The article discusses issues on the organization of project activities with students of the 7th classes of secondary schools in the subject area «Technology». The author proposes two groups of evaluation criteria project performance evaluation and rating of protection that will help to build project activities of students in a more productive way.
Key words: project activity, subject area, technology, organization, students
Проектная деятельность в рамках направления изучения технологий ручной и механической обработки конструкционных материалов в 7 классе отличается от аналогичных 5-го и 6-го классов тем, что, во-первых, большей глубиной, широтой охвата и основательностью проработки деталей проекта; во-вторых, коммерциализацией выбранного проекта. При этом этапы выполнения творческого проекта остаются прежними. Они, как и раньше, распределяются на подготовительный, технологический и заключительный.
Понятие проектной деятельности для 7-х классовв предметной области«Технология» требует большего осмысления обучаемыми и преломления их понимания проектной работы в рамках их же реальной учебной деятельности. Для этого учащиеся должны чётко понимать термин «проект» применительно к урокам технологии в средней общеобразовательной школе, т. к. он является еще и средством развития научно-технологического мышления [5].
Проект — в изначальном варианте значения это замысел, план; или разработанный план сооружения, механизма; или предварительный текст какого-либо документа. В дальнейшем по мере развития науки управления, менеджмента, проектом ещё также стали называть совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся характер. Для этого во взрослой жизни руководители предприятий, организуя проекты, сразу планируют под их реализацию необходимые ресурсы. Они каждый раз, организуя очередной проект, соизмеряют предполагаемые результаты с требуемыми затратами. И этим измеряют ценность проекта. Если затраты на проект выше ожидаемых результатов, встаёт вопрос о целесообразности начала проекта [2]. Вот так и в школьном проекте у учащихся 7 классов при изучении темы «Технология ручной обработки древесины и древесных материалов» всегда ученик должен соотносить предстоящие затраты на проект с ожидаемыми результатами.
Помимо вышесказанного необходимо знакомить учащихся не только с традиционными и современными видами обработки конструкционных материалов [7] но и видами проектов в школе. Как известно, все проекты в зависимости от соотношения с применяемыми в них знаниями делят на монопредметный, межпредметный и надпредметный. Монопредметный проект — проект в рамке одного учебного предмета, вполне укладывается в классно-урочную систему. Межпредметный проект — проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам [6]. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности. Надпредметный проект — внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования [4].
В случае с организации проектной деятельности учащихся 7 классов при изучении темы «Технология ручной обработки древесины и древесных материалов» проект будет носить монопредметный характер, так как, скорее всего не будет выходить за рамки одного предмета «Технологии».
Учащиеся седьмых классов с самого начала должны быть ознакомлены с критериями оценки будущего проекта. И в соответствии с данными критериями они смогут выстраивать свою проектную деятельность так, чтобы, реализуя проект, одновременно охватить максимальное количество критериев оценки. Нами предлагаются две группы критериев оценки проекта — оценка работы и оценка защиты. Работа по проекту оценивается по пяти позициям:
− актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы, практическая направленность;
− объем разработок и количество предлагаемых решений, самостоятельность, законность, подготовленность к защите;
− практическая ценность, уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений;
− уровень самостоятельности участников, аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов;
− качество оформления записки, плакатов: текстовое и визуальное оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков;
Защита проекта также оценивается по пяти пунктам. Это:
− качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность и убеждённость;
− объём и глубина знаний по теме (предмету), эрудиция, наличие межпредметных (междисциплинарных) связей;
− проявление глубины и широты представлений по данному предмету, а также: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории;
− ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убеждённость, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы;
− деловые и волевые качества докладчика: умение принять ответственное решение, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.
Приняв во внимание все выше изложенные критерии, перейдём к рассмотрению каждого этапа проектной деятельности более подробно. Подготовительный этап всегда традиционно включал в себя выбор темы проекта и её грамотное обоснование; выбор и анализ конструкции изделия; разработку технологии его изготовления. Что нового приходит в школьный проект в седьмом классе? Это, во-первых, то что выбирая тему проекта, надо, предварительно изучить практическую надобность в изделии и возможность его дальнейшей коммерциализации, и, во-вторых, оценить возможности его изготовления.
