Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной системы России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 7612 раз

Библиографическое описание:

Спиридонова, А. А. Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной системы России / А. А. Спиридонова, Е. С. Уварова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 508-511. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36102/ (дата обращения: 18.12.2024).



Реформирование уголовно-исполнительной системы — это трудная, многоступенчатая работа по созданию нормативно-правовых актов деятельности органов и учреждений, которые исполняют уголовные наказания, касающихся гуманизации исполнения наказания, улучшения содержания подозреваемых и обвиняемых.

Проблема гуманизации исполнения наказания неоднократно поднимаются представителями федеральной власти. Впервые была поставлена задача по гуманизации системы уголовного законодательства и исполнения наказания в послании Президента Федеральному Собранию от 18 апреля 2002 года. И начиная с 2002 года, в каждом ежегодном послании затрагивается эта проблема.

11 февраля в Тверской области прошло заседание Госсовета по вопросам совершенствования уголовно — исполнительной системы. Медведев Д. А. отметил необходимость принятия мер по изменению уголовно — исполнительной системы. «Эти меры должны быть направлены на гуманизацию исполнения наказания, улучшению условий содержания подозреваемых и обвиняемых и приведения системы уголовного законодательства к международным стандартам», — отметил Медведев Д. А.

В конституции РФ говорится что, Российская Федерация есть демократическое, правовое государство, где права и свободы человека являются высшей ценностью, а признание, защита и соблюдение их это обязанность государства. (ст. 1, 2). Согласно ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные нормы и принципы международного права являются частью правовой системы РФ и обладают главенством над внутригосударственном правом» [2]. Эти положения находят свое отражение в Уголовно — исполнительном кодексе. В ст. 3 УИК РФ говорится, что «уголовно — исполнительное законодательство РФ и практика его применения основываются на Конституции РФ, общепризнанных нормах и принципах международного права и международных договорах РФ, являющих составной частью правовой системы РФ, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными» [3]. Если в международном договоре установлены другие правила, чем в установленном уголовно — исполнительном кодексе по исполнению наказаний и обращению осужденных, то используются нормы международного договора.

Согласно положению о ФСИН РОССИИ Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Решение об изменении, сложившейся УИС явилось трудным, но необходимым шагом по замене советской модели УИС на более новую, усовершенствованную. Эти преобразования требовали теоретического обоснования, открытости, максимально широкого обсуждения, учета международного и национального опыта.

Существующая система органов и учреждений, входящих в ФСИН России была создана во 2 половине 1990 –х гг., после распада СССР.

В учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации по состоянию на 1 января 2016 года содержалось 646085 человек, что на 25564 человек меньше по сравнению к началу 2015 года. В том числе: в 725 исправительных колониях отбывало наказание 524848 человек или на 26004 человек меньше, из них: — в 127 колониях-поселениях отбывало наказание 31352 человек, что на 8743 человек меньше по сравнению к началу 2015 года; — в 6 исправительных колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы и лиц, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы отбывало наказание 1955 человек или на 58 человек больше, по сравнению с анализируемым периодом. В 218 следственных изоляторах и 101 помещении, функционирующем в режиме следственного изолятора при исправительных колониях, содержалось — 117759 заключенных, что на 357 человек больше. В 8 тюрьмах отбывало наказание 1795 чел. (+ 179 человек).

Общее количество лиц, содержащихся под стражей, остается высоким. В некоторых регионах их число превышает количество мест в следственных изоляторах. Переполнение учреждений приводит к общему ухудшению условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, нарушаются права и интересы, которые осужденных лиц, содержащихся под стражей, увеличивается нагрузка работников УИС и создаются конфликтные ситуации.

Проблема противодействия криминальным структурам требует от общества и государства незамедлительных действий, которые связаны с нейтрализацией внешних и внутренних факторов, создающих угрозу функционирования УИС. Нельзя не согласиться с мнением О. В. Старкова, который говорил, что «учреждения и органы ФСИН России, являясь элементом государственного механизма, реализуют государственное принуждение в отношении лиц, представляющих для общества повышенную опасность [1, с. 8].

К положительным чертам современной уголовно — исполнительной политики можно отнести отражение целей, направлений и основных средств исполнения политики в официальном документе.

