Статья посвящена организации исторического краеведения в общеобразовательных школах. Одной из ключевых проблем является недостаточное внимание педагогов к памятникам археологии. Вместе с тем, использование памятников археологии в курсе исторического краеведения имеет широкий как образовательный, так и воспитательный потенциал. В статье представлены возможности организации краеведческой работы на примере памятников археологии Саткинского муниципального района Челябинской области.
Ключевые слова: краеведение, памятники археологии, Айские писаницы, геоглиф, Сикияз-Тамакский пещерный комплекс
Краеведение — школьный предмет, посвящённый комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты. Содержание курса разнится в зависимости от региона. В учебный курс могут входить сведения о рельефе местности, почве и геологическом строении, водных путях, флоре и фауне, населении и промышленности, истории, археологии.
Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Цель краеведческого образования — способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации.
Содержание, организационные формы и методы школьного краеведения определяются целями и задачами учебно-воспитательного процесса в школе, требованиями учебных программ, особенностями исторического прошлого, конкретными природными и социально-экономическими условиями родного края.
Согласно устоявшимся представлениям, предмет краеведения имеет, как и история, три измерения: прошлое, настоящее и будущее. Изучение родного края позволяет осознать, что каждый человек — соучастник прошлого, настоящего и будущего, что корни человека — в истории и традициях семьи, своего народа, края, в котором живет человек. В этой связи открывается еще один важный аспект краеведения в контексте развития гражданского общества.
Для изучения прошлого необходимо в рамках краеведения обратиться к археологии. Археология — наука о древности. Археологическая культура — это комплекс археологических памятников (жилищ, орудия) объединённых общей территорией, одним временем и характеризуемых общими чертами.
Памятники археологии — одна из самых многочисленных групп памятников. Археологические памятники разнообразны, они охватывают временной период от древних времён до средневековья. Это — селища, городища, грунтовые могильники, курганные группы, пункты древней металлургии, места обнаружения предметов археологии. Памятники археологии доходят до нас чаще всего в виде культурного слоя, образованного из смеси земли с остатками материальной культуры древних людей Культурный слой редко залегает на поверхности, как правило, его перекрывает поздний по времени грунт.
Использование памятников археологии в организации краеведческой работы позволит вооружить школьников знаниями и навыками, необходимыми для дальнейшей самостоятельной историко-краеведческой работы — навыками работы с письменными источниками в архиве, в музее, в библиотеке, методикой полевых археологических исследований, основами знаний в области исторической топонимики, музееведения, архивного дела.
Значение исторического краеведения велико и многообразно, оно ведёт к проблемному пониманию исторического материала, формирует навыки самостоятельного исторического исследования, воспитывает любовь к родному краю и к своей Родине.
Особенностью использования археологических памятников в организации краеведения является их тесная связь с локальными исследованиями, в которых школьники сами могут принимать непосредственное участие. Одной из форм работы, позволяющей школьникам приобщиться к археологическим исследованиям, является экскурсионная практика.
Подробно экскурсионная практика работы со школьниками в ходе изучения памятников археологии освещена в трудах известного историка, исследователя Южного Зауралья, Н. Б. Виноградова.
Он указывает на то, что проведение экскурсий школьников средней школы к памятникам истории древних культур представляет известную сложность. Отмечает то, что с одной стороны трудности эти вызваны отсутствием у учащихся системы представлений о древней и средневековой истории края с опорой на материалы археологии. С другой стороны современное состояние абсолютного большинства местных археологических памятников не способствует их активному вовлечению в экскурсионную деятельность. Н. Б. Виноградов указывает что плачевность эта вызвана преимущественно антропогенным воздействием на сами памятники (варварские варианты посещения туристами пещер с живописными изображениями эпохи позднего палеолита и тотальная распашка склонов долин рек с уничтожением культурного слоя сотен памятников археологии и современные надписи на приозерных скалах с древними рисунками и многое другое).
Яркие образы горнолесной зоны Южного Урала прошедших тысячелетий — благодатный сравнительный материал, дающий большие возможности для развития познавательных интересов школьников. Это утверждение актуально в силу крайне небольшой «мобильности» школьников, поскольку их представления о родном крае, как правило, ограничены пределами района проживания.
