В статье рассматриваются возможности развития отечественного бизнеса параллельно с развитием разнообразных форм реализации международного бизнеса в Кыргызстане.
Ключевые слова: глобализация экономики, международное предпринимательство, иностранные инвестиции, внешнеэкономическая деятельность, экспортно-импортные операции
Possibility of the development of the domestic business parallel are considered In article with development of the varied forms to realization of the international business in Kyrgyzstan.
Key words: globalization of the economy, international enterprise, foreign investment, foreign economic activity, export-import transactions
В условиях интеграции экономики Кыргызстана в мировое экономическое пространство, формирование и развитие отечественного бизнеса происходит параллельно с развитием разнообразных форм реализации международного бизнеса. В процессе развития мировой экономики и глобализации, все в большей степени возрастает необходимость развития экономики страны с учетом влияния международного предпринимательства.
Актуальность данной статьи определяется, прежде всего, зависимостью развития национальной экономики Кыргызстана и мировых экономических процессов. В связи с этим, всестороннее развитие международного предпринимательства, может стать инструментом решения ряда внутренних задач развития экономики страны.
Глобализация мировой экономики создает предпосылки и условия для экономического роста страны, возможности для выгодного размещения новых производственных мощностей, принадлежащих развитым странам. Для того чтобы занять в мировом хозяйстве достойное место Кыргызстану необходимо выработать и обеспечить реализацию экономической стратегии развития страны на основе изучения и использования мировых тенденций вхождения в мировое хозяйство.
Современные качественные преобразования в экономическом развитии Кыргызстана порождают необходимость интегрирования национальных производителей в мировую экономику. Для многих регионов Кыргызской Республики внешнеэкономические связи могут стать важным условием социально-экономического развития и фактором, обеспечивающим взаимовыгодное сотрудничество в рамках открытой экономики. Процесс активного вхождения Кыргызской Республики в систему мирохозяйственных связей является достаточно противоречивым.
В сегодняшнем мире международные экономические связи охватили практически все страны планеты и каждая из них в той или иной мере зависит от международного бизнеса. Укрепление позиций Кыргызской Республики в мире требует интенсивного развития приоритетных отраслей экономики, реконструкции и технического перевооружения действующих, а также строительство новых предприятий, что предполагает всемерное привлечение иностранного капитала.
Важным направлением развития интеграционных процессов является рост инвестиционной активности. В современных условиях, как известно, состояние инвестиционных связей во многом определяет развитие практически всех других внешнеэкономических связей. Потребность в развитии инвестиционных связей испытывают все страны, независимо от уровня экономического развития [3]. Но особенно это проблема актуальна в Кыргызстане сейчас, когда значительно уменьшилась доля накопления в национальном доходе, а дефицит государственного бюджета резко сократил возможности государства как источника средств для инвестиций. В этих условиях возникла необходимость во внешних источниках финансирования, и решающую роль приобрело привлечение иностранных инвестиций.
Кыргызская Республика за все годы независимости постоянно прилагает усилия для улучшения своей инвестиционной привлекательности. В 2015 году приток прямых иностранных инвестиций (без учета оттока), направленных в деятельность предприятий с иностранными инвестициями, составил 818,8 млн. долл. США, увеличившись по сравнению с 2014 годом на 12,3 %, а с 2010 годом — снизившись на 3,7 % (табл.1).
Таблица 1
Объем иностранных инвестиций вКР за 2011–2015 годы (млн.долл.)
|
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Всего инвестиций |
4948 |
4335,8 |
5487,1 |
5415,7 |
4350,7 |
в т. ч. прямые инвестиции |
849,2 |
590,7 |
964,5 |
727,1 |
818,8 |
портфельные инв. |
5,5 |
0 |
2,5 |
0,1 |
377,0 |
другие инвестиции |
4001,1 |
3665,5 |
4474,9 |
4612,2 |
3108,9 |
гранты, тех.помощь |
92,2 |
79,6 |
45,2 |
76,3 |
46,0 |
Национальный статистический комитет, Кыргызстан в цифрах 2016
Объем прямых иностранных инвестиций за 2011–2015 годы уменьшился на 30,4 млн.долл. (около 4 %). Хотя удельный вес этого показателя в структуре поступлений иностранных инвестиций за рассматриваемый период увеличился с 17,2 % до 18,8 %.
До 2012 года наибольшие прямые инвестиции в республику поступали из Канады (52,5 % в 2011 году). В 2015 году на долю Канады уже приходится 15,9 % прямых инвестиций в Кыргызстан (табл.2). Инвестиции из Канады направлялись преимущественно в добывающую отрасль.
