Категория «потребность» имеет множество значений, так как различные общественные науки исследуют разные стороны потребностей. Психологическая трактовка категории «потребность» акцентирует внимание на реакции в самом организме носителя потребности, то есть выделяется ее субъективная сторона.
Примеры такого видения можно найти в работах следующих авторов:
И. А. Иванова: «Потребность личности есть переживание какой-то недостаточности. Без этого переживания потребности быть не может» [1, с. 29]; Д. А. Кикнадзе: «Потребность выражает собой состояние индивида» [2, с. 10]; Ю. В. Шарова: «Потребность является определенным состоянием организма» [3, с. 20]; А. Г. Ковалева: «Потребности — фундаментальные состояния личности, имеющие тенденцию определять направленность личности» [4, с. 19] и др.
Особенностью этой точки зрения является то, что потребность рассматривается как влечение, как явление сознания — без учета реального, объективного противоречия между субъектом и объектом. Другие исследователи исходят из единства объективного и субъективного в потребностях, исходя из того, что потребности есть побудительные силы деятельности, выступающие как побуждение и цель. Потребность не может быть просто отнесена либо к объективным факторам и условиям, либо к субъективным внутренним побудительным силам — она представляет собой органическое сочетание (единство) объективных и субъективных моментов.
Таким образом, сторонники этого второго направления указывают на двойственную природу рассматриваемого явления. В социальной психологии существуют позиции, близкие к этой точке зрения, согласно которым потребности рассматриваются как психологические реальности, отражающие отношение человека к объективному миру.
Наконец, третья группа исследователей считает потребность объективным явлением, полагая, что потребность есть реальная нужда личности, социальной группы или общества в определенных явлениях и предметах окружающего мира. Эти авторы определяют ее как «внутреннюю необходимость живого организма или человеческого существа» [6, с. 7] или как «практическое проявление необходимости».
С пониманием потребности как чего-то объективного можно согласиться в том случае, если под потребностью подразумевать реальное противоречие, возникающее между субъектом и объектом как порождение социальной системы в целом. Тогда потребность — противоречие, порождаемое всем ходом общественной практики и проявляется в виде влечения в субъективной сфере, которое, в свою очередь, реализуется прежде всего в процессе производственно-потребительской деятельности.
Исходя из этого изучение потребности как социально-объективного явления должно осуществляться и осуществляется в пределах общесоциологической теории. Понимание потребности как объективного явления вызывает определенные трудности. Надо иметь в виду, что бытие самого общественного субъекта определяется объективными условиями жизни: ни отдельный человек, ни социальная группа, ни общество в целом не в состоянии выйти за пределы, поставленные объективными факторами развития общественного производства.
Ведь известно, что степень развития общественных потребностей зависит не от сознания социального субъекта самого по себе, а от состояния и уровня развития реальной связи «субъект — объект». Определяющим фактором всегда остается одно: достигнутый к данному моменту исторического развития уровень общественного производства. Побудительный момент, скрытый в потребности, зависит от состояния реальной связи «субъект — объект», а уровень развития и удовлетворения потребностей — от объективных условий, порождаемых соответствующим уровнем развития общественного производства. Это и определяет объективный характер потребности, рассматриваемой в рамках общей социологии. В силу этого сущность самого социального субъекта оказывается объективно детерминированной: «Производство доставляет потребности не только материал, но и материалу потребность.
Предмет искусства — то же самое происходит со всяким другим продуктом — создает публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой. Производство создает, поэтому не только предмет для субъекта, но также и субъекта для предмета» [7, с. 144].
Добавлю, что общее значение понятия «потребность» выражает свойство всего живого, составляющее первоначальную, исходную форму его активного, избирательного отношения к условиям внешней среды.
Литература:
- Иванов И. А. Некоторые вопросы воздействия общественной психологии на личность // Личность как объект психологии. — Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1988.
- Кикнадзе Д. А. Потребности. Поведение. Воспитание. — М.: Мысль, 1968.
- Шаров Ю. В. Вопросы психологии духовных потребностей. — М: Мысль, 1980.
- Ковалев А. Г. Психология личности. — М.: Мысль, 1975.
- Маргулис А. В. Проблема потребностей в историческом материализме. — Белгород: Изд-во Белгородского университета, 1971.
- Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. — М.: Наука, 1979.