К сожалению, памятники археологии недостаточно используются в практике местного школьного краеведения. Одна из главных причин — значительная часть памятников археологии еще не введена учеными системно в научный оборот. Соответственно, нет и методического обеспечения подобных экскурсий, столь нужного для учителей школ и преподавателей системы дополнительного образования. Ещё одной из актуальных проблем организации и проведения экскурсии, является её экологический аспект. Необходимо формировать бережное отношение школьников к окружающей природе, к наследию прошлого. Важно обсудить также вопрос о непосредственном участии детей в деле охраны природы и памятников древних культур.
Экскурсия к памятникам археологии должна осуществляться в рамках сохранения исторического наследия и бережного отношения к нему. В 2013 году вышел Федеральный закон от 23.07.2013 № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии». Согласно закону, запрещен поиск и изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа). В том числе с использованием специальных технических средств поиска (металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства). В законе даются четкие определения. Так, под культурным слоем, понимается слой земли, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.
Поэтому экскурсия к памятникам археологии должна иметь просветительские и воспитательные цели и предназначена исключительно для любознательных, неравнодушных, интересующихся далёким прошлым, школьников. Изучение древней и средневековой истории горнолесной зоны Южного Урала лишь начато, но уже вполне очевидно, что много волнующих открытий ожидает исследователей.
На территории Саткинского района Челябинской области расположено значительное количество памятников археологии, которые являются уникальными свидетельствами истории заселения территории горнолесной зоны Южного Урала древним человеком. Рассмотрим относительно новые по дате открытия и уже привлёкшие к себе внимание широкой общественности: Айские писаницы, геоглиф Зюраткуля и Сикияз-Тамакский пещерный комплекс.
В Саткинском муниципальном районе Челябинской области на реке Ай есть шедевры древней живописи. Айские петроглифы или писаницы являются безусловно одной и достопримечательностей реки Ай и представляют большой интерес для ученых.
Писаницы — петроглифы на реке Ай представляют собой рисунки на береговых скалах-притёсах и состоят из нескольких групп. Обнаруженных археологами Уральских писаниц на реке Ай две: Ваняшкинская и Межевская.
Изображения нанесены под навесом на блоках с взаимно перпендикулярными плоскостями, на выс. ок. 7 м над водой.
В левой части — наклонный ряд из 5 вертикальных отрезков, отдельная вертикальная линия, двойной вертикальный зигзаг, изображение антропоморфного существа, косой крест, ряд из 7 вертикальных отрезков и неопределенный изобразительный мотив (предположительно остатки сетки). В правой части — рисунок птицы, двойной вертикальный зигзаг, неполная фигура копытного, под которой обнаружено 2 ряда вертикальных отрезков и фрагменты 2 горизонтальных зигзагов. В стороне от рис. изображено антропоморфное существо с «раздвоенной» головой.
Данная писаница по сути дела памятник наскального искусства народов Евразии. Это древнее природно-историческое святилище, оставленное далёкими предками нам на вечные времена. На сегодняшний день Айские петроглифы являются одной из многих достопримечательностей реки Ай. В летний период к ним проявляют интерес не только учёные археологи, но и многочисленные туристы.
Знаменитый геоглиф Зюраткуля расположен в России, на Урале, на юго-восточном склоне хребта Зюраткуль, в направлении одноимённого озера. Высота места — 860 метров над уровнем моря. Геоглиф — нанесённый на землю геометрический или фигурный узор, как правило, длиной свыше 4 метров. Многие геоглифы настолько велики, что их можно рассмотреть только с воздуха. Обнаружен в 2011 году местным краеведом Александром Шестаковым. Впервые он наткнулся на странные тропинки в туристическом походе в 1989 году. Позже, исследования снимков позволили определить фигуру, напоминающую лося. В длину фигура составляет 218 метров, по диагонали — 270 метров. Общая длина линии — около 2 км., ширина — около 5 метров. Наклон площадки с геоглифом относительно небольшой, ногами фигура расположена в сторону вершины горы. Это позволяет предположить, что и обзорная площадка для осмотра фигуры древними людьми находилась там же. Контуры фигуры выложены камнями, размером примерно 20–30 см.
