В представленной статье рассматривается актуальная проблема эффективной деятельности административно-правового механизма защиты прав и свобод человека. Вопросы функционирования системы общепризнанных внутригосударственных и межгосударственных институтов, действие и взаимодействие которых направлено на предотвращение нарушений прав человека. Автором проведен анализ механизма защиты прав и свобод человека в Республике Казахстан, важнейшим инструментом обеспечения в условиях формирования гражданского общества является институт Уполномоченный по правам человека.
Ключевые слова: механизм защиты прав и свобод, право, гражданское общество
Всеобщее уважение и соблюдение прав и свобод человека на сегодняшний день входит в число наиболее важных задач, необходимость решения которых стоит перед мировым сообществом.
Вплоть до начала нынешнего века вопросы регулирования прав и свобод человека относились к внутренней компетенции государств. Права человека — носят универсальный характер. Разумеется, объем и эффективность реализации прав и свобод зависит от целого ряда факторов. Главным источником власти в Республики Казахстан является — народ. Согласно ст.40 п.2 Конституции РК «Президент — является гарантом защиты прав и свобод человека и гражданина». В Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Глава государства Н. А. Назарбаев определил «важнейшим вопросом правовой политики реализацию гражданами права на судебную защиту, гарантированную Конституцией». В Республике Казахстан человек, его права и свобода являются высшими ценностями, что закреплено в статье 1 Конституции РК. Права человека неотчуждаемы. Никто не может лишить человека его естественных прирожденных прав — на жизнь, на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу совести, мнений, убеждений, свободу частной жизни и других прав [1].
В своем послании «Сто шагов» лидера нации: путь к развитому государству, Н. А. Назарбаев сказал, что эти реформы — казахстанский ответ на глобальные и внутренние вызовы и одновременно план по вхождению в 30 развитых государств в новых исторических условиях, назвав этот план реформ «Планом нации», осуществление которого должно стать задачей «номер один» на предстоящие 10–15 лет. В 99 шаге Президент Казахстана отметил усиление роли общественных советов при государственных органах, а также акиматах в части обсуждения выполнения стратегических планов и программ развития территорий; бюджетов, отчетов, достижения целевых индикаторов, проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан, особенно их защиту [2].
Административно-правовые формы защиты прав и свобод человека предопределяется, прежде всего, издаваемыми в соответствии с Конституцией и законами, устанавливающими полномочия органов исполнительной власти в конкретных сферах управления и определяющих в этих сферах взаимоотношения органов публичной власти с индивидами, обязанности соответствующих органов и формы защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц. На современном этапе широкое признание получила деятельность Уполномоченного по правам человека в РК, должность которого установлена в нашей стране впервые в 2002 году соответствующим Указом Президента Республики Казахстан.
Данный институт призван защищать прав человека от посягательств должностных лиц, обеспечивать развитие законодательства и правоприменительной практики. Омбудсмен наделен широкими полномочиями по защите и поощрению прав и свобод человека. Вся деятельность Омбудсмена строится в соответствии с международными обязательствами Республики Казахстан по ратифицированным конвенциям ООН и со ссылкой на мировую практику работы подобных учреждений. Конечно, имеются обращения на нарушение трудовых прав, по вопросам жилищных прав, социального обеспечения, реализации прав детей, жалобы на действия/бездействия администрации пенитенциарных учреждений, вопросы, связанные с некачественным и несвоевременным оказанием медицинской помощи, также обращения физических лиц по имущественным вопросам. Таким образом, среди институтов защиты прав человека особое место занимает Уполномоченный по правам человека.
В последнее время в Казахстане с завидным постоянством вспыхивают трудовые, гражданские, социокультурные конфликты, которые было возможно избежать при соблюдении правовых и иных норм человека на начальном этапе. Ситуацию усугубляют сообщения о трудовом рабстве и фактах применения семейного насилия, что напрямую нарушает право на неприкосновенность достоинства человека. В подобных условиях видится перспективным практическое совершенствование судебно-правовой системы, призванной работать на снятие конфликтов, напряженности в обществе. В настоящий момент область защиты прав человека в стране регулируется в соответствии с Конституцией РК, Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период 2010–2020 годы и национальному плану действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009–2016 годы. Как вы знаете, с 1 января 2015 года введен в действие новый Кодекс РК об административных правонарушениях, который был подписан Главой государства 5 июля 2014 года. Разработка законопроекта обусловлена необходимостью приведения положений нового Кодекса в соответствии с положениями законов, принятых в 2014 году, которыми внесены поправки в действующий Кодекс об административных правонарушениях. Кодекс основывается В целях обеспечения общественного порядка и безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций местные представительные органы областей, города республиканского значения и столицы, городов и районов вправе в пределах своей компетенции устанавливать правила, за нарушение которых лица могут быть привлечены к административной ответственности [3].
Помимо внутригосударственного механизма защиты прав и свобод человека, существует международный, который включает универсальный механизм, существующий в рамках системы ООН и региональный механизм, созданный в рамках Совета Европы. Универсальным механизмом является деятельность ООН, которая объединяет 193 государств. ООН разработаны международные стандарты прав человека в гражданской, социальной, экономической, культурной сферах, которые имеют рекомендательный (декларации) или обязательный характер (пакты, конвенции) характер для стран-участников.
Формой регионального сотрудничества государств является ОБСЕ и Совета Европы. На основании Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года в Совете Европы были образованы Комиссия и суд по правам человека, имеющие право рассматривать жалобы государств и отдельных лиц. В настоящее время жалобы рассматривает Единый Европейский суд по правам человека [4].
Проблема прав и свобод человека является в современном мире сложной и многоплановой. Вопрос о проблеме прав и свобод был озвучен на очередной экспертной конференции посвящённой теме: «Развитие и статус института прав человека за 25 лет независимости Республики Казахстан», где было отмечено, что практика защиты прав человека должна соответствовать национальному законодательству и международным обязательствам Казахстана. Ведь Казахстан должен стремиться к последовательному и четкому исполнению международных обязательств в сфере соблюдения прав человека, продолжать реформы, направленные на эффективное осуществление стратегий защиты и продвижения прав человека, в том числе посредством полной реализации Национального плана действий в области прав человека.
Эксперты постоянно занимаются разработкой конкретных рекомендаций, направленных на улучшение защиты основных прав и свобод человека в Казахстане, в частности по вопросам расширения полномочий национальных институтов защиты прав человека, укрепления механизмов гражданского контроля над деятельностью государственных органов, улучшение законотворческого процесса путем содержательного участия гражданского общества и многие другие.
Для того чтобы механизмы защиты прав и свобод человека были действующими, необходимо с помощью системы правовых, организационных, нравственных мер создание в обществе уважения к правам человека, а также комплексного механизма реализации и защиты прав и свобод населения, сочетающего в себе экономические, политические, юридические, административные средства и позволяющего минимизировать случаи нарушения прав человека. Но за 25 лет Независимости стали свидетельством успеха Казахстана, достигнутого под руководством выдающегося государственного деятеля современности Нурсултана Назарбаева. Мы должны стараться вложить свой вклад в наше законодательства, касающегося прав человека, ведь от этого зависит наше будущее.
Литература:
- Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года. Официальное издание.- Алматы, — 2016.
- Назарбаев Н. А. «Сто шагов» лидера нации: путь к развитому государству. — Астана,-2015. http://www.atso.kz/
- Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V. http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31577399/
- Хански Р. Всеобщая декларация прав человека. //Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. — М., -2014.