В статье представлен вопрос о технологии критического мышления у младших школьников. Предложены формы работы по формированию данной технологии.
Ключевые слова: младший школьник, технология критического мышления
Достичь нового качественного образования, соответствующего важным аспектам современного общества — вот основная цель реформирования и совершенствования всей образовательной системы Российской Федерации. Урок как процесс развития личности с приоритетами индивидyaльности, самореализации учащихся и открытости — одно из лидирующих положений [2, c. 44].
Технология развития критического мышления дает возможность так построить процесс обучения, что личность ученика и получаемая информация взаимодействуют на научных основаниях, и направлена она на развитие и совершенствование навыков принятия информации, ее анализа, обработки и применения информации из вне.
Критическое мышление — мыслительная деятельность человека, сопровождающаяся высокой оценкой объективности и восприятия мира вокруг, предметов, деталей и мелочей [1, с.57].
Ж. Пиаже и его теория «Об этапах интеллектуального развития ребенка» является теоретической основой технологии критического мышления.
Критическое мышление и работа в рамках данной технологии позволяет пробудить и развивать, совершенствовать и отрабатывать такие качества учащихся, как:
– внимательно воспринимать идеи других учащихся и взрослых, т. е. гибкость;
– четко планировать, т. е. логично мыслить и ясно выражать свои мысли;
– грамотно использовать свои и чужие ошибки для дальнейшего опыта, способность и умение их корректировать;
– достигать поставленную цель настойчиво, т. е. целеполагание;
– способность и желание заниматься самообучением самостоятельно;
– поиск и оформление компромиссных решений, проектов, действий.[2,c.51]
Отличительной особенностью представленной технологии критического мышления выступает то, что именно она дает возможность педагогам проводить учебный процесс в рамках урока в максимально оптимальном режиме с высоким уровнем работоспособности, усвоения изучаемого материала на основе постоянного поиска ответов на поставленные вопросы.
Как и перед использованием чего-либо нового, так и перед внедрением образовательной технологии необходимо провести тестирование и апробацию, соответствует ли она и насколько основным базовым принципам теории развития критического мышления.
Для плодотворного внедрения технологии критического мышления в коллективе детей необходимо:
– организовать групповую работу в классе;
– стимулировать активное участие младших школьников в процессе обучения;
– развивать общение;
– воспринимать каждого ученика как нечто ценное, даже если уровень его успеваемости низок;
– способствовать повышению интереса к самообучению;
– использовать большое количество графического материала и приемы визуализации предметов и явлений и т. д. [3, c. 311]
Для учащихся начальной школы полезными являются освоение схематических изображений, моделей и сам процесс их создания. При этом происходит развитие основных составляющих мышления: синтеза, анализа, обобщения, а также абстрагирования и составления объемных фигур.
Урок в рамках использования технологии критического мышления имеет три базовые фазы: вызов, осмысление, рефлексия.Психологи и педагоги, работающие в данном направлении, поясняют, что именно такая структурированная организация деятельности на уроке имеет прямое соответствие этапам восприятия человека:
– настрой и анализ прошлого опыта (уже имеющихся знаний в данном вопросе);
– знакомство с новым материалом и его «переработка»;
– обдумывание и применение на практике (подумать, зачем ему это,где и как применятся).
Этап «вызов». Вызов у учащихся того, что он уже знает по данной теме, ученик вспоминает, что ему известно, задает вопросы, на которые бы хотел ответить.
Задачи данного этапа:
– актуализация имеющихся знаний, представлений;
– вызов познавательного интереса к изучаемой теме;
– определение направления изучения темы самими учащимися.
В процессе реализации фазы вызова ученики свободно выражают свою точку зрения по поводу изучаемой темы, не боятся сделать ошибку и быть исправленными педагогом или одноклассниками. Все высказывания желательно фиксируются, так как любое из них будет иметь веское значение для последующей работы.[3,c.345]
Здесь сочетание групповой и индивидуальной работы имеет высокие результаты. Групповая работа позволит услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями способствует и рождению новых идей, многие их которых являются результативными и даже неожиданными.
Учитель на данном этапе должен получить воспоминания учащихся, провести обмен мнениями спокойно, без конфликтов, фиксировать и систематизировать полученные данные.
Упражнения стадии «Вызов»:
– «Мозговой штурм»;
– Копилка идей;
– кластер
– «Поверите ли вы, что…»,
– «Знаю — Хочу узнать — Узнал» и др.