Таблица 2
Структура поступлений прямых иностранных инвестиций вКыргызскую Республику по странам, (%)
|
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Всего прямых инвестиций |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
из стран СНГ |
5,1 |
10,1 |
12,9 |
12,5 |
22,6 |
Казахстан |
2,8 |
5,8 |
5,4 |
4,2 |
3,1 |
Россия |
2,2 |
4,3 |
7,3 |
8,3 |
14,5 |
из стран вне СНГ |
94,9 |
89,9 |
87,1 |
87,5 |
77,4 |
в т. ч. Германия |
5,0 |
5,5 |
0,7 |
2,5 |
0,9 |
Канада |
52,5 |
22,5 |
10,9 |
25,2 |
15,9 |
Китай |
17,6 |
23,9 |
48,5 |
30,5 |
13,3 |
Соединенные Штаты |
1,4 |
0,9 |
0,9 |
2,0 |
2,2 |
Великобритания |
6,1 |
12,0 |
8,5 |
7,3 |
23,2 |
Турция |
0,6 |
3,8 |
2,5 |
4,0 |
12,9 |
Национальный статистический комитет, Кыргызстан в цифрах 2016
Общий объем прямых иностранных инвестиций из стран вне СНГ за период с 2011–2015 годы увеличился с 806 млн. долл. до 996,2 млн. долл., то есть на 23,6 %. Также за рассматриваемый период увеличился объем прямых иностранных инвестиций из стран СНГ — более чем в тринадцать раз. В 2015 году из стран вне СНГ поступило 996,2 млн. долл. прямых иностранных инвестиций, что на 15,7 % больше, чем в 2014 году (табл.3).
Таблица 3
Поступление прямых иностранных инвестиций по странам, (млн.долл.)
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Всего прямых инвестиций |
849,2 |
590,7 |
964,5 |
727,1 |
573,3 |
из стран вне СНГ |
806 |
530,8 |
839,8 |
636 |
996,2 |
из стран СНГ |
43,2 |
59,9 |
124,7 |
91,1 |
577,1 |
Инвестиции в Кыргызской Республике 2011–2015
Поступление прямых иностранных инвестиций по странам вне СНГ не отличается стабильностью (табл.2). Так, с 2011 до 2015 года увеличились прямые инвестиции из Великобритании и Турции. Из стран СНГ в 2015 году приток прямых иностранных инвестиций составил 577,1 млн. долларов США. Значительно выросли объемы вложений, осуществленных из России.
По сравнению с предыдущим годом объемы поступления прямых иностранных инвестиций в 2015 году снизились по всем видам деятельности, за исключением строительства, торговли и финансового посредничества (табл.4).
Таблица 4
Структура поступлений прямых иностранных инвестиций по основным видам экономической деятельности, (%)
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Всего инвестиций |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в т. ч. сельское хоз. |
0 |
0,3 |
0 |
- |
0 |
горнодобыв. пром. |
3,1 |
4,4 |
2,4 |
10,3 |
1,8 |
обрабатыв. пром. |
57,6 |
43,6 |
32,9 |
37,3 |
24,1 |
строительство |
0,7 |
4,7 |
1,6 |
2,8 |
12,5 |
торговля |
7,7 |
5,5 |
6,9 |
5,2 |
7,9 |
транспорт |
4,3 |
1,1 |
1,1 |
0,8 |
0,2 |
финансов. деят. |
5,7 |
7,1 |
10,4 |
3,9 |
9,6 |
операции с недвиж. |
0,0 |
0,7 |
0,3 |
0,4 |
0,3 |
другие направления |
20,9 |
32,6 |
44,4 |
39,3 |
43,6 |
Национальный статистический комитет, Кыргызстан в цифрах 2016
Значительный вклад в развитие внешнеторговых связей Кыргызской Республики вносит малое и среднее предпринимательство, которое представлено деятельностью малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В 2014 году на территории Кыргызской Республики осуществляли деятельность 13,5 тыс. малых и средних предприятий (табл.5). В среднем за 2010–2014 годы доля валовой добавленной стоимости, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, составила около 40 % к ВВП.
В 2014 году объем прямых иностранных инвестиций (без учета оттока), направленных на развитие деятельности малых и средних предприятий (как и в целом по республике), снизился по сравнению с 2013 годом на 40,3 % и, напротив, увеличился по сравнению с 2010 годом на 33,3 %. В сравнении с 2013 годом значительное снижение объемов поступивших прямых иностранных инвестиций отмечалось в малые предприятия — в 1,7 раза, в то время как в средние предприятия их объемы, напротив, увеличились на 17,1 процента.
