В статье приведено рассмотрение особенностей внедрения управленческой концепции BPM при процессном подходе к управлению организацией, а также анализ факторов успеха в реализации систем класса BPMS.
Ключевые слова: BPM, бизнес-процесс, BPMS, критические факторы успеха, TQM, BPR, WFM, EAI, BAM, as-is, KPI
В настоящее время многие компании заинтересованы в снижении издержек путем повышения производительности труда и общей оптимизации внутренних бизнес-процессов. На практике этого можно достичь применяя процессный подход в управлении организацией — подход, при котором деятельность компании и анализ ее структуры рассматриваются как совокупность бизнес-процессов. Концепция BusinessProcessManagement (BPM) позволяет эффективно управлять бизнес-процессами предприятия посредством их интеграции с информационными системами.
Несмотря на то, что BPM как сформировавшаяся управленческая концепция достигла определенного положения среди практикующих специалистов, а также как достаточно серьёзная тема в академической среде, знания о BPM-системах остаются недостаточно сформировавшимися.
В настоящее время BPM-системы иногда расцениваются лишь как еще одно прикладное программное обеспечение, в то время как другие специалисты рассматривают его как основание для новой парадигмы. Как следствие, на данном этапе развития не существует достаточного количества научных работ, посвященных анализу систем управления бизнес-процессами класса BPMS. Наиболее значительная работа в этом вопросе была проделана доктором Дунканом Шоу из Бизнес Школы Университета Ноттингема с соавторами в 2007 году, который предложил архитектуру систем класса BPMS в виде пирамиды с двумя основаниями. Первым основанием является субъект, который моделируется, второе основание — связующая информационная система (рисунок 1) [1].
Рис. 1. Архитектура BPMS в виде пирамиды
В связи с данной особенностью появляется вопрос: может ли процесс выбора и реализации BPM-систем быть осуществлен с использованием имеющихся методологий и методов, или же необходим новый или скорректированный метод. Весьма примечательно, что большинство поставщиков ИТ-услуг и интеграторов пренебрегают некоторыми аспектами реализации BPM-систем, поскольку они склонны использовать уже существующие методологии разработки программного обеспечения и принципы управления проектами в процессе внедрения BPM. Следовательно, внедрение BPM-систем рассматривается, главным образом, как обычный проект по разработке и внедрению программного обеспечения.
Главной особенностью развития концепции BPM является то, что данная концепция является разработкой на стыке бизнеса и информационных технологий. Можно выделить конкретные эволюционные факторы, являющиеся предтечей появления BPMS. Со стороны бизнеса: TQM (Всеобщее управление качеством), затем BPR (Реинжиниринг бизнес-процессов) и далее непосредственно BPM (Управление бизнес-процессами). Со стороны информационных технологий: WFM (Управление потоком операций), EAI (Интеграционная программная структура) и BAM (Мониторинг бизнес-процессов).
В 2007 году на базе Университета прикладных наук Утрехта было проведено комплексное исследование по выявлению критических факторов успеха реализации BPM-систем. Методология исследования включала в себя создание специального опросника, включающего в себя вопросы по определениям, терминологии и различным подходам, касающимся BPM-систем. Исследование было проведено среди 925 голландских компаний, также было проанализировано порядка 104 статей и книг. Выявленные критические факторы успеха были специальным образом категоризированы и их количество было сокращено до наиболее значимых, что в конченом итоге привело к снижению общего числа факторов до 55, что позволило выделить пять особенностей, которые необходимо учитывать при реализации BPMS:
- Сфера деятельности компании или организации
- Функции измерения и контроля в рамках деятельности организации
- Проектная область реализации BPMS
- Архитектурные проблемы в рамках проектной области
- Опытные разработки в рамках проектной области
На основе исследования авторами была предложена следующая модель реализации BPMS (рисунок 2) [2]:
Рис. 2. Модель реализации BPMS
На данном рисунке показано, что особенностью данной модели является наличие двух стадий реализации BPMS:
- Проектирование архитектуры
- Стадия разработки
При рассмотрении данной модели, следует отметить, что в большинстве случаев, организация, которая хочет внедрить BPMS, к этому моменту уже будет иметь постоянную организационную структуру с работающими процессами, которые и будут начальной точкой («как есть» — англ.as-is) для реализации. Аналогично, любая организация, которая уже осуществляет деятельность, будет иметь собственный подход к управлению и оценке собственной деятельности. Для предприятий малого бизнеса это, вероятно, будет только анализ финансовых показателей. Для средних и крупных организаций подобные функции осуществляют отделы и подразделения, имеющие информацию о структуре и процессах, происходящих в компании. Чтобы добиться успеха в реализации BPMS, необходимо иметь достаточное количество информации по оценке доступных процессов, которые должны быть смоделированы. В данном случае, можно выделить два вида анализа — оперативный мониторинг, осуществляемый непосредственно по отношению к процессу, и стратегический — анализ групп процессов, осуществляемый на основе ключевых показателей эффективности (KPI).
Литература:
- Shaw, D. R., Holland, C. P., Kawalek, P., Snowdon, B., & Warboys, B. (2007). Elements of a business process management system: theory and practice. Business Process Management Journal, 13(1), 91–107.
- Ravesteyn, P., & Batenburg, R. (2010). Surveying the critical success factors of BPM-systems implementation. Business Process Management Journal, 16(3), 492–507.