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов на стадии “Вызова” — это вопросы до изучения темы, ответы на которые хотят получить ученики в процессе изучения темы. Тонкие вопросы имеют однозначный ответ. Толстые вопросы — вопросы проблемные, ответ на которые неоднозначен.[4,c.53]
Тонкие вопросы? |
Толстые вопросы? |
– кто... – что... – когда... – может... – будет... – мог ли... – как звали... – было ли... – согласны ли вы... – верно... |
– дайте объяснение, почему... – почему вы думаете... – почему вы считаете... – в чем разница... – предположите, что будет, если... – что, если. |
Прием — игра «Поверите ли вы?» (учитель задает вопросы, ученики отвечают — «да или нет»).
- Вepите ли вы, что в пустыне живут слоны? — да — нет
- Вepите ли вы, что в пустыне нет растений? — да — нет
- Вepите ли вы, что в пустыне жарко? — да — нет
- Вepите ли вы, что в пустыне идет снег? — да — нет и т. д.
Этап «осмысление». В его рамках проходит непосредственная работа ученика с информацией, работа четко направленная и обязательно осмысленная. Учащийся имеет возможность подумать и понять происхождение изучаемого объекта, в процессе фильтрации старой и новой информации, формулирует вопросы о предмете, определяет свою собственную позицию и отношение.[1,c.175]
Непосредственный контакт с новым материалом (текст, фильм, презентация, материал параграфа) готовит учеников к анализу и обсуждению, работа ведётся индивидуально или в парах.
Приёмы, используемые в технологии критического мышления, направляют работу учащегося на самостоятельное и осмысленное получение новой информации.
– отметки значками «v«, "+", "-", "?" (по мере чтения отмечаются на носителе);
– приём «Да-и-нетка»;
– различные записи типа ежедневников, двойных дневников, бортовых журналов;
– чтение с остановками;
– поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока и др.
Прием «пазлы»: запомнить много понятий, названий, терминов можно с помощью этого способа. Педагог предварительно готовит карточки по количеству учеников в классе. На первой половине карточек пишется название термина, понятия, на второй половине карточек — его пояснение, толкование. Формируйте пары. Например, на уроке географии можно написать страны и их столицы, на уроке литературы — имена главных героев и их характеристики или произведение, или автора.
Заключительный этап «Рефлексия». Здесь происходит выражение вновь возникших идей и информации собственными словами от отдельно взятого ученика. Каждый учащийся целостно осмыслил материал и готов обобщить полученную информацию в процессе обмена мнениями между обучаемыми не только друг с другом, но и с преподавателем. Проводится комплексный анализ всего процесса изучения материала, формируется окончательное собственное отношения к изучаемому материалу и, возможно, создание нового «вызова».
Это «момент истины», когда становится ясно, грамотно и корректно ли была проведена работа на уроке, найдены ли ответы на вопросы, поставленные в начале занятия, в рамках стадии вызова.[1,c.112]
Приёмы, используемые на стадии «Рефлексия»:
– полное заполнение кластеров, таблиц, фиксация причинно-следственных связей между разделами материала;
– возврат к основным словами понятиям, верным и неверным утверждениям;
– ответы на поставленные вопросы;
– проведение различных видов обсуждений, круглых столов, клубов;
– написание работ творческого характера (эссе, синквейны, кубики);
В целом, технология критического мышления дает каждому педагогу создавать и использовать свои собственные методы и способы для повышения успешности и эффективности процесса обучения. По мере взросления учащиеся школы все больше и больше проникают в огромный мир экспериментов. Доклады на изучаемую тему урока, выполненные самостоятельно, улучшают результаты познавательной деятельности младших школьников. [1, c. 89]
Литература:
- Генике Е. А., Трифонова Е. А. Рaзвитие критического мышления (бaзовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. — Том 1 // под общ. ред. Л. И. Семиной. — М.: изд-во «Бони», 2002. — 239 с.
- Зaир-Бек С. И. Рaзвитие критического мышления через чтение и письмо нa урокaх. — М.: Просвещение, 2004. — 236 с.
- Модернизaция современного обрaзовaния: теория и прaктикa. сборник нaучных трудов / под ред. И. М. Осмоловской, д.пед.н., сост. Л. Б. Прокофьевa, Г. A. Воронинa — М.: ИТиИП РAО, 2004. — 524 с.
- Технологии открытого обрaзовaния: Сборник нaучно-методических мaтериaлов Московского открытого обрaзовaтельного проектa / Под. ред. Н. П. Дерзковой — М.: AПКиПРО, 2002. — 88 с.