Одним из важных направлений в развитии современного общества является согласование профессиональных интересов соискателей с требованиями работодателей. Решение данной задачи предполагает использование системы профессионального самоопределения, способствующей успешному выбору профессии. Профессиональное самоопределение необходимо осуществлять путем оптимального регулирования личностных интересов и устремлений с целью удовлетворения потребностей общества в кадрах. У соискателей в процессе выбора профессии возникают следующие трудности: отсутствие представления о востребованных профессиях, о том, какие навыки и знания необходимы для успешной профессиональной деятельности, субъективная оценка собственных предпочтений и способностей.
Автором проанализированы существующие системы профессионального самоопределения с функциями автоматизации профориентационных тестов [3] и отмечены наиболее интересные программы в данной области.
Диагностический компьютерный тестовый комплекс «Профориентатор» [4] позволяет определять профессиональную направленность, формировать профильные классы в школе и помогает выбрать направления подготовки в учебных заведениях. Возможностями данного комплекса являются: диагностика интересов по 8-ми сферам профессиональной деятельности; определение уровня развития личных способностей и качеств.
Недостатками системы являются следующие:
‒ отсутствует возможность свободного доступа к системе, однако демонстрируется пример формирования рекомендаций по выбору профессии на основе результатов тестирования пользователя;
‒ ограниченный набор рекомендуемых профессий, не учитывающий современное состояние и потребности рынка труда;
‒ система предназначена, в основном, для школьников и не применима для решения вопросов переквалификации или повышения квалификации сотрудников на предприятиях.
Комплекс Effecton Studio [5] содержит психологические тесты, психокоррекционные упражнения и оригинальные методические разработки, которые позволяют решить задачи психологических служб в образовании, управлении персоналом и личном использовании. В состав этого комплекса входит пакет «Профориентация», который содержит восемь специальных методик, предназначенных для проведения квалифицированной профориентационной работы в сфере образовании, службе занятости населения, кадровом агентстве, отделе кадров предприятий и др.
Среди недостатков можно отметить следующие:
‒ программа не является свободно-распространяемой, хотя имеется возможность ознакомиться с демо-версией системы, обладающей ограниченными функциями;
‒ рекомендации, формируемые в системе, носят общий характер и не применимы в рамках конкретного города или предприятия;
‒ ограниченный набор профориентационных методик, которых не достаточно для комплексного оценивания профессиональных возможностей пользователя, его знаний и умений;
‒ отсутствует информация о направлениях подготовки в учебных заведениях, подходящих для освоения рекомендуемых профессий.
Компьютерная система психодиагностики СМОЛ-Эксперт [7] основана на тесте СМОЛ. СМОЛ – сокращенный вариант известного теста MMPI, позволивший на порядок уменьшить время тестирования за счет устранения дублирующих тест-объектов с наименьшим диагностическим весом. Программа используется для работы с кадрами (подробная характеристика особенностей личности, оценка профессиональной пригодности), в медицине (детальный анализ психического состояния, предположительный клинический диагноз, рекомендации по психотерапии) и для психологического консультирования (глубокий анализ особенностей личности и психологического состояния).
Недостатками данной программы являются:
‒ ограниченность сведений о профессиональных качествах пользователя, формируемых на основе результатов тестирования;
‒ отсутствие информации о рекомендуемых для освоения профессии направлениях подготовки;
‒ общие рекомендации по выбору профессии не учитывают требования работодателей квалификации соискателей и потребности рынка труда.
Программно-диагностический комплекс (ПДК) «Эксперт+» [1] содержит более ста тестов, методик и опросников для оценки персонала. Данная система предназначена для диагностики и анализа следующих компетенций: деловые и управленческие качества, совместимость в коллективе, мотивационные факторы, темперамент, интеллектуальные возможности и продуктивность.
В качестве недостатков системы можно отметить следующие:
‒ отсутствие свободного доступа к системе, использование программы возможно после коммерческого приобретения;
‒ невозможность использования системы для профессионального самоопределения абитуриентов, поскольку программа ориентирована на управление персоналом;
‒ применение системы в рамках конкретного предприятия не учитывает условий всего рынка труда.