Утвержденная распоряжением Правительства 14 октября 2010 года Концепция развития уголовно — исполнительной системы РФ до 2020 года предполагает три этапа. Основным мероприятием первого этапа (2010–2012) является разработка нормативно — правовых актов, направленных на реализацию Концепции, в которой должны входить положения не только федеральных законов, но и обязательно Уголовного и Уголовно — исполнительного кодексов РФ. Хотелось бы отметить, что весьма активным был процесс законотворчества в этой области: за период с 2011 по 2012 было принято 12 федеральных законов с поправками в УИК РФ и 19 федеральных законов, содержащих поправки в УК РФ.

Уголовно — исполнительная система при исполнения наказания ориентируются на международные стандарты соблюдения прав человека. Об этом свидетельствуют положения, упомянутые в данной Концепции. В сфере материально — бытовых условий предлагается завершение к 2017 году строительство и ввода в эксплуатацию 26 следственных изоляторов, условия содержания в которых будут соответствовать европейским стандартам. Это позволит устранить основания обращения граждан в Европейский суд по правам человека. Утвержденная в 2012 году разработка новых видов вещевого довольствия для осужденных, которая отвечает международным стандартам, будет реализована в полном объеме к 2015 году. В соответствии с международными стандартами обеспечение продовольственной безопасности и независимости УИС от колебаний положения рынка продуктов питания, оптимизация системы закупок для нужд УИС и переход на повсеместное использование электронных торгов по закупкам товаров для нужд УИС.

В настоящее время осужденным, которые отбывают наказание за тяжкие преступления в условиях строгого режима положено два краткосрочных свидания в год. Перевод из строгого режима в обычный может произойти не раньше 10 лет. Это означает, что пожизненно осужденные получают право на длительное свидание через 10 лет и только за хорошее поведение. В целях гуманизации уголовного законодательства Министерство Юстиции РФ подготовило поправки в УИС, которые дают право осужденным за тяжкие преступления, в том числе пожизненно осужденным на одно длительное свидание в течение года.

На наш взгляд, наиболее важной проблемой является утрата социального статуса личности осужденного, которая опасна тенденцией к увеличению рецидивов преступления. По данным переписи на ноябрь 2015 года:52,9 % не учились и не работали до осуждения; 77,1 % — не состояли в браке, а у половины тех лиц которые состояли в браке, брак во время отбывания наказания был расторгнут; 68,8 % — не получали от родственников денежного перевода; 56,5 % — не имели краткосрочный свиданий; а 66,1 % — не имели длительных свиданий. Из этого можно сделать вывод, что осужденные все меньше имеют перспектив закрепиться в социуме. В качестве решения этой проблемы, мы можем предложить восстановление поддержания осужденных связи с семьей, родственниками и следует также оценить систему введения в уголовно — исправительные учреждения социальных лифтов. Система исполнения наказания с использованием социальных лифтов стимулирует осужденных к законопослушному поведению. Для лиц, которые заканчивают отбывать длительное наказание, предоставить возможность прохождения специального тренинга, а для некоторых категорий осужденных — предоставление возможности перевода в колонию поселения с разрешением выездов к месту предполагаемого проживания. Также создание условий для подготовки освобождающихся лиц через службу пробации, создание которой предусматривается Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.

Заслуживает внимание предложение председателя правительства РФ о замене одного вида наказания другим более гуманным, когда это возможно. Например, замена лишения свободы на исправительные работы. Гуманнее относится не только к тем, кто отбывает срок в местах лишения свободы, но и к тем, кто содержится под стражей, применяя альтернативные меры — залог, домашний арест, штрафы, ношение электронных браслетов.

Наиболее важной перспективой развития уголовно-исполнительной системы, на наш взгляд, можно считать введение отношения к собственному здоровью в качестве критерия оценки степени исправления осужденного. На 1 января 2015 г. более 90 % осужденных и лиц, которые содержались в следственных изоляторах, стояло на диспансерном учете по поводу различных заболеваний, 433,7 тыс. — больны социально — значимыми заболеваниями в том числе 72, 46 тыс. — психическими расстройствами, 40,77 тыс. — активным туберкулезом, 62,04 тыс. — наркоманией, 42,47 тыс. — вирусным гепатитом, 26,32 тыс. — алкоголизмом. Более 25 тыс. осужденных являются инвалидами.

Это позволит осужденным следить за своим собственным здоровьем и участвовать в исправительном процессе, не дожидаясь ухудшения собственного здоровья и получения дополнительной льготы в период отбывания наказания.

Мы считаем, что в отношении больных, которые освободились из мест лишения свободы, нужно принять соответствующий закон, который бы регламентировал объем, порядок оказания социальной помощи, полномочия органа, который контролировал проведение социальной помощи.

