Реализация проектной технологии на базе социальной сети «ВКонтакте» при изучении курса биологии за 9 класс
Гусева Мария Вячеславовна, магистрант
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского
В статье представлен опыт разработки проектной работы по теме «Сохраним лесное биоразнообразие» на базе социальной сети «ВКонтакте» при изучении курса биологии 9 класса.
Ключевые слова: метод проектов, проектная технология, проектная работа, социальная сеть, лесной биоценоз
Постоянные темпы развития школьного образования заставляют задумываться об изменении методов и способов организации обучения учащихся. Многие педагоги-новаторы, например, М. А. Данилов, В. Ф. Шаталов, А. М. Новик, А. М. Матюшкин, М. И. Т. В. Кудрявцев, С. Т. Шацкий и другие, акцентируют внимание на активном участии школьника в учебном процессе, благоприятно сказывающемся на усвоении знаний на более высоком уровне: знания, добытые самим учеником, закрепляются в его памяти прочнее, чем те знания, которые он получил в готовом виде из уст учителя [2, 6, 7]. Так, в современном образовательном процессе субъект-объектные отношения учителя и ученика сменяются субъект-субъектными: ученик обучается под руководством учителя, вступая с ним в диалог, становясь на одну линию активного участия в образовательном процессе и самостоятельного получения знаний. Развитию названных отношений способствует внедрение в школу новых федеральных государственных образовательных стандартов. В связи с этим в практике массовой школы широкое распространение получают активные методы обучения, педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
В последнее десятилетие набирает обороты развитие проектной деятельности учащихся. Метод проектов появляется ещё в 20-е годы прошлого столетия. Основоположниками проектного обучения являются американские педагоги Дж. Дьюи, У. Килпатрик и Э. Коллингс, которые доказывали то, что дети выполняют с большим увлечением только ту деятельность, которая была выбрана ими самими, следовательно, познавательная деятельность чаще опирается на сиюминутные интересы учащихся и в меньшей мере строиться в русле учебного предмета. Они утверждали, что важны любые побочные сведения и реальное обучение никогда не бывает односторонним. В России же данные идеи первым начал реализовывать С. Т. Шацкий [6]. В традиционном обучении данная педагогическая технология не нашла широкого распространения, так как ученик являлся объектом обучения, а учитель выполнял главную роль в обучении и воспитании учащихся, он был носителем всей новой информации, при этом подавлял саморазвитие обучающихся.
В современной методической литературе встречаются такие понятия, как метод проектов и проектная технология. Е. С. Полат понимает под методом проектов «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [5]. А. Филимонов, В. Гам с этим понятием связывают множество приемов и операций овладения определенной областью теоретического и практического знания, конкретным видом деятельности [8]. В. Мирошниченко считает, что метод проектов — это совокупность разных способов активного обучения, с помощью которых осуществляется планирование и выполнение практических проектов [3]. И. Игнатова уточняет, что метод проектов представляет собой педагогическую проектную технологию, которая включает в себя разнообразные методы. Э. Азимов и А. Щукин видят метод проектов как «технологию, основанную на моделировании социального взаимодействия в малой группе во время осуществления учебного процесса» [1]. По мнению М. Безруких, В. Болотова, Л. Глебовой, метод проектов — это система обучения, предусматривающая приобретение учащимися знаний и умений в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся заданий — проектов [3]. Так, метод проектов представляет собой педагогическую технологию, основанную на активных приемах обучения, в которой, выполняя последовательно задания, необходимо прийти к конечному результату практической направленности. Зародившись как метод, проект перерастает в педагогическую технологию, которая находит широкое применение в образовательном процессе на разных уровнях обучения: как в школе, так и в вузе [4].
Изучение курса биологии в школе не исключает возможности использования проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности учащихся. Приведём пример её реализации при изучении биологии в 9 классе.