Программный комплекс КАТАРСИС [2] представляет собой единую региональную информационную систему, обеспечивающую слаженную работу на всех уровнях службы занятости, может быть использован для автоматизации деятельности центров занятости населения и обеспечивает выполнение следующих операций:
‒ учет ищущих работу граждан и содействие их трудоустройству;
‒ оказание услуг по профессиональной ориентации;
‒ организация профессионального обучения безработных граждан;
‒ организация проведения оплачиваемых общественных работ;
‒ составление приказов;
‒ поддержка базы работодателей и предоставляемых ими вакансий;
‒ анализ данных, формирование ведомственных, произвольных региональных статистических форм;
‒ оказание информационно-справочных услуг (информационные киоски).
Недостатками системы являются следующие:
‒ отсутствие возможности удаленного доступа к системе;
‒ ограниченный набор профориентационных методик;
‒ отсутствует информация о востребованных профессиях;
‒ отсутствует интерпретация результатов тестирования, формируемые рекомендации не включают сведения о подходящих для освоения профессии направлениях подготовки и возможных вакансиях.
Автоматизированная система для профотбора и психодиагностики персонала «ПРОФЕССОР» [6] рекомендуется для использования в организациях, применяющих психологические исследования, для решения следующих задач:
‒ профессионально-психологический отбор при приеме на работу и учебу;
‒ проведение углубленного психологического обследования при решении кадровых вопросов, оценка уровня надежности сотрудников;
‒ анализ межличностных отношений и психологической совместимости;
‒ бесконтактное (заочное) изучение людей и др.
Среди недостатков данной системы можно отметить следующие:
‒ доступ к программе и реализуемым функциям возможен только после ее коммерческого приобретения;
‒ при формировании рекомендаций по выбору профессии не учитываются потребности рынка труда и требования работодателей;
‒ отсутствует информация о направлениях подготовки, которые подходят для освоения рекомендуемых профессий;
‒ интерпретация результатов профориентационного тестирования возможна только профессиональным психологом.
По результатам проведенного анализа можно сказать, что представленные информационные системы обладают недостаточной полнотой информации о современном мире профессий, довольно низким качеством формируемых рекомендаций по выбору профессии, а также отсутствует возможность удаленного доступа. В большинстве систем не предоставляется информации о требуемом образовании и соответствующих вакансиях на рынке труда.
Разработка информационной системы профессионального самоопределения позволит оптимальным образом автоматизировать профориентационные процедуры и решить указанные проблемы. Главное назначение информационной системы профессионального самоопределения – это оказание поддержки лицам, принимающим решения по выбору профессии с учетом индивидуальных профессиональных качеств и потребностей рынка труда. Выбор профессии пользователь будет осуществлять на основе списка подходящих пользователю и востребованных на рынке труда профессий.
Литература:
- Комплексная оценка персонала в организации на Expert-Plus.ru. Режим доступа: http://www.expert-plus.ru (дата обращения 20.04.2012).
- Описание Программного комплекса Катарсис версия 8 [Электронный ресурс] // Катарсис. Научно-производственная компания. URL: http://support.katharsis.ru/index.php?/Knowledgebase/Article/View/580/1/opisnie-progrmmnogo-kompleks-ktrsis-versija-8 (дата обращения 28.03.2015).
- Профессиональные психологические тесты [Электронный ресурс] // ВСЕТЕСТЫ.RU Все профессиональные психологические тесты. URL: http://vsetesti.ru/ (дата обращения: 11.12.2014).
- Профориентационное и образовательное тестирование ТЕЛЕТЕСТИНГ. Режим доступа: http://teletesting.ru/modules/tests (дата обращения 09.05.2012).
- Профориентация. Тесты профориентации: Комплекс методик для профессиональной ориентации. Профориентация школьников. Режим доступа: http://www.effecton.ru/730.html (дата обращения 09.05.2012).
- Психология и бизнес онлайн – Профессор [Электронный ресурс] // Psycho.ru — интернет-проект, посвященный современным психологическим технологиям в бизнесе, рекламе, PR, HR, менеджменте, маркетинге, политике. URL: http://www.psycho.ru/products/115 (дата обращения: 19.02.2015).
- СМОЛ-Эксперт. Режим доступа: http://www.nmc-radix.com/r_se.html (дата обращения 20.04.2012).