Необходимо ввести в УК РФ четкое правило об отбытии наказания в субъекте РФ, где проживают члены его семьи. Это необходимо для лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями. Помощь семьи, как в период отбывания наказания, так и после освобождения будет способствовать поддержанию социально-полезных связей.

В сфере совершенствования исполнения наказания в исправительных учреждениях требуется повышение профессиональных знаний и правовой культуры сотрудников УИС, внедрение в ее деятельность современных технологий. Одновременно складывается ситуация нехватки учебных заведений ФСИН РОССИИ во многих регионах РФ, что затрудняет обучение личного состава.

Хотелось бы обратить внимание на то, что в настоящее время предпринимаются меры по гуманизации условий содержания под стражей. Министерство юстиции разрабатывает проект Федерального закона «О внесении изменений в уголовно — исполнительный кодекс». Осужденные, которые отбывают наказание в колониях, могут проживать в общежитиях в количестве не более 10 человек. Для осужденных, которые отбывают наказание в строгих условиях, планируются установить ограничения до 4 человек. Несовершеннолетние осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях будут проживать в общежитии, но не более 4 человек. Необходимость таких норм обусловлено тем, что содержание осужденных в общежитиях в пределах 50–100 человек не ставит задачи исправления осужденного и предупреждение новых преступлений. Содержание осужденного в общежитиях отрядного типа противоречит задачам УИК в части охраны прав и законных интересов осужденных, а также в части оказание помощи в социальной адаптации осужденного в обществе.

В заключение хотелось бы сказать, что реформа УИС требует не только от сотрудников, но и от общества и государства искоренения негативных причин и условий. Эту проблему можно решить только совместными усилиями.

Литература:

  1. Старков О. В. Криминопенология: учеб. пособие / О. В. Старков. М., 2004. 550 с.
  2. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации): от 12.12.1993 (в ред. от 21.07.2014 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
  3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ (в ред. Федеральных законов от 08.01.1998 № 11-ФЗ, от 21.07.1998 № 117-ФЗ, от 24.07.1998 № 125-ФЗ, от 16.03.1999 № 49-ФЗ, от 09.03.2001 № 25-ФЗ, от 20.03.2001 № 26-ФЗ, от 19.06.2001 № 85-ФЗ, от 11.06.2003 № 75-ФЗ, от 08.12.2003 № 161-ФЗ). «Российская газета» от 16.01.1997.
  4. Борсученко С. Характеристика нарушений прав человека при отбывании наказания в виде лишения свободы // Преступление и наказание. — 2006. — № 2. — С. 10–12.
  5. Крайнова Н. Особенности правового статуса и ресоциализации неоднократно судимых лиц, отбывших уголовные наказания // Преступление и наказание. — 2006. — № 1. — С. 23–25.
Основные термины (генерируются автоматически): исполнение наказания, осужденный, исполнительный кодекс, РФ, исполнительная система, Конституция РФ, лицо, наказание, РОССИя, собственное здоровье, уголовно-исполнительная система, уголовное законодательство.


Похожие статьи

Понятие, цели и задачи правоохранительной политики в Российской Федерации

Состояние и перспективы развития института местного самоуправления в современной России

Современная система гражданской обороны в Российской Федерации. Состояние, перспективы развития

История становления и развития органов исполнительной власти в Российской Федерации

Анализ современного состояния и тенденции развития налогового контроля в Российской Федерации

Проблемы агропромышленного комплекса и перспективы его развития в современной России

Проблемы и перспективы развития конституционного судопроизводства в субъектах Российской Федерации

Особенности становления и развития правосудия в Российской Федерации

Пространственное развитие системы высшего образования в РФ

Анализ современного состояния и тенденций развития медицинской промышленности в России

Похожие статьи

Понятие, цели и задачи правоохранительной политики в Российской Федерации

Состояние и перспективы развития института местного самоуправления в современной России

Современная система гражданской обороны в Российской Федерации. Состояние, перспективы развития

История становления и развития органов исполнительной власти в Российской Федерации

Анализ современного состояния и тенденции развития налогового контроля в Российской Федерации

Проблемы агропромышленного комплекса и перспективы его развития в современной России

Проблемы и перспективы развития конституционного судопроизводства в субъектах Российской Федерации

Особенности становления и развития правосудия в Российской Федерации

Пространственное развитие системы высшего образования в РФ

Анализ современного состояния и тенденций развития медицинской промышленности в России

Задать вопрос