Об использовании технологии развития критического мышления в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 2610 раз

Библиографическое описание:

Голышева, И. А. Об использовании технологии развития критического мышления в начальной школе / И. А. Голышева, Е. С. Сбитнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 640-642. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36194/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье представлен вопрос о технологии критического мышления у младших школьников. Предложены формы работы по формированию данной технологии.

Ключевые слова: младший школьник, технология критического мышления

Достичь нового качественного образования, соответствующего важным аспектам современного общества — вот основная цель реформирования и совершенствования всей образовательной системы Российской Федерации. Урок как процесс развития личности с приоритетами индивидyaльности, самореализации учащихся и открытости — одно из лидирующих положений [2, c. 44].

Технология развития критического мышления дает возможность так построить процесс обучения, что личность ученика и получаемая информация взаимодействуют на научных основаниях, и направлена она на развитие и совершенствование навыков принятия информации, ее анализа, обработки и применения информации из вне.

Критическое мышление — мыслительная деятельность человека, сопровождающаяся высокой оценкой объективности и восприятия мира вокруг, предметов, деталей и мелочей [1, с.57].

Ж. Пиаже и его теория «Об этапах интеллектуального развития ребенка» является теоретической основой технологии критического мышления.

Критическое мышление и работа в рамках данной технологии позволяет пробудить и развивать, совершенствовать и отрабатывать такие качества учащихся, как:

– внимательно воспринимать идеи других учащихся и взрослых, т. е. гибкость;

– четко планировать, т. е. логично мыслить и ясно выражать свои мысли;

– грамотно использовать свои и чужие ошибки для дальнейшего опыта, способность и умение их корректировать;

– достигать поставленную цель настойчиво, т. е. целеполагание;

– способность и желание заниматься самообучением самостоятельно;

– поиск и оформление компромиссных решений, проектов, действий.[2,c.51]

Отличительной особенностью представленной технологии критического мышления выступает то, что именно она дает возможность педагогам проводить учебный процесс в рамках урока в максимально оптимальном режиме с высоким уровнем работоспособности, усвоения изучаемого материала на основе постоянного поиска ответов на поставленные вопросы.

Как и перед использованием чего-либо нового, так и перед внедрением образовательной технологии необходимо провести тестирование и апробацию, соответствует ли она и насколько основным базовым принципам теории развития критического мышления.

Для плодотворного внедрения технологии критического мышления в коллективе детей необходимо:

– организовать групповую работу в классе;

– стимулировать активное участие младших школьников в процессе обучения;

– развивать общение;

– воспринимать каждого ученика как нечто ценное, даже если уровень его успеваемости низок;

– способствовать повышению интереса к самообучению;

– использовать большое количество графического материала и приемы визуализации предметов и явлений и т. д. [3, c. 311]

Для учащихся начальной школы полезными являются освоение схематических изображений, моделей и сам процесс их создания. При этом происходит развитие основных составляющих мышления: синтеза, анализа, обобщения, а также абстрагирования и составления объемных фигур.

Урок в рамках использования технологии критического мышления имеет три базовые фазы: вызов, осмысление, рефлексия.Психологи и педагоги, работающие в данном направлении, поясняют, что именно такая структурированная организация деятельности на уроке имеет прямое соответствие этапам восприятия человека:

– настрой и анализ прошлого опыта (уже имеющихся знаний в данном вопросе);

– знакомство с новым материалом и его «переработка»;

– обдумывание и применение на практике (подумать, зачем ему это,где и как применятся).

Этап «вызов». Вызов у учащихся того, что он уже знает по данной теме, ученик вспоминает, что ему известно, задает вопросы, на которые бы хотел ответить.

Задачи данного этапа:

– актуализация имеющихся знаний, представлений;

– вызов познавательного интереса к изучаемой теме;

– определение направления изучения темы самими учащимися.

В процессе реализации фазы вызова ученики свободно выражают свою точку зрения по поводу изучаемой темы, не боятся сделать ошибку и быть исправленными педагогом или одноклассниками. Все высказывания желательно фиксируются, так как любое из них будет иметь веское значение для последующей работы.[3,c.345]

Здесь сочетание групповой и индивидуальной работы имеет высокие результаты. Групповая работа позволит услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями способствует и рождению новых идей, многие их которых являются результативными и даже неожиданными.

Учитель на данном этапе должен получить воспоминания учащихся, провести обмен мнениями спокойно, без конфликтов, фиксировать и систематизировать полученные данные.

