В данной статье дано определение понятию территориальное общественное самоуправление, рассмотрены его основные особенности. Определены основные проблемы деятельности территориального общественного самоуправления.
Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, местное самоуправления, гражданское общество, проблемы деятельности, нормативно-правовая база, гражданские инициативы
В современных условиях одними из основных задач России является становление и укрепление позиций правового государства и гражданского общества. Эффективность достижения данных задач зависит от многих факторов, в числе которых участие населения в общественно-политических процессах и реализация своих инициатив на местном уровне. «Особая роль в этом принадлежит территориальному общественному самоуправлению (далее ТОС), являющемуся неотъемлемой частью гражданского общества и одной из форм реализации прав граждан на местное самоуправление» [3]. Именно ТОС выступает важным институтом взаимодействия государства и народа.
На сегодняшний день можно заметить качественный и количественный рост ТОС на территории нашей страны. Однако, тем не менее следует сказать, что институты ТОС во многих регионах не имеют достаточно большого опыта реализации своей деятельности, а вместе с этим вытекает ряд проблем участия граждан и эффективности функционирования данной формы народовластия.
Цель данной работы: рассмотреть основные проблемы реализации деятельности территориального общественного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом № 131- ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территориальное общественное самоуправление — это «самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения» [2].
Данная форма организации наиболее близка к населению и имеет несколько особенностей, среди них наиболее важными являются:
Во-первых, создание территориального общественного самоуправления возможно только на той территории, где присутствует инициатива граждан. Это прежде всего говорит, что для создания необходимо наличие определённой инициативной группы граждан, которые готовы к решению вопросов местного значения.
Во-вторых, ТОС отличается многоуровневостью. Его создание возможно в подъезде многоквартирного дома, в многоквартирном доме, в группе домов, в жилом микрорайоне, в сельском населенном пункте, не являющимся поселением и на иных частях территории проживания граждан. Это создает предпосылку создания ТОС как на небольших территориях, где концентрация активных граждан невелика, так и на крупных.
В-третьих, ТОС может иметь статус юридического лица. ТОС, становясь юридически зарегистрированным объединением, приобретает некоторые преимущества, из которых наиболее важными являются: возможность осуществления своей деятельности без посредников; большая самостоятельность в решении вопросов местного значения; высокая вероятность привлечения бюджетных и иных финансовых средств для осуществления задуманных проектов за счет участия в различных грантах. Иными словами, статус юридического лица для ТОС очень актуален, так как это самостоятельная организация и для ведения дел просто необходима регистрация в соответствующем органе.
Количественный рост территориального общественного самоуправления свидетельствует о значительном качественном увеличение уровня отношений между обществом и МСУ.
Из вышесказанного становится ясным, что создание ТОС благоприятно как для местных органов, так и для населения. Однако нельзя говорить о максимально эффективной деятельности органов ТОС пока не будет накоплен необходимый уровень знаний и опыта, для функционирования территориального общественного самоуправления как одной из составляющих гражданского общества. На данном этапе существует ряд проблем.
Одной из главных проблем территориального общественного самоуправления можно назвать вопрос несовершенства нормативно-правовой базы, которая регулирует деятельность ТОС. Так, в ФЗ № 131 всего одна статья посвящена ТОС. Она определяет только общие понятия и полномочия. Более конкретные вопросы, связанные с деятельностью ТОС регулируются региональными и местными нормативно-правовыми актами. «Однако при таком подходе существует опасность, что данные права не будут признаваться, и не будет гарантироваться право на ТОС со стороны субъектов РФ» [3]. Из сказанного становится понятным, что каждый отдельный субъект может по-разному трактовать положения федерального закона, принимая собственные акты, тем самым создавая определенные трудности в создании и реализации ТОС. Таким образом, вероятность возникновения неравенства граждан, которые осуществляют собственные инициативы в разных субъектах РФ, заметно возрастает.
Отчужденность населения от проблем территории проживания также сказывается на функционировании ТОС. Люди в большинстве случаев думают только о собственных интересах, равнодушны к жизни государства и безразличны к окружающим. Данные факторы способствуют развитию иждивенческих настроений и появлению потребительского отношения. Процесс по решению данных проблем уже давно запущен. На государственном и муниципальном уровнях проводятся мероприятия, направленные на увеличение гражданской активности, повышение уровня правовой культуры и сознания.
Также немаловажным барьером в деятельности ТОС является недостаточное финансирование. Федеральным законом № 131 установлены основы взаимодействия органов ТОС с органами МСУ в вопросах финансового обеспечения. Тем не менее местная власть самостоятельно определяет долю своего участия в этом процессе. Поэтому зачастую в местном бюджете просто не оказывается тех средств, которые необходимы ТОС для реализации задуманного. Тогда как добровольных взносов граждан и доходов от собственной деятельности не хватает для реализации крупных проектов и эффективного функционирования.
«Следующая проблема связана с разграничением полномочий и взаимодействием органов местного самоуправления с органами ТОС» [3]. Это прежде всего говорит о необходимости создания определённого баланса. Отсюда следует, что органы местного самоуправления должны поддерживать ТОС во всех его начинаниях и развивать уже существующие идеи, в то время как органам ТОС не следует вмешиваться в полномочия и компетенции местных органов власти. Тут же следует отметить, что инициатива создания территориального общественного самоуправления должна исходить от граждан, а не по принуждению органов МСУ. Но ими в свою очередь должны быть созданы все необходимые условия для создания и функционирования ТОС.
Несовершенный обмен информацией между тремя взаимодействующими элементами: население, органы МСУ и ТОС несомненно влияет на динамику развития территориального общественного самоуправления. То есть граждане могут быть не осведомлены о своем праве на участие в решение вопросов местного значения.
И наконец, на сегодняшний день во многих муниципальных образованиях остается нерешенной проблема оценки эффективности ТОС. То есть отсутствует самая примитивная база учета ТОС, функционирующих на территории. А также не разработаны критерии оценки работы органов, которые дают возможность оценить их вклад в развитие территории. При помощи разработанных единых критериев можно спрогнозировать и проанализировать развитие ТОС, а также дать определённые наставления и ориентиры для дальнейшего эффективного развития.
Подводя итог, можно отметить, что на сегодняшний день существует ряд определённых проблем, от решения которых во многом зависит развитие территории муниципального образования, а также внесение вклада в совершенствование всего общества и государства в целом. Для решения вышеперечисленных проблем, необходимо проведение специального комплекса мероприятий с целью изменения самой системы территориального общественного самоуправления. Важно отметить, что без должного правового регулирования, сложившееся ситуация останется прежней. В связи с этим, имеется необходимость разработки федерального закона, регулирующего конкретно аспекты деятельности ТОС.
Литература:
- Конституция Российской Федерации. — М.: Проспект, 2013. — 29 с.
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 16.11.2016).
- Чернова Э. Р. Проблемы и перспективы территориального общественного самоуправления в России // Грамота. — 2015. — № 12. — С. 191–193.