Сравнительный анализ существующих программ профессионального самоопределения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 04.12.2016

Статья просмотрена: 486 раз

Библиографическое описание:

Похорукова, М. Ю. Сравнительный анализ существующих программ профессионального самоопределения / М. Ю. Похорукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36192/ (дата обращения: 17.10.2024).



Одним из важных направлений в развитии современного общества является согласование профессиональных интересов соискателей с требованиями работодателей. Решение данной задачи предполагает использование системы профессионального самоопределения, способствующей успешному выбору профессии. Профессиональное самоопределение необходимо осуществлять путем оптимального регулирования личностных интересов и устремлений с целью удовлетворения потребностей общества в кадрах. У соискателей в процессе выбора профессии возникают следующие трудности: отсутствие представления о востребованных профессиях, о том, какие навыки и знания необходимы для успешной профессиональной деятельности, субъективная оценка собственных предпочтений и способностей.

Автором проанализированы существующие системы профессионального самоопределения с функциями автоматизации профориентационных тестов [3] и отмечены наиболее интересные программы в данной области.

Диагностический компьютерный тестовый комплекс «Профориентатор» [4] позволяет определять профессиональную направленность, формировать профильные классы в школе и помогает выбрать направления подготовки в учебных заведениях. Возможностями данного комплекса являются: диагностика интересов по 8-ми сферам профессиональной деятельности; определение уровня развития личных способностей и качеств.

Недостатками системы являются следующие:

‒ отсутствует возможность свободного доступа к системе, однако демонстрируется пример формирования рекомендаций по выбору профессии на основе результатов тестирования пользователя;

‒ ограниченный набор рекомендуемых профессий, не учитывающий современное состояние и потребности рынка труда;

‒ система предназначена, в основном, для школьников и не применима для решения вопросов переквалификации или повышения квалификации сотрудников на предприятиях.

Комплекс Effecton Studio [5] содержит психологические тесты, психокоррекционные упражнения и оригинальные методические разработки, которые позволяют решить задачи психологических служб в образовании, управлении персоналом и личном использовании. В состав этого комплекса входит пакет «Профориентация», который содержит восемь специальных методик, предназначенных для проведения квалифицированной профориентационной работы в сфере образовании, службе занятости населения, кадровом агентстве, отделе кадров предприятий и др.

Среди недостатков можно отметить следующие:

‒ программа не является свободно-распространяемой, хотя имеется возможность ознакомиться с демо-версией системы, обладающей ограниченными функциями;

‒ рекомендации, формируемые в системе, носят общий характер и не применимы в рамках конкретного города или предприятия;

‒ ограниченный набор профориентационных методик, которых не достаточно для комплексного оценивания профессиональных возможностей пользователя, его знаний и умений;

‒ отсутствует информация о направлениях подготовки в учебных заведениях, подходящих для освоения рекомендуемых профессий.

Компьютерная система психодиагностики СМОЛ-Эксперт [7] основана на тесте СМОЛ. СМОЛ – сокращенный вариант известного теста MMPI, позволивший на порядок уменьшить время тестирования за счет устранения дублирующих тест-объектов с наименьшим диагностическим весом. Программа используется для работы с кадрами (подробная характеристика особенностей личности, оценка профессиональной пригодности), в медицине (детальный анализ психического состояния, предположительный клинический диагноз, рекомендации по психотерапии) и для психологического консультирования (глубокий анализ особенностей личности и психологического состояния).

Недостатками данной программы являются:

‒ ограниченность сведений о профессиональных качествах пользователя, формируемых на основе результатов тестирования;

‒ отсутствие информации о рекомендуемых для освоения профессии направлениях подготовки;

‒ общие рекомендации по выбору профессии не учитывают требования работодателей квалификации соискателей и потребности рынка труда.

Программно-диагностический комплекс (ПДК) «Эксперт+» [1] содержит более ста тестов, методик и опросников для оценки персонала. Данная система предназначена для диагностики и анализа следующих компетенций: деловые и управленческие качества, совместимость в коллективе, мотивационные факторы, темперамент, интеллектуальные возможности и продуктивность.

В качестве недостатков системы можно отметить следующие:

‒ отсутствие свободного доступа к системе, использование программы возможно после коммерческого приобретения;

‒ невозможность использования системы для профессионального самоопределения абитуриентов, поскольку программа ориентирована на управление персоналом;

‒ применение системы в рамках конкретного предприятия не учитывает условий всего рынка труда.