Это означает, что надо проанализировать наличие необходимых материалов, инструмента и оборудования, соответствие предстоящей работы имеющимся технологическим возможностям.
Далее следует обоснование темы, которое необходимо проводить с учётом возможности дальнейшей практической реализации изделия в виде товара. Обоснование делается в виде письменного изложения причин, на основании которых была выбрана данная тема и данное изделие. Учитывая изначально поставленную задачу — изготовить продукт, способный быть проданным на рынке, — учащийся должен обладать определёнными теоретическими знаниями маркетингового характера. И главной причиной выбора изделия становится её практическая значимость для окружающих. Насколько выбранное изделие способно удовлетворять конкретные потребности конкретных потребителей. Для того чтобы это узнать, надо предварительно провести небольшой социологический опрос, начиная с родителей, близких и знакомых, целью которого будет получение информации об отношении потенциального покупателя к будущему товару. Ответ на вопрос «Есть ли покупатель для нашего продукта?» и даёт социологический опрос. Одновременно выясняется, сколько приблизительно потенциальных покупателей будет у нового продукта.
Ответив на вопрос, кто будет покупать наш продукт и сколько их, покупателей, будет, учащемуся надо ответить на вопрос, сколько его изделие будет ему стоить. Другими словами учащийся знакомится с понятием себестоимости продукции. При этом ребёнок знакомится с понятием оптовых и розничных цен. Это значит, что чем больше закупаешь сырья для изготовления готовой продукции, тем дешевле тебе обходится единица сырья. Затем необходимо провести анализ рынка аналогичных товаров и выяснить, есть ли что-либо подобное в продаже уже сейчас и по какой цене это продаётся на рынке. Получив данную информацию, надо соотнести своё изделие и имеющиеся на рынке аналоги, и таким образом, определиться с предполагаемой ценой будущего товара. За какие наши особенности, отсутствующие у конкурентов, мы сможем немного поднять цену, из-за каких узких мест — вынуждены её снизить. Выяснив это, учащийся должен рассчитать точку безубыточности будущего товара. То есть, сколько товара надо продать, чтобы окупить предстоящие издержки на его производство. Дальше ученик сравнивает это число с количеством потенциальных покупателей и принимает решение, стоит ли выбирать для проекта именно это изделие.
Следующим шагом является выбор и анализ конструкции изделия [8]. В современных условиях рыночных отношений в обществе главным критерием при выборе конструкции изделия становится будущая востребованность потенциальным покупателем. А оригинальность, доступность, эстетичность и безопасность отходят на второй план.
Где можно семиклассникам почерпнуть идеи для будущих проектов? Современное общество высоко ценит не просто оригинальность идеи, а её инновационность, то есть способность удовлетворить потребности покупателей, которые ещё никто не успел реализовать. Так как же найти интересную и одновременно нужную людям идею? Идея для будущего проекта может быть почерпнута из интернета, журналов, телевидения, книг и прочих источников [3]. Можно читать про то, как другие люди нашли свои инновационные идеи, принёсшие им коммерческий успех, и постепенно незаметно мысленно переходить на инновационную волну предпринимательства. Начитавшись о том, как другие смогли найти оригинальное успешное решение своих задач, можно самому придумать решения для своих собственных идей. Хороший пример, так же как и плохой, бывает очень заразителен. И этому надо учить семиклассника — учиться думать инновационно постоянно. На что бы ребёнок ни посмотрел, ему надо научиться непрерывно, задавать себе вопрос: «А как это можно улучшить?». Таким образом, он сможет развить в себе способность генерировать инновационные идеи в любой сфере жизни. В области обработки древесины и древесных материалов в том числе.
Заканчивается подготовительный этап разработкой технологии изготовления изделия посредством составления технологической карты. В ней описывается весь процесс обработки и сборки изделия, указываются применяемые материалы, для каждой операции перечисляются необходимые инструменты и оборудование. Чертежи изделия и технологические карты называются в проекте технической документацией [1].
