Особенности внедрения и факторы успеха реализации BPMS | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 03.12.2016

Статья просмотрена: 288 раз

Библиографическое описание:

Бутузов, С. А. Особенности внедрения и факторы успеха реализации BPMS / С. А. Бутузов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 134-136. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36099/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье приведено рассмотрение особенностей внедрения управленческой концепции BPM при процессном подходе к управлению организацией, а также анализ факторов успеха в реализации систем класса BPMS.

Ключевые слова: BPM, бизнес-процесс, BPMS, критические факторы успеха, TQM, BPR, WFM, EAI, BAM, as-is, KPI

В настоящее время многие компании заинтересованы в снижении издержек путем повышения производительности труда и общей оптимизации внутренних бизнес-процессов. На практике этого можно достичь применяя процессный подход в управлении организацией — подход, при котором деятельность компании и анализ ее структуры рассматриваются как совокупность бизнес-процессов. Концепция BusinessProcessManagement (BPM) позволяет эффективно управлять бизнес-процессами предприятия посредством их интеграции с информационными системами.

Несмотря на то, что BPM как сформировавшаяся управленческая концепция достигла определенного положения среди практикующих специалистов, а также как достаточно серьёзная тема в академической среде, знания о BPM-системах остаются недостаточно сформировавшимися.

В настоящее время BPM-системы иногда расцениваются лишь как еще одно прикладное программное обеспечение, в то время как другие специалисты рассматривают его как основание для новой парадигмы. Как следствие, на данном этапе развития не существует достаточного количества научных работ, посвященных анализу систем управления бизнес-процессами класса BPMS. Наиболее значительная работа в этом вопросе была проделана доктором Дунканом Шоу из Бизнес Школы Университета Ноттингема с соавторами в 2007 году, который предложил архитектуру систем класса BPMS в виде пирамиды с двумя основаниями. Первым основанием является субъект, который моделируется, второе основание — связующая информационная система (рисунок 1) [1].

/Users/stasbutuzov/Dropbox/Учебное/НИР/Статья 1/Рисунки/Пирамида (eng).jpg

Рис. 1. Архитектура BPMS в виде пирамиды

В связи с данной особенностью появляется вопрос: может ли процесс выбора и реализации BPM-систем быть осуществлен с использованием имеющихся методологий и методов, или же необходим новый или скорректированный метод. Весьма примечательно, что большинство поставщиков ИТ-услуг и интеграторов пренебрегают некоторыми аспектами реализации BPM-систем, поскольку они склонны использовать уже существующие методологии разработки программного обеспечения и принципы управления проектами в процессе внедрения BPM. Следовательно, внедрение BPM-систем рассматривается, главным образом, как обычный проект по разработке и внедрению программного обеспечения.

Главной особенностью развития концепции BPM является то, что данная концепция является разработкой на стыке бизнеса и информационных технологий. Можно выделить конкретные эволюционные факторы, являющиеся предтечей появления BPMS. Со стороны бизнеса: TQM (Всеобщее управление качеством), затем BPR (Реинжиниринг бизнес-процессов) и далее непосредственно BPM (Управление бизнес-процессами). Со стороны информационных технологий: WFM (Управление потоком операций), EAI (Интеграционная программная структура) и BAM (Мониторинг бизнес-процессов).

В 2007 году на базе Университета прикладных наук Утрехта было проведено комплексное исследование по выявлению критических факторов успеха реализации BPM-систем. Методология исследования включала в себя создание специального опросника, включающего в себя вопросы по определениям, терминологии и различным подходам, касающимся BPM-систем. Исследование было проведено среди 925 голландских компаний, также было проанализировано порядка 104 статей и книг. Выявленные критические факторы успеха были специальным образом категоризированы и их количество было сокращено до наиболее значимых, что в конченом итоге привело к снижению общего числа факторов до 55, что позволило выделить пять особенностей, которые необходимо учитывать при реализации BPMS:

  1. Сфера деятельности компании или организации
  2. Функции измерения и контроля в рамках деятельности организации
  3. Проектная область реализации BPMS
  4. Архитектурные проблемы в рамках проектной области
  5. Опытные разработки в рамках проектной области

На основе исследования авторами была предложена следующая модель реализации BPMS (рисунок 2) [2]:

/Users/stasbutuzov/Dropbox/Учебное/НИР/Статья 1/Рисунки/Круг (rus).jpg

Рис. 2. Модель реализации BPMS

На данном рисунке показано, что особенностью данной модели является наличие двух стадий реализации BPMS:

  1. Проектирование архитектуры
  2. Стадия разработки

При рассмотрении данной модели, следует отметить, что в большинстве случаев, организация, которая хочет внедрить BPMS, к этому моменту уже будет иметь постоянную организационную структуру с работающими процессами, которые и будут начальной точкой («как есть» — англ.as-is) для реализации. Аналогично, любая организация, которая уже осуществляет деятельность, будет иметь собственный подход к управлению и оценке собственной деятельности. Для предприятий малого бизнеса это, вероятно, будет только анализ финансовых показателей. Для средних и крупных организаций подобные функции осуществляют отделы и подразделения, имеющие информацию о структуре и процессах, происходящих в компании. Чтобы добиться успеха в реализации BPMS, необходимо иметь достаточное количество информации по оценке доступных процессов, которые должны быть смоделированы. В данном случае, можно выделить два вида анализа — оперативный мониторинг, осуществляемый непосредственно по отношению к процессу, и стратегический — анализ групп процессов, осуществляемый на основе ключевых показателей эффективности (KPI).