Программный комплекс КАТАРСИС [2] представляет собой единую региональную информационную систему, обеспечивающую слаженную работу на всех уровнях службы занятости, может быть использован для автоматизации деятельности центров занятости населения и обеспечивает выполнение следующих операций:

‒ учет ищущих работу граждан и содействие их трудоустройству;

‒ оказание услуг по профессиональной ориентации;

‒ организация профессионального обучения безработных граждан;

‒ организация проведения оплачиваемых общественных работ;

‒ составление приказов;

‒ поддержка базы работодателей и предоставляемых ими вакансий;

‒ анализ данных, формирование ведомственных, произвольных региональных статистических форм;

‒ оказание информационно-справочных услуг (информационные киоски).

Недостатками системы являются следующие:

‒ отсутствие возможности удаленного доступа к системе;

‒ ограниченный набор профориентационных методик;

‒ отсутствует информация о востребованных профессиях;

‒ отсутствует интерпретация результатов тестирования, формируемые рекомендации не включают сведения о подходящих для освоения профессии направлениях подготовки и возможных вакансиях.

Автоматизированная система для профотбора и психодиагностики персонала «ПРОФЕССОР» [6] рекомендуется для использования в организациях, применяющих психологические исследования, для решения следующих задач:

‒ профессионально-психологический отбор при приеме на работу и учебу;

‒ проведение углубленного психологического обследования при решении кадровых вопросов, оценка уровня надежности сотрудников;

‒ анализ межличностных отношений и психологической совместимости;

‒ бесконтактное (заочное) изучение людей и др.

Среди недостатков данной системы можно отметить следующие:

‒ доступ к программе и реализуемым функциям возможен только после ее коммерческого приобретения;

‒ при формировании рекомендаций по выбору профессии не учитываются потребности рынка труда и требования работодателей;

‒ отсутствует информация о направлениях подготовки, которые подходят для освоения рекомендуемых профессий;

‒ интерпретация результатов профориентационного тестирования возможна только профессиональным психологом.

По результатам проведенного анализа можно сказать, что представленные информационные системы обладают недостаточной полнотой информации о современном мире профессий, довольно низким качеством формируемых рекомендаций по выбору профессии, а также отсутствует возможность удаленного доступа. В большинстве систем не предоставляется информации о требуемом образовании и соответствующих вакансиях на рынке труда.

Разработка информационной системы профессионального самоопределения позволит оптимальным образом автоматизировать профориентационные процедуры и решить указанные проблемы. Главное назначение информационной системы профессионального самоопределения – это оказание поддержки лицам, принимающим решения по выбору профессии с учетом индивидуальных профессиональных качеств и потребностей рынка труда. Выбор профессии пользователь будет осуществлять на основе списка подходящих пользователю и востребованных на рынке труда профессий.

Литература:

  1. Комплексная оценка персонала в организации на Expert-Plus.ru. Режим доступа: http://www.expert-plus.ru (дата обращения 20.04.2012).
  2. Описание Программного комплекса Катарсис версия 8 [Электронный ресурс] // Катарсис. Научно-производственная компания. URL: http://support.katharsis.ru/index.php?/Knowledgebase/Article/View/580/1/opisnie-progrmmnogo-kompleks-ktrsis-versija-8 (дата обращения 28.03.2015).
  3. Профессиональные психологические тесты [Электронный ресурс] // ВСЕТЕСТЫ.RU Все профессиональные психологические тесты. URL: http://vsetesti.ru/ (дата обращения: 11.12.2014).
  4. Профориентационное и образовательное тестирование ТЕЛЕТЕСТИНГ. Режим доступа: http://teletesting.ru/modules/tests (дата обращения 09.05.2012).
  5. Профориентация. Тесты профориентации: Комплекс методик для профессиональной ориентации. Профориентация школьников. Режим доступа: http://www.effecton.ru/730.html (дата обращения 09.05.2012).
  6. Психология и бизнес онлайн – Профессор [Электронный ресурс] // Psycho.ru — интернет-проект, посвященный современным психологическим технологиям в бизнесе, рекламе, PR, HR, менеджменте, маркетинге, политике. URL: http://www.psycho.ru/products/115 (дата обращения: 19.02.2015).
  7. СМОЛ-Эксперт. Режим доступа: http://www.nmc-radix.com/r_se.html (дата обращения 20.04.2012).
Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, направление подготовки, профессиональное самоопределение, потребность рынка труда, ограниченный набор, система, MMPI, информационная система, коммерческое приобретение, недостаток системы.


Задать вопрос