Образовательный процесс в современном обществе невозможно представить без использования Интернет-ресурсов. Для девятиклассников в их возрасте ведущим видом деятельности становиться интимно-личностное общение, и поэтому учащиеся огромное время тратят на посещение разнообразных социальных сетей, при этом минимальное количество времени, проведенного в интернете, используется ими в целях самообразования. В связи с этим возможно совмещение привычного для школьников занятия: посещение социальных сетей и учебного процесса. Учащимся предлагается разработать проекты на базе социальных сетей. Суть данных проектов заключается в том, чтобы максимально использовать время, проведённое школьниками в социальных сетях, в образовательных целях.
Проектная работа на тему «Сохраним лесное биоразнообразие» проводилась в социальной сети «ВКонтакте». Лесной биоценоз является основным компонентом среды, обеспечивающий естественное регулирование природных процессов на планете. Лес — это важнейший природный ресурс и главный резервуар углерода на Земле. Это один из единственных природных ресурсов, являющихся возобновляемым. Именно поэтому актуальным становиться изучение биоразнообразия для реализации возможности организации рачительного использования лесных ресурсов. Целью данного проекта является изучение необходимости сохранения лесного биоразнообразия. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить структуру лесного биоценоза; 2. Выявить доминирующие растения в данном биоценозе; 3. Изучить сущность биологического разнообразия лесного биоценоза; 4. Выявить причины необходимости сохранения биоразнообразия леса. Объект проекта: лесной биоценоз. Предмет проекта: биоразнообразие лесного биоценоза. Проектным продуктом является создание и продвижение групп в социальной сети «ВКонтакте» для ознакомления с проблемой большего количества людей.
Учащиеся делятся на 3 группы, каждой из групп необходимо создать группу в ВКонтакте и в течение двух недель её раскручивать по теме проектной работы «Сохраним лесное биоразнообразие». Задача школьников — оформить группу, определить цель создания группы, поставить задачи, определить актуальность поставленной проблемы, проработать литературные источники по данному вопросу и осветить историческую справку о лесном биоценозе, биологическом разнообразии леса, растениях-доминантах лесного биоценоза, выявить причины необходимости сохранения лесного биоразнообразия. В группы социальной сети необходимо пригласить друзей, заинтересовать их поставленной проблемой. Должно быть разработано не менее трех тем для обсуждения. По истечении двух недель проводиться онлайн голосование на выявление наиболее успешной группы, которая привлекла большее количество людей, где материал изложен более полно и понятно, где велась постоянная работа и частые обсуждения.
Таким образом, практика использования социальной сети в разработке проектных работ способствует развитию у учеников самостоятельности, активного процесса самообразования, повышается мотивацию к обучению биологии, позволяет увеличить объем получаемой информации по теме, раскрывает новые возможности использования социальных сетей для обучения. Проектные работы, выполненные на базе социальной сети, выходят за рамки учебного процесса, что позволяет всем желающим оценить и прокомментировать работы учащихся.
Литература:
- Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения русскому языкам [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — М.: Икар, 2009. — 448 с.
- Новиков А. М. Основания педагогики / Пособие для авторов учебников и преподавателей. — М.: Издательство «Эгвес», 2010. — 208 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / [Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров]; под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 272 с.
- Павлова О. А., Гузнова А. В. Использование игрового проектирования на семинарских занятиях в магистратуре по дисциплине «История и методология науки» (из опыта работы) // Молодой ученый. — 2015. — № 21. — С. 820–822.
- Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. — 528 с.
- Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. — М.: Народное образование, 2005. — 556 с.
- Степанова Л. А. Нравственно-эстетические аспекты подготовки учителя в 1930-е — 1950-е гг.: воззрения М. А. Данилова и М. М. Рубинштейна/ Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова «Педагогика и психология». 2011.№ 3. С. 5–10.
- Филимонов А. А. Метод проектов в образовательном учреждении: учеб. пособ. [Текст] / А. А. Филимонов, В. И. Гам. — Омск: Изд-во Ом ГПУ, 2005. — 256 с.