Стратегии совладающего поведения у студентов с разным уровнем агрессии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 632 раза

Библиографическое описание:

Никоноров, Д. И. Стратегии совладающего поведения у студентов с разным уровнем агрессии / Д. И. Никоноров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 592-594. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36183/ (дата обращения: 17.10.2024).



Тема агрессии как способа совладающего поведения в настоящее время становится одной из самых актуальных. Посредством агрессии индивид стремится уравновесить своё эмоциональное состояние. Кто-то видит агрессию в таком поведении человека, которое содержит угрозу или наносит ущерб другим; другие люди склонны считать, что агрессия должна включать в себя стремление обидеть или оскорбить. Особое значение уделяется социальным детерминантам агрессии, проявлению деструктивной агрессии.

Успех в работе психолога в основном определяется его личностными качествами. По мере научения у студентов — психологов повышается общительность, экспрессивность, они набираются опыта в общении. Период студенчества является в психологии главным в становлении индивида, где важнейшую роль играют профессиональные интересы. Особенности профессионального становления студентов — психологов определяются спецификой профессиональной психологической подготовки. На старших курсах приходит осознание своей роли в качестве психолога и приобретение профессиональных умений. Противоречивый характер студентов — психологов является основой профессионального развития. Студенты ещё в период обучения ориентированы на взаимодействие с другими людьми.

Главным механизмом, запускающим преодолевающее поведение, становится ситуация. Но одна и та же ситуация для разных людей имеет разное значение и оказывает разное воздействие. Это связано с личными особенностями человека, являющиеся соединяющим звеном ситуации и поведения. Психологическая значимость совладающего поведения обозначается эффективной адаптацией личности к требованиям ситуации, в возможностью овладеть ей, ослабить или смягчить эти требования ситуации, что значит, есть возможность погасить стрессовое действие ситуации.

В начальном этапе формирования этих стратегий происходит оценка индивидом сложившейся ситуации для себя как стрессовой. Параметры и качество оценивания во многом определяются будущими стратегия совладания.

Совладание это процесс, в котором личность применяет различные стратегии поведения, иногда даже совмещая их. Менее социально-одобряемые стратегии поведения по отношению к другому человеку, на которого направленно действие, присуще людям, имеющим чрезмерно высокий уровень агрессии. Такие стратегии влияют на межличностное отношение и на общество в целом, побуждая исследовать эти явления с целью повышения благополучия окружающей среды.

Было организовано и проведено исследование 78 человек в возрасте от 18 до 25 лет. Студенты 6 и 2 курса специальности “Клиническая психология”, и студенты 5 курса специальности “Стоматология”

В соответствие с поставленными задачами нашего исследования был использован психодиагностический метод, включающий следующие методики:

Опросник «Способы совладающего поведения» (ССП) Р. Лазарус (R. Lazarus) и С. Фолкман (S. Folkman), тест агрессивности (Опросник Л. Г. Почебут).

Для выявления статистически значимых различий использовался критерий U — Манна — Уинти.

  1. Результаты опроса по тесту Л. Г. Почебут:

По результатам проведенной методике было выявлено, что наиболее агрессивными являются студенты специальности “Стоматология”.

  1. Результаты по опроснику «Способы совладающего поведения» Р. Лазарус:
  1. В группе студентов-психологов 6 курса по результатам исследования было обнаружено, что статистически значимые различия в использовании копинг-стратегий агрессивными и не агрессивными студентами наблюдаются в отношении следующих стратегий: поиск поддержки, принятие ответственности и положительная переоценка. Это позволяет говорить о том, что студенты, не склонные агрессивному поведению, при разрешении проблемы чаще прибегают к привлечению внешних социальных ресурсов, поиску информационной, эмоциональной, действенной поддержки. Они так же более склонны ориентироваться на взаимодействие с другими людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной помощи. Кроме того, они в большей степени признают свою роль в возникновении проблемы и ответственности за её решение. Так же, для них характерно преодоление негативных переживаний за счёт положительного переосмысления проблемной ситуации.
  2. В группе студентов-психологов 2 курса результатам исследования получены следующие результаты:

Было обнаружено, что статистически значимые различия в использовании копинг-стратегий агрессивными и не агрессивными студентами наблюдаются в отношении следующих стратегий: конфронтация дистанцирование, самоконтроль и поиск поддержки. Это позволяет говорить о том, что студенты, не склонные агрессивному поведению, при разрешении проблемы чаще прибегают к привлечению внешних социальных ресурсов, поиску информационной, эмоциональной, действенной поддержки. Они так же более склонны решать проблемы не за счёт всегда целенаправленной поведенческой деятельности, однако студенты способны к сопротивлению трудностям, энергичностью и умению отстаивать свои интересы. Кроме того, они в большей степени преодолевают негативные переживания за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Используют приёмы рационализации, юмора, отстранения и т. п. Так же, преодолевают негативные переживания в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию.

  1. В группе студентов-стоматологов 5 курса по результатам исследования получены следующие результаты.

Было обнаружено, что статистически значимые различия в использовании копинг-стратегий агрессивными и не агрессивными студентами наблюдаются в отношении следующих стратегий: конфронтация, дистанцирование и самоконтроль. Это позволяет говорить о том, что студенты, не склонные агрессивному поведению, при разрешении проблемы более склонны решать проблемы не за счёт всегда целенаправленной поведенческой деятельности, однако студенты способны к сопротивлению трудностям, энергичностью и умению отстаивать свои интересы. Кроме того, они в большей степени преодолевают негативные переживания за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Используют приёмы рационализации, юмора, отстранения и т. п. Так же, преодолевают негативные переживания в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию.

Таким образом, опираясь на полученные результаты исследования, можно сделать вывод о том, что чем агрессивнее человек, тем более непродуктивные стратегии поведения он использует для совладания со стрессовой ситуацией.

Литература:

  1. Абитов И. Р. Антиципационная состоятельность в структуре совладающего поведения: в норме и при психосоматических и невротических расстройствах: дис.... канд. психол. наук. Казань, 2007.
  2. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. Пер. с англ. М. А. Ковальчука под ред. В. С. Маргуна — М.: Аспект Пресс, 1998. — 517 с.
  3. Берковиц Л. Что такое агрессия. — М., 2002. 134 с.
  4. Бэрон Р. Агрессия. — М., 1999. 123 с.
  5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001, 352 с.
  6. Бандура А. Исследования агрессии в эксперименте. М., 2002, 78 с.
  7. Баркер Р. Эффект фрустрации в когнитивной среде. — М., 2004. 56 с.
  8. Василюк Ф. Е. Современные представления о переживании. — М., 2002. 211 с.
  9. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. — 1993. — № 3. — С.183 –190.
  10. Грегор О. Как противостоять стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней. — Спб, ТОО «Лейла», 1994–384 с.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, агрессивное поведение, использование копинг-стратегий, разрешение проблемы, высокий контроль поведения, действенная поддержка, субъективное снижение, целенаправленная поведенческая деятельность, целенаправленное подавление, эмоциональная вовлеченность.


Задать вопрос