В статье рассмотрены сущность и свойства коммуникативной личности. На материалах социологического исследования показаны особенности гендерных различий в коммуникативном поведении мужчины и женщины. Представлен сравнительный анализ двух групп разделенных в соответствии с гендерным признаком.
Ключевые слова: гендер, пол, коммуникативная роль, коммуникативное поведение личности, коммуникативные умения
В последние годы исследования гендера позволяют определять гендер как реальность, которая опосредована знаками, символами, ритуалами и актами коммуникации. Соединение различных аспектов, например, социальных, культурных, этнографических делает гендер особо актуальным предметом анализа среди ученых.
Любое общество производит и закрепляет в коллективном общественном сознании полоролевые модели поведения, которые фиксируются в процессе социализации личности. Довольно сложно вычленить из общего культурного контекста сведения о том, где, кем, когда и как создаются эталонные для этого общества представления мужественности и женственности. Бесспорно ясно, что различные гендерные стереотипы являются итогом всего предшествующего этнокультурного опыта этого общества и насаждаются через передачу потока социальной информации в диапазоне постоянных актов «сообщения» и «понимания», т. е. через систему коммуникации.
Рассматривая всю совокупность социокультурных ценностей можно отметить присутствие универсальных, глобальных и общезначимых ценностей, которые базируются на фактах биологической природы человека либо всесторонних свойствах социальной коммуникации. Однако даже они, представляя собой продукт той или иной культуры, в определенной степени своеобразны и неповторимы.
Наиболее заметно это будет проявляться в гендерных стереотипах, где совокупность универсальных ценностей оказываются весьма ограниченны в диапазоне с одной стороны, но с другого ракурса они стабильны для различных культур. Например, во многих культурах поощряется монополия женщины на продолжение рода, воспитание, обучение, заботу и опеку близких, внешнюю привлекательность, занятие бытовыми делами, нацеленность на приватную сферу семьи и мужская монополия на утверждение порядка, нацеленность на общественно значимые сферы, связанные с руководством, распоряжением ресурсами, властью. Но идеалы мужественности и женственности отличны в разных культурах. В некоторых странах до сих пор права женщин строго ораничены.
Любая межличностная коммуникация будет сопровождаться определенными ритуалами, которые подкрепляют статусные взаимоотношения, в том числе и гендерные. Ритуализировано все без исключения: одежда, жесты, лексика аксессуары, правила этикета, манера речи, трапеза, застолье, похоронный ритуал, брачные церемонии и другое. Вся ритуальная действительность человека пронизана дихотомией мужское — женское, и гендерные роли отчетливо регламентируются обществом.
Все это, таким образом, обусловливает актуальность исследования влияния гендерных различий на коммуникативное поведение личности в современном мире.
Каждый человек, участвуя в производственно-познавательной деятельности общества, оказывается включённым во множество коммуникативных процессов, выступая при этом то отправителем, то посредником, то получателем сообщений. В первую очередь это касается языковых, вербальных коммуникаций, а во вторых уже и невербальных. Возможность человека участвовать в вербально-коммуникативных событиях обусловливается его коммуникативным поведением, то есть его поведением в течение общения, которое основывается на нормах и традициях личности.
Рассматривая отечественных социологов сегодня можно отметить наличие множества различных подходов к тому, как определять коммуникативную личность (В. Б. Кашкин, В. П. Конецкая, Д. П. Гавра). Так же при анализе коммуникативной личности возникают такие проблемы, как структурирование модели коммуникативной личности, а также какими компетенциями должна обладать коммуникативная личность: харизма, коммуникабельность, эмпатия и др. (В. П. Конецкая, А. В. Мудрик, И. М. Юсупов, Е. П. Ильин, А. П. Василькова, Н. Л. Гусакова и др.).
Под коммуникативной личностью понимается проявление личности, как субъекта коммуникации, который наделен рядом индивидуальных свойств, черт и характеристик, которые определяют мотивационные, когнитивные, семиотические предпочтения и коммуникативную компетенцию личности.
Говоря о том, какими свойствами должна обладать коммуникативная личность в первую очередь следует выделить коммуникабельность. Так А. В. Мудрик утверждает, что «коммуникабельность можно определить как сильно развитое, устойчивое стремление личности к контактам с окружающими, которое сочетается с быстротой их установления» [1, с. 98].
И. М. Юсупов же считает, что коммуникабельность имеет некую эмоциональную сторону. Он отмечал, что собеседники практически «говорят» друг другу о собственном эмоциональном состоянии, не осознавая этого. Обмен информацией в эмоциональном плане появляется как результат необходимости в выражении чувств и эмоций, а кроме того, как выражение ожиданий ощутить эмоциональное состояние своего собеседника [2, с. 152].
Особую значимость для коммуникативной личности имеет и харизма. Харизма — это свойство, определенное качество личности, с помощью которого находящиеся вокруг люди оценивают человека как обаятельного и притягательного не только лишь его внешними данными, но и одаренного такими индивидуальными характеристиками, как целеустремленность действий, понимание целей, стремление к лидерству, уверенность, экспрессия, умение воодушевлять и увлекать за собой других людей и пр. [3, с. 66].