На технологическом этапе выполняются операции, предусмотренные технологическим процессом. При изготовлении изделия следует строго соблюдать последовательность операций, указанных в технологической карте. При работе с инструментом следует строго соблюдать правила безопасной работы.
Заключительный этап проектной деятельности также важен и необходим. Здесь осуществляется окончательный контроль качества проектного изделия, выполняется рекламный проспект изделия, перепроверяются затраты на изготовление изделия, предлагаются возможные пути его реализации. Рекламный проспект изделия включает в себя товарный знак производителя, наименование изделия и его назначение, рекламный слоган. Слоган — это краткий девиз придуманного проекта.
Товарный знак или иными словами логотип может представлять собой эмблему, составленную из букв, образов или символов, связанных с автором проекта. Рекламный слоган отражает суть, смысл и главную ценность проекта. Для окончательного определения затрат на изготовления изделия необходимо рассчитать стоимость затраченного сырья и материалов, и сравнить эти расчёты с теми, которые были сделаны на подготовительном этапе [2].
Защита проекта проводится в виде доклада перед всеми учащимися класса. К защите должны быть представлены: изделие, обоснование проекта, техническая документация, результаты маркетинговых изысканий, рекламный буклет проспект проекта и технико-экономическое обоснование, называемое во взрослой жизни бизнес-планом.
В процессе выполнения проекта удобно применять компьютерную технику. С помощью компьютера можно подготовить обоснование проекта, выполнить необходимые расчёты в процессе выполнения проекта, посчитать стоимость материалов, необходимых для выполнения проекта.
Таким образом, реализация творческих проектов в области обработки древесины в седьмом классе общеобразовательной средней школы в современных рыночных условия российской действительности требует от обучаемых не только технологических навыков и аналитических способностей, но и более широкой подготовки в сфере маркетинга, менеджмента, социологии и экономики. А предложенные нами критерии оценки творческого проекта смогут выстроить проектную работу более продуктивным способом. Подобные знания, формируемые у ребёнка уже в средней школе через коммерческую направленность творческих проектов, помогают ему сориентироваться в современном быстро меняющемся мире с точки зрения определения будущей профессии. Помощь в профессиональной ориентации ученика в современных российских условиях формирования цивилизованного рынка становится главным требованием и условием успешного проектного задания в старших классах.
Литература:
- Дорошенко А. Г. Основы проектирования [Текст] / А. Г. Дорошенко, В. В. Пискаленко, А. Н. Ростовцев, А. С. Тихонов / Под ред. А. Н. Ростовцева. Новокузнецк, 2010. — 125 с.
- Заёнчик В. М. Основы творческо-конструкторской деятельности: методы и организация [Текст] / В. М. Заёнчик, А. А. Карачёв, В. Е. Шмелёв. Учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 256 с.
- Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии [Текст] / Н. В. Матяш. Проектное обучение: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2011. 144 с.
- Методика проведения педагогического эксперимента и результаты опытно-экспериментальной работы [Текст] / О. В. Сидоров // Дискуссия. 2014. — № 11(52) — С. 159–167.
- Метод творческих проектов как средство развития научно-технологического мышления студентов, получающих технологическое образование [Текст] / О. В. Сидоров, Л. В. Козуб. // Высшее образование сегодня. 2016. — № 5. — С. 59–64.
- Сидоров О. В. Дидактическое обеспечение обучения будущих учителей технологии и предпринимательства электрофизическим и электрохимическим методам обработки конструкционных материалов [Текст] / О. В. Сидоров. Дискуссия на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, 2002.
- Сидоров О. В. Методические рекомендации для проведения лабораторного практикума по обработке конструкционных материалов методами электроискровой, ультразвуковой обработки и поверхностной закалке металлов токами высокой частоты [Текст] / О. В. Сидоров, А. С. Тихонов. Учебно-методическое пособие. Ишим, 2003.
- Сидоров О. В. Проектирование технических объектов как средство развития технического мышления учителей технологии [Текст] / О. В. Сидоров. В сборнике: Технологическое образование в инновационно-технологическом развитии экономики страны. Материалы XX Международной конференции по проблемам технологического образования. Под редакцией: Ю. Л. Хотунцева. 2014. — С. 352–356.