Налоговая политика является важным понятием в государственной системе налогообложения и представляет собой государственные меры в сфере налогообложения. То есть без всякого сомнения можно сказать, что налоговая политика является одной из важнейших социально-экономических категорий, которая основана на законодательстве, а также процессах, происходящих в обществе и государстве в рамках налоговых отношений [3].
В современных условиях рыночной экономики налоговые отношения и их развитие активно обсуждается. Это в первую очередь связано с постоянном совершенствованием налоговой системы Российской Федерации.
Главная цель этих постоянных совершенствований налоговой системы — наибольшее согласование интересов налогоплательщиков и государства — это необходимо для достижения высокого экономического развития страны [6].
Любое предприятие (организация) стремиться найти наиболее оптимальный вариант налоговой политики, при этом не выступая за рамки законодательства Российской Федерации. Применение наиболее оптимального варианта налоговой политики предполагает появление возможности эффективных элементов налогового управления, оценки их результативности, учитывая полученную экономию; а также стоимость внедрения данной налоговой политики.
Важным преимуществом также является возможность корректировать действия и отказаться от применения неэффективных методов налоговой политики [1].
При этом следует учитывать негативные последствия налоговых рисков [5]:
– ущерб деловой репутации;
– конфискация имущества;
– уголовная ответственность руководителей;
– отзыв лицензий;
– банкротство и другое.
Таким образом, для того чтобы избежать негативных последствий рисков необходимо научиться ими управлять.
Проведем анализ основных видов налоговых рисков (см.табл.1) [4].
Таблица 1
Анализ основных видов налоговых рисков
Вид риска |
Содержание |
Риски налогового контроля, усиление налогового бремени |
Доначисление налогов, начисление пеней; штрафные санкции и др. |
Риск невозможности компенсировать последствия возникшей рисковой ситуации |
Оценка возможных потерь из-за возникшей рисковой ситуации |
Изменение налогового законодательства |
Постоянное изменение налогового законодательства, отсутствие быстрой реакции организаций на данные изменения. |
Появление разъяснений налоговых органов |
Отсутствие точных разъяснений на спорные моменты в законодательстве или в возникающих ситуациях |
Риск смены работников бухгалтерии |
Дальнейшая передача обязанностей по ведению бухгалтерского и налогового учета на других работников |
Риск потери налоговых льгот |
Реализация какой-либо неправильно построенной схемы может послужить причиной потери налоговых льгот |
Риск упущенной выгоды |
Руководствующий состав не в кое случае не должен ставить в приоритет деятельности фирмы налоговое планирование. |
Безусловно, налоговым рискам подвержены все хозяйствующие субъекты. В связи с чем необходимо разработать систему оценки и управления рисками со стороны государства должна проводится оценка затрат налогоплательщиков на уплату налогов, это необходимо для того чтобы сохранить стимулы к расширению производства, инвестированию. То есть выполнение стимулирующей функции налогов.
Итак, управление налогами позволяет уменьшить налоговые риски, обусловленные как внешними, так и внутренними факторами.
На сегодняшний день налогоплательщики могут и в идеале должны выявлять налоговые риски и принимать дальнейшие действия направленные на предотвращение наступления выявленных рисков.
В РФ разработана Концепция плановых выездных налоговых поездок, находящаяся в открытом доступе. На основе критериев, разработанных в ней организации сами могут оценить вероятность наступления рискованных событий.
Стоит отметить, что значительный вклад в развитие института налоговой оптимизации внес Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации своим постановлением от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» [4].
Налоговый риск чаще всего характеризуется количественной оценкой, которая показывает возможные финансовые потери. Провести такую оценку, связанную с ошибками в исчислении налога, не является затруднительным.
Выделяют две основные группы ошибок, приводящих к возможным финансовым потерям [2]:
1) При обнаружении налоговой инспекцией таких ошибок налогоплательщикам придется выплатить сам налог, а также штрафы и пени за ошибки. В основном эти ошибки проявляются в нарушении требований законодательства о налогах и сбора.
По таким операциям налоговые риски близки к 100 % и зависят от прихода налоговой проверки, а также квалификации проверяющих.
2) При обнаружении ошибок второй группы начисляются дополнительные штрафы и пени. К таким ошибкам относятся: сделки с недобросовестными контрагентами сделки, связанные с оптимизацией налогообложения и с неопределенностью в трактовке законодательства о налогах и сборах.
Итак, налоговые риски государства и организаций тесно взаимосвязаны. Для уменьшения налоговых рисков необходимо грамотно построить организацию бизнеса, для этого необходимо, чтобы в штат организации входили высоко квалифицированные сотрудники. К тому же необходимо каждому из них повышать свою квалификацию, в частности, обновлять знания в области гражданского, налогового и трудового законодательства. Данные меры позволят снизить налоговый риск.
Но при этом государство со своей стороны обязано проводить оценку налоговых рисков для налогоплательщиков. Эти налоговые риски связанны с возможностью их финансовых потерь из-за повышения налоговых ставок, отмены налоговых льгот или других изменений налогового законодательства [4].
Таким образом, у экономического субъекта появляется возможность получить прогнозные значения с помощью которых можно корректировать и планировать свою деятельность, оптимизировать налоговою нагрузку и многое другое. В результате всего перечисленного достигать самой главной цели любого предприятия — повышать эффективность финансово-хозяйственной деятельности.
Литература:
- Абакарова Р. Ш. Законные действия в сфере управления налогами // Теория и практика общественного развития. — 2015. — № 6. — С. 74–76.
- Бочкарева Т. Н. Управление налоговой нагрузкой по налогу на прибыль организаций // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2013. — № 4. — С. 36–45.
- Дикаева Л. Х. Современные проблемы управления налогами на предприятии: пути их решения // Совершенствование социально-экономической и научно-образовательной сферы как средство преодоления кризиса в России материалы международной научно‐практической конференции. — 2015. — С. 128–137.
- Ивлева О. А. Налоговое управление как система взаимодействия бизнеса и власти // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2015. — № 9 (64). — С. 11–15.
- Курилова Л. М. Управление налогами — инструмент налоговой политики государства и налогоплательщика // Ученые записки Института управления, бизнеса и права. Серия: Экономика. — 2013. — Т. 1. — № 3. — С. 180–185.
- Минеева А. Ю. Организация механизма управления налогообложением на предприятии // Управление экономикой: методы, модели, технологии материалы XV Международной научной конференции. — 2015. — С. 180–183.