Упражнения стадии «Вызов»:

– «Мозговой штурм»;

– Копилка идей;

– кластер

– «Поверите ли вы, что…»,

– «Знаю — Хочу узнать — Узнал» и др.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов на стадии “Вызова” — это вопросы до изучения темы, ответы на которые хотят получить ученики в процессе изучения темы. Тонкие вопросы имеют однозначный ответ. Толстые вопросы — вопросы проблемные, ответ на которые неоднозначен.[4,c.53]

Тонкие вопросы?

Толстые вопросы?

– кто...

– что...

– когда...

– может...

– будет...

– мог ли...

– как звали...

– было ли...

– согласны ли вы...

– верно...

– дайте объяснение, почему...

– почему вы думаете...

– почему вы считаете...

– в чем разница...

– предположите, что будет, если...

– что, если.

Прием — игра «Поверите ли вы?» (учитель задает вопросы, ученики отвечают — «да или нет»).

  1. Вepите ли вы, что в пустыне живут слоны? — да — нет
  2. Вepите ли вы, что в пустыне нет растений? — да — нет
  3. Вepите ли вы, что в пустыне жарко? — да — нет
  4. Вepите ли вы, что в пустыне идет снег? — да — нет и т. д.

Этап «осмысление». В его рамках проходит непосредственная работа ученика с информацией, работа четко направленная и обязательно осмысленная. Учащийся имеет возможность подумать и понять происхождение изучаемого объекта, в процессе фильтрации старой и новой информации, формулирует вопросы о предмете, определяет свою собственную позицию и отношение.[1,c.175]

Непосредственный контакт с новым материалом (текст, фильм, презентация, материал параграфа) готовит учеников к анализу и обсуждению, работа ведётся индивидуально или в парах.

Приёмы, используемые в технологии критического мышления, направляют работу учащегося на самостоятельное и осмысленное получение новой информации.

– отметки значками «v«, "+", "-", "?" (по мере чтения отмечаются на носителе);

– приём «Да-и-нетка»;

– различные записи типа ежедневников, двойных дневников, бортовых журналов;

– чтение с остановками;

– поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока и др.

Прием «пазлы»: запомнить много понятий, названий, терминов можно с помощью этого способа. Педагог предварительно готовит карточки по количеству учеников в классе. На первой половине карточек пишется название термина, понятия, на второй половине карточек — его пояснение, толкование. Формируйте пары. Например, на уроке географии можно написать страны и их столицы, на уроке литературы — имена главных героев и их характеристики или произведение, или автора.

Заключительный этап «Рефлексия». Здесь происходит выражение вновь возникших идей и информации собственными словами от отдельно взятого ученика. Каждый учащийся целостно осмыслил материал и готов обобщить полученную информацию в процессе обмена мнениями между обучаемыми не только друг с другом, но и с преподавателем. Проводится комплексный анализ всего процесса изучения материала, формируется окончательное собственное отношения к изучаемому материалу и, возможно, создание нового «вызова».

Это «момент истины», когда становится ясно, грамотно и корректно ли была проведена работа на уроке, найдены ли ответы на вопросы, поставленные в начале занятия, в рамках стадии вызова.[1,c.112]

Приёмы, используемые на стадии «Рефлексия»:

– полное заполнение кластеров, таблиц, фиксация причинно-следственных связей между разделами материала;

– возврат к основным словами понятиям, верным и неверным утверждениям;

– ответы на поставленные вопросы;

– проведение различных видов обсуждений, круглых столов, клубов;

– написание работ творческого характера (эссе, синквейны, кубики);

В целом, технология критического мышления дает каждому педагогу создавать и использовать свои собственные методы и способы для повышения успешности и эффективности процесса обучения. По мере взросления учащиеся школы все больше и больше проникают в огромный мир экспериментов. Доклады на изучаемую тему урока, выполненные самостоятельно, улучшают результаты познавательной деятельности младших школьников. [1, c. 89]

Литература:

  1. Генике Е. А., Трифонова Е. А. Рaзвитие критического мышления (бaзовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. — Том 1 // под общ. ред. Л. И. Семиной. — М.: изд-во «Бони», 2002. — 239 с.
  2. Зaир-Бек С. И. Рaзвитие критического мышления через чтение и письмо нa урокaх. — М.: Просвещение, 2004. — 236 с.
  3. Модернизaция современного обрaзовaния: теория и прaктикa. сборник нaучных трудов / под ред. И. М. Осмоловской, д.пед.н., сост. Л. Б. Прокофьевa, Г. A. Воронинa — М.: ИТиИП РAО, 2004. — 524 с.
  4. Технологии открытого обрaзовaния: Сборник нaучно-методических мaтериaлов Московского открытого обрaзовaтельного проектa / Под. ред. Н. П. Дерзковой — М.: AПКиПРО, 2002. — 88 с.
Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, групповая работа, информация, материал, нет, обмен мнениями, педагог, поиск ответов, половина карточек, процесс обучения.