По предварительной оценке, Зюраткульский геоглиф был создан во времена неолита — раннего железного века (VI тыс. до н. э. — I тыс. н. э.). В настоящее время геоглиф Зюраткуля считается одним из древнейших изображений, созданным человеком.
Сикияз-Тамакский пещерный комплекс. Сикияз-Тамак — это пещерный комплекс в Саткинском районе Челябинской области, почти на границе с Башкирией, в долине реки Ай, на правом берегу, недалеко от деревни Сикияз-Тамак. Пещерный комплекс расположен в 36 километрах от города Сатка, ближайший населенный пункт — деревня Алексеевка. Был открыт в августе 1995 г. группой челябинских спелеологов-археологов (С. М. Баранов, В. И. Юрин).
Сикияз-Тамак — это редкое явление, которому нет аналогов в мировой практике. Здесь природа создала естественный музей, в котором тесно переплелись ландшафт, растительный и животный мир, следы пребывания древних людей. Считается, что это самый крупный в мире локальный пещерный комплекс, вместивший в себя 42 карстовые полости (пещеры). Полости представлены в виде: сквозных пещер, простых пещер, пещер-лабиринтов, карстовых арок и мостов, гротов, скальных навесов.
В пещерах комплекса обнаружены орудия труда и предметы быта людей каменного и бронзовых веков, оружие и украшения, черепки керамических сосудов. В дальнем зале пещеры Сквозная Сикияз-Тамакская обнаружили подземное святилище с черепами пещерных медведей. Интересный факт: в одном шурфе комплекса найдены кости животных всех природно-климатических зон Урала от тундры до степи, в том числе ископаемых. Почти во всех пещерах Сикияз-Тамака также обнаружены кости мамонта, первобытного бизона, льва, шерстистого носорог, пещерного медведя, гиены и других животных прошедших эпох.
Всего на самом Сикияз-Тамаке и его окрестностях зафиксировано около 250 подземных объектов. В постановлении 1999 года Законодательного собрания Челябинской области 12 объектов названы археологическими памятниками; официально в комплекс вошли 42 пещерных объекта. Археологические и спелеологические исследования на Сикияз-Тамаке продолжаются по сей день. Рядом с одной из пещер комплекса заложен самый большой шурф Челябинской области, его глубина составляет 6,04 метра. В настоящее время богатый археологический материал передан в Саткинский краеведческий музей.
Памятники археологии являются уникальным материалом для научных исследований, а также имеют колоссальный потенциал для осуществления образовательной и воспитательной работы. Одним из примеров такого применения наследия прошлого в образовательной практике — организация краеведческой работы в школах, территориально расположенных в районах нахождения памятников археологии.
Нужно отметить, что краеведение подразумевает не только знания о местном крае, но и пути познания, поиска и распространения этих знаний. Это не только способ сохранения и освоения исторического опыта, но и обретение личного опыта, возможность социализации подростка, вовлечение ребёнка в деятельность наравне с взрослыми. Другими словами, это способ сохранения и освоения исторического опыта. В этой связи краеведение является мощным воспитательным фактором, средством развития патриотизма, любви к своей «малой родине». Краеведение позволяет приблизить историю страны к уровню зримых, конкретных её проявлений о родном крае, наполнить, её персоналиями, показать, что каждый человек является объектом и субъектом истории, воспитывать уважение к истокам нашим, родной земле, языку, народным преданиям, обрядам и традициям. Поэтому введение краеведческого материала в программу средней школы, знакомство с памятниками археологии, экскурсионная практика приобщают учащихся к историческому процессу, являются школой познания и методики мышления, школой воспитания историей и культурой.
Литература:
- Виноградов Н. Б. Страницы древней истории Южного Урала: Учеб. для учащихся общеобразоват. шк., гимназий, лицеев, колледжей [Текст] / Н. Б. Виноградов. — Челябинск: Южно-Урал. кн. изд-во, 1997. — 160 с.
- Ермолаева Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению [Текст] / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 3. – С. 40–47.