Каждый человек ежедневно везде, где бы он не был прямо или косвенно сталкивается с гендерными речевыми явлениями и их характеристиками. Во всех сферах человеческой деятельности, когда происходит общение между мужчиной и женщиной, можно говорить о гендерных особенностях. Гендерная проблема в коммуникации проникает почти во все социальные сферы, оказывая, таким образом, влияние не только на отдельных индивидов, но и на целые группы людей.
В связи с вышесказанным мы задались целью — выявить особенности гендерных различий в коммуникативном поведении мужчины и женщины. Мы исходили из того, что особенности гендерных различий в коммуникативном поведении мужчины и женщины обусловлены, с одной стороны, тем, что мужчинам свойственно менее эмоциональное поведение, сдержанное и расчетливое, тогда как, с другой стороны, женщины в процессе коммуникации являются более эмоциональными, экспрессивными и чувственными.
С целью выявления различий коммуникативных навыков мужчин и женщин, в октябре 2016 года было проведено социологическое исследование. Общая выборка составила 30 респондентов, по 15 представителей каждого пола в возрасте старше 18 лет. Все опрошенные проживают в г. Краснодаре.
В заключение, все полученные результаты были разделены в соответствии с гендерным признаком.
На основании этого, было установлено, что 50 % мужчин почти всегда стараются «свернуть» беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неинтересны им, тогда, как, напротив, 60 % женщин делают это редко.
Таким образом, можно сделать вывод, что женщины более лояльны в беседе на неприятные для них темы, нежели мужчины.
Наряду с этим, 80 % мужчин и 50 % женщин лишь иногда испытывают раздражение от манер о партнера по общению.
Поэтому, можно отметить, что, в целом, по данному аспекту коммуникативного поведения мужчины и женщины мыслят примерно в одном направлении.
Также было выявлено различие, обусловленное тем, что 60 % мужчин почти всегда могут быть спровоцированы на резкость или грубость неудачным выражением, тогда как 60 % женщин, напротив, менее эмоционально отреагируют в случае неудачного высказывания собеседника.
Отсюда следует, что мужчины более экспрессивны в случае, когда задета их самооценка, тогда как женщины постараются не подавать вида.
Различные установки были выявлены в вопросе общения с незнакомцами: если 60 % мужчин почти всегда избегают вступления в диалог с незнакомым человеком, то 60 % женщин делают это лишь иногда. Это значит, что женщины легче, чем мужчины, могут вступить в контакт с незнакомым человеком. Это можно объяснить тем, что женщины являются более общительными и новое знакомство, в большинстве случаев, не составляет труда.
Большинство женщин (70 %) имеют привычку перебивать собеседника, тогда как только 40 % мужчин делают это иногда. В связи с этим можно предположить, что женщину, в силу своей эмоциональности, в разговоре часто перебивают собеседника, пытаясь высказать свою точку зрения, тогда как мужчины предпочитают сначала услышать, а потом выразить свою позицию.
Также 60 % женщин склонны почти всегда делать вид, что внимательно слушают, а сами думают совсем о другом, а 50 % мужчин отвлеченно думают иногда. Следовательно, можно с уверенностью сказать, что мужчины являются более внимательными слушателями в силу того, что не отвлекаются на посторонние мысли в процессе коммуникативного взаимодействия.
Женщины в меньшей степени склонны скрывать свои эмоции — 60 % женщин ответили, что почти всегда меняют свой тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто их собеседник, в то время как 80 % мужчин не делают этого никогда.
Таким образом, мужчины не проявляют изменений в своих эмоциях при собеседнике, тогда как женщины склонные эмоционально показывать свое отношение к партнеру в беседе.
Большинство опрошенных женщин (70 %) почти всегда стремятся сменить тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для них темы, как и 60 % мужчин, делающих это в некоторых случаях. Как видно из данного заключения можно отметить сходные установки в коммуникативном поведении мужчин и женщин в ситуации неприятной беседы: и мужчины, и женщины, стремятся уйти от неугодных тем.
Большая часть женщин (80 %) почти всегда стараются поправить собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, название, вульгаризмы, тогда как мужчины предпочитают не делать этого вовсе. Следовательно, женщины менее терпеливы к нарушениям лексических норм, что вызывает у них потребность поправить собеседника, в то время как мужчины не придают этому большого значения.
Наконец, сходные позиции были выявлены в вопросе оттенка тона: 70 % женщин и 40 % мужчин иногда позволяют себе снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к собеседнику. Итак, можно сделать вывод, что тональность голоса при коммуникативном акте мужчины и женщины может изменяться в равной степени.
В целом, необходимо отметить, что мужчины являются более лояльными собеседниками, чем женщины, которые зачастую не скрывают своего отношения к партнеру в беседе.
В этой связи, необходимо заключить, что различия в коммуникативном поведении мужчин и женщин обусловлены тем, что мужчины склонны более часто «сворачивать» неприятную для них тему, а также проявлять вспыльчивость при резком выражении собеседника, тогда как женщинам проще вступать в контакт с незнакомыми людьми, а также женщины чаще перебивают своего собеседника, могут отвлекаться на посторонние мысли и более эмоционально реагировать в процессе речевого акта.
Литература:
- Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. М.: Педагогическое общество России, 2013. 411 с.
- Гусакова Н. Л. Подходы к анализу феномена коммуникативного потенциала в психолого-педагогической литературе // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2008. № 3 (39). С. 152–156.
- Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2015. 345 с.