Похожие статьи

Применение технологии развития критического мышления у обучающихся 8–9 классов на уроках информатики и ИКТ

В статье представлен материал, иллюстрирующий применение технологии развития критического мышления на уроках информатики и ИКТ в средней школе.

Применение технологии критического мышления на уроках математики

В статье авторы показывают эффективность применения приёмов технологии критического мышления для формирования УУД учащихся.

Развитие навыка чтения у детей дошкольного и младшего школьного возраста

В статье представлен научно-популярный подход к развитию навыков чтения у дошкольников и младших школьников. Раскрыты взгляды видных психологов, занимающихся развитием и анализом интеллекта детей раннего возраста.

Формирование критического мышления младших школьников на уроках окружающего мира: опытно-экспериментальная часть

В статье рассматривается проблема формирования критического мышления у младших школьников. Изложены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию критического мышления учащихся на уроках по предмету «Окружающий мир».

Практическое применение теории решения изобретательских задач в дошкольной педагогике

В статье приводятся примеры практического применения методики ТРИЗ, как одного из путей развития креативных навыков дошкольника. Автор дает обоснование значимости использования данной методики в работе с дошкольниками.

Развитие у дошкольников умений видеть проблемы и выдвигать гипотезы через детское экспериментирование

В статье представлен опыт работы по познавательному развитию детей, раскрывается использование метода экспериментирования с детьми в данном направлении.

Применение технологии критического мышления на уроках физики и математики в средней школе

В статье рассматриваются возможности применения технологии критического мышления на уроках физико-математического цикла. Представлены различные приемы и методы данной технологии, их примеры и преимущества использования.

К вопросу о диагностике социальной компетентности у младших школьников

В статье представлена проблема диагностики сформированности социальной компетентности у младших школьников. Предложены формы работы по ее формированию.

Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада

В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.

Использование игровых педагогических технологий с целью повышения познавательной активности дошкольников старшего возраста

В статье авторы отражают работу по активизации познавательного мышления через использование игровых технологий.

Похожие статьи

Применение технологии развития критического мышления у обучающихся 8–9 классов на уроках информатики и ИКТ

В статье представлен материал, иллюстрирующий применение технологии развития критического мышления на уроках информатики и ИКТ в средней школе.

Применение технологии критического мышления на уроках математики

В статье авторы показывают эффективность применения приёмов технологии критического мышления для формирования УУД учащихся.

Развитие навыка чтения у детей дошкольного и младшего школьного возраста

В статье представлен научно-популярный подход к развитию навыков чтения у дошкольников и младших школьников. Раскрыты взгляды видных психологов, занимающихся развитием и анализом интеллекта детей раннего возраста.

Формирование критического мышления младших школьников на уроках окружающего мира: опытно-экспериментальная часть

В статье рассматривается проблема формирования критического мышления у младших школьников. Изложены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию критического мышления учащихся на уроках по предмету «Окружающий мир».

Практическое применение теории решения изобретательских задач в дошкольной педагогике

В статье приводятся примеры практического применения методики ТРИЗ, как одного из путей развития креативных навыков дошкольника. Автор дает обоснование значимости использования данной методики в работе с дошкольниками.

Развитие у дошкольников умений видеть проблемы и выдвигать гипотезы через детское экспериментирование

В статье представлен опыт работы по познавательному развитию детей, раскрывается использование метода экспериментирования с детьми в данном направлении.

Применение технологии критического мышления на уроках физики и математики в средней школе

В статье рассматриваются возможности применения технологии критического мышления на уроках физико-математического цикла. Представлены различные приемы и методы данной технологии, их примеры и преимущества использования.

К вопросу о диагностике социальной компетентности у младших школьников

В статье представлена проблема диагностики сформированности социальной компетентности у младших школьников. Предложены формы работы по ее формированию.

Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада

В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.

Использование игровых педагогических технологий с целью повышения познавательной активности дошкольников старшего возраста

В статье авторы отражают работу по активизации познавательного мышления через использование игровых технологий.

Задать вопрос