных зарубежных психологов и педагогов: Э. Титченер, Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо. Среди отечественных ученых, занимавшихся изучением внимания, выделяются Б. Г. Ананьев, И. Л. Баскакова Л. C. Выготский, Ф. Н. Гоноболин, Н. Ф. Добрынин, С. Н. Калинникова, Я. Л. Коломинский, В. А. Крутецкий, C. Л. Рубинштейн, И. В. Страхов, Г. М. Угарова, Д. Н. Узнадзе, В. Д. Шадриков и многие другие.
Внимание является неотъемлемой частью познавательных процессов, чувств и воли, оно делает успешным весь процесс образования. Зачастую проблемы с усвоением учебного материала, ошибки при выполнении учебных заданий, неумение самостоятельно выполнить порученную работу объясняются не отсутствием у ребенка учебных способностей, не проблемами в развитии познавательных процессов, а недостаточной внимательностью. Чтобы учебная деятельность была успешной нужно, развивать у учащихся такие важные свойства внимания как концентрация, устойчивость и распределение. Большую роль в успешности процесса обучения младших школьников играет развитие произвольного внимания. От того, насколько оно развито, зависит развитие и формирование других когнитивных процессов, таких как память, мышление, а также различные интеллектуальные способности.
Развитие внимания младших школьников невозможно без участия учителя. Именно он выполняет роль «дирижера» в данном процессе. Современный урок дает учителю возможность постоянно поддерживать внимание учащихся на высоком уровне. Смена видов деятельности, использование дидактических игр, работа с электронными учебниками направлено на сохранение произвольного внимания учащихся, что, в свою очередь, обеспечивает высокий уровень усвоения учебного материала. Отдельно хочется отметить работу с электронными учебниками. При их создании учитывались все особенности психических процессов младших школьников, в том числе, аттенционных. Задания составлены с учетом изменения объема внимания от класса к классу, они предполагают различные формы работ учащихся, а также направлены на развитие различных свойств внимания.
Успешное усвоение учебной программы младшими школьниками напрямую связано с реализацией на уроке принципа наглядности. В этом учителю активно помогает использование возможностей интерактивной доски. Интерактивная доска является не только средством для демонстрации наглядности, но и позволяет использовать различные электронные образовательные ресурсы, такие как диски с учебниками, мультимедийные презентации, видеофильмы и т. п. Данный вид работ повышает мотивацию учащихся, активизирует их познавательную деятельность и способствует развитию произвольного внимания.
В процессе обучения младших школьников необходимо развивать такой вид внимания как произвольное. Произвольное внимание — это внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилий [3, с.69]. Данный вид внимания характеризуется различными качествами, показатели которых меняются в зависимости от возраста младших школьников (Таблица 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ произвольного внимания младших школьников
Запоминание символов |
Выделение различий |
Запоминание слов |
|
1 класс |
4 |
3–4 |
5 |
2 класс |
6–7 |
6–8 |
7 |
3 класс |
7 |
8 |
8–9 |
4 класс |
9 |
9–11 |
9–11 |
Данные данной таблицы, основанные на исследовании, проводимом в одной из московских школ, показывают, что уровень произвольного внимания развивается в процессе учебной деятельности. Все эти показатели будут максимально развиваться в том случае, если учитель будет уделять должное внимание данной проблеме. Для этого в любой урок необходимо включать упражнения, которые направлены на развитие каждого из качеств внимания, что позволит развить у младших школьников самый главный вид внимания — произвольное внимание. Наиболее продуктивно данные упражнения работают в том случае, когда даются в игровой форме, так как игра — один из наиболее интересных детям видов деятельности, а то, что интересно, всегда вызывает повышенную активность у детей, в том числе, у младших школьников.
Поддержание устойчивости произвольного внимания у младших школьников зависит от ряда условий. Одним из таких важных условий является интерес к тому, что делает учащийся, то есть к учебной деятельности. Развивать и поддерживать у младших школьников интерес к учебе — важная задача, которая стоит перед каждым учителем. В решении данной задачи большую роль играет применение «оружия», которое есть абсолютно у каждого учителя, — это ораторское искусство. Грамотное владение педагога приемами ораторского искусства может существенно повлиять на весь учебный процесс. С помощью интонации учитель может выделить особенно важные моменты, обеспечить активизацию произвольного внимания на отдельных аспектах изучаемого материала. Младшие школьники очень чутко реагируют на речь учителя и ее эмоциональную окраску, поэтому, используя различные интонационные оттенки, меняя тембр и громкость речи, а также используя прочие ораторские приемы, учитель может путем оценочных и иных суждений стимулировать учащихся к учебной деятельности, включать их в активный познавательный процесс, в ходе которого наиболее полно развиваются все психические процессы, в том числе, и внимание.
Подводя итог данной статьи, можно смело сказать о том, что современный учитель имеет все необходимые средства и возможности для полноценного развития внимания младших школьников. Чем больше у учащихся будет развита такая способность, как внимание, тем они будут более успешны в учебной деятельности.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1–4 кл.): офиц.текст. — М., 2009.
- Диагностика познавательных способностей: Методики и тесты. Под ред. Шадрикова В. Д. Учебное пособие. — М.: Академический проект, 2009. — 544 с.
- Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.
- — М.: Просвещение, 1980. — 352 с.
- Шадриков В. Д., Ансимова Н. П., Корнеева Е. Н. и др. Познавательные процессы и способности в обучении. — М.: Просвещение, 1990. — 142 с.
- Шадриков В. Д. Качество педагогического образования: учеб. пособие. — М.: Логос, 2012. — 200с.
- Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 284 с.