Таблица 5
Основные экономические показатели деятельности субъектов малого исреднего предпринимательства КР
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Число малых и средних предприятий |
12161 |
12211 |
11931 |
12549 |
13505 |
Уд. вес занятых в общей численности занятых в экономике КР, % |
14,8 |
15,5 |
16,9 |
18,5 |
19,1 |
Уд. вес валов. добав. стоимости в ВВП, % |
41,2 |
39,5 |
39,9 |
38,9 |
39,0 |
Поступление прямых иностранных инвестиций в малые и средние предприятия (млн.долл.) |
162,2 |
204,5 |
242,7 |
303,3 |
216,2 |
Малое и среднее предпринимательство в Кыргызской Республике 2010–2014
В 2014 году внешнеторговый оборот субъектов малого и среднего предпринимательства составил 3519,2 млн. долларов США (в текущих ценах) и уменьшился по сравнению с 2013 годом на 4,8 %, а по сравнению с 2010 годом увеличился на 40,7 % (табл.6).
Экспортные поставки в 2014 году сложились в размере 465,4 млн. долларов США, что на 19,5 % меньше, чем в 2013 году и на 2,5 % больше, чем в 2010 году.
Импортные поступления в 2014 году составили 3053,8 млн. долларов США и по сравнению с предыдущим годом уменьшились на 2,1 %, а по сравнению с 2010 годом увеличились на 49,1 %.
Таблица 6
Основные экономические показатели внешнеэкономической деятельности малого исреднего предпринимательства КР
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Экспорт, млн. долл. |
453,9 |
625,9 |
675,6 |
578,2 |
465,4 |
Импорт, млн. долл. |
2047,6 |
2578,5 |
3215,7 |
3117,9 |
3053,8 |
Уд. вес экспорта в общем объеме экспорта по КР, % |
25,9 |
27,9 |
35 |
28,8 |
24,7 |
Уд. вес импорта в общем объеме импорта по КР, % |
63,5 |
60,5 |
57,3 |
52,1 |
53,3 |
Малое и среднее предпринимательство в Кыргызской Республике 2010–2014
Анализ развития сектора малого и среднего предпринимательства показывает, что на их долю приходится значительная часть промышленной продукции и общего объема импортных и экспортных операций. Это подтверждает большие потенциальные возможности субъектов малого и среднего предпринимательства. При надлежащей государственной поддержке их вклад может возрасти, особенно, в части экспорта продукции крестьянских хозяйств.
В настоящее время, на наш взгляд, назрела объективная необходимость совершенствования государственного регулирования всей внешнеэкономической сферы, разработки соответствующего механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей. Исходя из этого, в относительно короткий временной период результатом государственного воздействия на внешнеэкономическую сферу должно стать перераспределение финансовых потоков, направляемых на развитие отраслей национальной экономики, признанных приоритетными с точки зрения увеличения объемов экспорта, а также стимулирования развития производств товаров, непосредственно замещающих импорт. Конкретным результатом такой государственной политики должно стать снижение темпов роста импорта, увеличение выпуска промышленной и сельскохозяйственной продукции, увеличение занятости, повышение уровня жизни населения.
В наиболее общем виде долгосрочные последствия проявятся в том, что республика сможет занять достойное место в региональном сообществе. Огромное значение в этом процессе призвано сыграть государство, которое должно определить по каким направлениям и насколько следует форсировать эти интеграционные процессы, как именно следует совершенствовать внешнеэкономические связи с тем, чтобы обеспечить достойное развитие национальной экономики.
Основной функциеймеханизма государственного регулирования внешнеэкономических связей Кыргызской Республики является обеспечение условий для такого взаимодействия внутреннего воспроизводственного процесса с внешнеэкономической сферой, которое благоприятствует поступательному развитию национальной экономики [2].
Рынок капиталов в Кыргызской Республике характеризуется открытостью для доступа иностранного капитала в национальную экономику. Наиболее значимыми факторами развития республики являются трудовые ресурсы. Несмотря на отсутствие проблем с естественным приростом населения, Кыргызстан уже сейчас сталкивается с проблемой наличия высококвалифицированных кадров технических специальностей. Воздействие механизма государственного регулирования должно быть направлено на стимулирование роста числа таких специалистов. Использование трудовых ресурсов как фактора конкурентоспособности республики на мировой арене возможно только при условии ежегодного роста высококвалифицированной рабочей силы.