Литература:

  1. Shaw, D. R., Holland, C. P., Kawalek, P., Snowdon, B., & Warboys, B. (2007). Elements of a business process management system: theory and practice. Business Process Management Journal, 13(1), 91–107.
  2. Ravesteyn, P., & Batenburg, R. (2010). Surveying the critical success factors of BPM-systems implementation. Business Process Management Journal, 16(3), 492–507.
Основные термины (генерируются автоматически): BPMS, BPM, BAM, BPR, EAI, KPI, TQM, WFM, программное обеспечение, проектная область.


Ключевые слова

бизнес-процесс, BPM, KPI, BPMS, критические факторы успеха, TQM, BPR, WFM, EAI, BAM, как есть, as-is

Похожие статьи

Система KPI как инструмент управления эффективностью компании

В статье рассмотрены теоретические аспекты системы ключевых показателей эффективности и ее связь с концепцией ССП, а также процесс разработки системы на примере сельскохозяйственной организации.

Процессный подход в управлении организацией

Внедрение концепции PLM на предприятии

Данная статья посвящена внедрению концепции PLM на предприятии. Приведено краткое описание понятия PLM. Рассмотрены Этапы жизненного цикла, предпосылки перехода на концепцию PLM. Рассмотрены основные способы реализации PLM-концепции.

Подход к разработке изделий с помощью систем и практик SDPD

В статье авторы рассматривают методы проектирования с помощью практик SDPD.

Менеджмент рисков информационной безопасности как непрерывный процесс

В данной статье рассматривается риск-менеджмент как непрерывный процесс. Описываются инфраструктура и процесс менеджмента рисков с точки зрения цикла PDCA. Выявляются преимущества внедрения риск-ориентированного подхода в области информационной безоп...

Развитие CRM с использованием технологий EDI

В статье рассмотрены ключевые понятия CRM и EDI, а также преимущества их внедрения в организации и необходимость последующего объединения технологий.

Цифровизация бизнес-процессов

В данной статье рассматриваются основные аспекты цифровизации бизнес-процессов, обоснована актуальность внедрения цифровых решений, рассмотрены инструменты цифровизации, определены возможные сложности, которые возникают у компаний в процессе цифровиз...

Необходимость документирования и анализа бизнес-процессов для предприятия малого бизнеса

Принципы ESG как фактор финансовой устойчивости коммерческой организации

В статье рассматривается вопрос расширения инструментария анализа финансовой устойчивости коммерческой организации посредством внедрения оценки нефинансовых показателей. Рассматривается возможность внедрения оценки соблюдения ESG-принципов как фактор...

К вопросу о требованиях к моделированию сети деловых процессов на базе IDEF0 в системах менеджмента качества на современном промышленном предприятии

Статья рассматривает применение моделирования по методике IDEF в системе менеджмента качества для описания и классификации процессов по данному направлению деятельности современного промышленного предприятия.

Похожие статьи

Система KPI как инструмент управления эффективностью компании

В статье рассмотрены теоретические аспекты системы ключевых показателей эффективности и ее связь с концепцией ССП, а также процесс разработки системы на примере сельскохозяйственной организации.

Процессный подход в управлении организацией

Внедрение концепции PLM на предприятии

Данная статья посвящена внедрению концепции PLM на предприятии. Приведено краткое описание понятия PLM. Рассмотрены Этапы жизненного цикла, предпосылки перехода на концепцию PLM. Рассмотрены основные способы реализации PLM-концепции.

Подход к разработке изделий с помощью систем и практик SDPD

В статье авторы рассматривают методы проектирования с помощью практик SDPD.

Менеджмент рисков информационной безопасности как непрерывный процесс

В данной статье рассматривается риск-менеджмент как непрерывный процесс. Описываются инфраструктура и процесс менеджмента рисков с точки зрения цикла PDCA. Выявляются преимущества внедрения риск-ориентированного подхода в области информационной безоп...

Развитие CRM с использованием технологий EDI

В статье рассмотрены ключевые понятия CRM и EDI, а также преимущества их внедрения в организации и необходимость последующего объединения технологий.

Цифровизация бизнес-процессов

В данной статье рассматриваются основные аспекты цифровизации бизнес-процессов, обоснована актуальность внедрения цифровых решений, рассмотрены инструменты цифровизации, определены возможные сложности, которые возникают у компаний в процессе цифровиз...

Необходимость документирования и анализа бизнес-процессов для предприятия малого бизнеса

Принципы ESG как фактор финансовой устойчивости коммерческой организации

В статье рассматривается вопрос расширения инструментария анализа финансовой устойчивости коммерческой организации посредством внедрения оценки нефинансовых показателей. Рассматривается возможность внедрения оценки соблюдения ESG-принципов как фактор...

К вопросу о требованиях к моделированию сети деловых процессов на базе IDEF0 в системах менеджмента качества на современном промышленном предприятии

Статья рассматривает применение моделирования по методике IDEF в системе менеджмента качества для описания и классификации процессов по данному направлению деятельности современного промышленного предприятия.

Задать вопрос