Членство Кыргызстана в ВТО и в различных интеграционных объединениях, как правило, накладывает на страну определенные обязательства, которые ограничивают возможности государства в сокращении импорта традиционными способами. Вместе с тем, оказывая прямое содействие в развитии отдельных отраслей, например, посредством существенного увеличения объемов инвестирования, государство может увеличить объемы экспорта.
К числу тревожных тенденций в развитии внешней торговли страны можно отнести использование региональными партнерами Кыргызстана протекционистских мер защиты, что ограничивает его экспортные возможности. В то же время одним из приоритетов внешней торговли должно стать расширение торгово-экономического сотрудничества в рамках интеграционных экономических союзов на основе дальнейшей гармонизации правовых режимов этого сотрудничества.
За годы независимости Кыргызстан стал членом многих интеграционных объединений, возникших на постсоветском пространстве. Экономика Кыргызстана, как и других среднеазиатских государств, закавказских республик и Молдавии, как известно, имела средний уровень развития с преобладанием таких отраслей, как сельское хозяйство, добывающая промышленность и первичная обработка минерального сырья и топлива.
Ресурсная база Кыргызстана, имеет следующие особенности:
‒ абсолютный недостаток инвестиционного капитала, основанного на внутренних сбережениях;
‒ переизбыток неквалифицированных кадров, который возник как следствие аграрного перенаселения;
‒ недостаток земельных и водных ресурсов, доступных к масштабному освоению при данном состоянии капитальных ресурсов.
Одновременное сочетание этих трех особенностей заметно сказывается на участии Кыргызстана в региональных интеграционных процессах, а также на перспективах их дальнейшего развития. Кроме того, серьезным препятствием расширению участия Кыргызстана в региональном сотрудничестве выступает проблема рационального использования водно-энергетических ресурсов региона, состояние транспортной инфраструктуры и управления.
Таким образом, государственное регулирование внешнеэкономических связей в соответствии с участием Кыргызстана в интеграционных объединениях осложняется необходимостью четкого разграничения интересов республики во взаимодействии со странами-партнерами и выработки в связи с этими интересами соответствующих приоритетов.
Анализ внешнеторговых отношений республики в рамках СНГ показал, что в сотрудничестве с Российской Федерацией и Казахстаном Кыргызстан имеет возможность поставлять на рынки этих государств продукцию, производство которой будет способствовать развитию перерабатывающей и легкой промышленности, а также имеется возможность закупать необходимое оборудование.
В таких условиях достаточно актуальной видится проблема выбора стратегических партнеров, а также проблема выбора формы развития интеграции. Исследователи отмечают, что в Кыргызстане нет достаточных объемов товаров регионального и мирового уровня — нефти, металлов и зерна (как в Казахстане), газа, хлопка и золота (как в Узбекистане). При этом сельское хозяйство соседних государств производит больше продукции. Однако, природные ресурсы КР позволяют производить экологически чистые продукты и лекарства, пользующиеся спросом на мировом рынке. Считается, что Кыргызстан может стать узлом электрокоммуникаций и ориентироваться на экспорт электроэнергии, спрос на которую будет расти.
Учитывая значимость внешнеэкономических связей республики с Российской Федерацией, этот вектор сотрудничества может быть выделен в качестве самостоятельного. Однако, принимая во внимание тот факт, что Кыргызстан, Россия и Казахстан являются членами ряда интеграционных объединений, именно эти два государства, на наш взгляд, должны быть выделены в качестве приоритетных стратегических партнеров. Однако, не следует исключать также внешнеэкономические связи КР и со странами дальнего зарубежья.
Зависимость экономики Кыргызстана от внешних финансовых ресурсов, делающих ее практически импортоориентированной, имеющей хроническое отрицательное сальдо торгового баланса, затрудняют активизацию участия республики в интеграционных процессах. В связи с этим активизация этого процесса находится, на наш взгляд, в совершенствовании государственного регулирования экономических процессов и рационального использования прямых иностранных инвестиций.
Глобализация является одной из главных тенденций в развитии современного мира, оказывающей огромное влияние на экономическое развитие страны и влекущей за собой далеко идущие политические и социальные последствия [3].
Литература:
- Закон КР «Об инвестициях в Кыргызской Республике» от 27 марта 2003 года № 66.
- Гриффин Р., Пастей М. Международный бизнес. СПб.: издательский дом «
- Питер». 2006.
- Поляков В. В., Щенин Р. К. Мировая экономика и международный бизнес — М.: КНОРУС, 2008.
- http://stat.kg/ Сайт Нацстатком КР